Выступление «Формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов средствами музыкального искусства»

Елена Хрипунова
Выступление «Формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов средствами музыкального искусства»

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. И прежде всего надо развивать у ребенка музыкальность.

Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями. Например ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.).

Третий признак музыкальности — проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки — это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. На своих занятиях мы с детьми проговариваю пословицы, инсценируем песни, потешки, попевки. Русскую народную музыку и сказки используем на праздниках, развлечениях. Разве можно устоять на месте, когда звенят бубны, трещат ложки, развлекают разудалые скоморохи, и замечаю, как дети эмоционально раскрываются и активно включаются в игровые ситуации.

Таким образом, народное искусство, глубоко проникая в жизнь ребенка, формирует его эмоционально- эстетическое восприятие родной культуры.

Основными составляющими нашей деятельности являются музыкально- эстетические занятия, включающие театрализацию как средство для раскрепощения и эмоционального развития детей. Ведущая роль в становлении творческой личности принадлежит классике. На занятиях я наблюдаю, что многие дети совершенно незнакомы с классической музыкой. Для большинства детей эталоном музыкального искусства являются популярные эстрадные песни и их исполнители. Но я стараюсь придерживаться классического репертуара, и надеюсь, что мне удастся привить детям хотя бы минимальный интерес к классической музыке. Отрадно видеть, когда малыш может похвастаться родителям, что он знает композиторов и названия музыкальных произведений, различает звучание инструментов симфонического оркестра.

Немаловажное значение в нашем дошкольном учреждении имеет театрализованная деятельность. Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

В. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Коллектив нашего детского сада на протяжении нескольких лет углубленно занимается развитием театрально-игровой деятельности, постановкой детских сказок. Прежде всего мы создали условия для театрально-игровой деятельности детей: вместе с воспитателями изготовили теневые и пальчиковые театры, сделали ширму с занавесом для смены декорации во время спектакля, костюмерную и гримерную. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам.

Дети уже не первый год показывают разные спектакли, сказки. Это «Гадкий утенок», «Золушка», «Аленький цветочек» и другие. Трудно поверить, что в спектаклях заняты не профессиональные актеры. С какой душой, с какой отдачей каждый ребенок стремиться донести до зрителей образ своего героя. И не только музыкальное оформление спектакля и декорации завораживают зрителей, но и каждый жест, интонация голоса, движение маленьких актеров находят отклик в душах взрослых. Детям очень нравиться выступать, показываться в костюмах, представлять себя сказочными героями. Все это дает им ощущение радости и чувство удовлетворения от сделанного. Ощущения, полученные при выступлениях в спектаклях, ребенок переносит в реальную жизнь и, соответственно, по-другому начинает вести себя на занятиях, в семье, со сверстниками. Дети более внимательно слушают и лучше воспринимают любой материал, энергичнее работают, а главное, получают от своего успеха истинное наслаждение.

В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Малыши — зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки исполняют танец цветов в сказке «Гадкий утенок», маленьких птенчиков – в сказке «Аленький цветочек»).

В средней группе продолжаем обогащать впечатления детей, развиваем их игровые навыки. Дети этого возраста предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя.

Ребята старшего дошкольного возраста уже более свободно ведут себя на сцене и активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. На утренниках мы обыгрываем сказки, где главные действующие лица — звери. Роль зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц.

Текст пьес, сценарии, сказки выбираем вместе с воспитателями, учитываем знания и интересы детей, в соответствии с данным возрастом. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть, поведения персонажей.

Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем разучиваем с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

При распределении ролей учитываем индивидуальные особенности детей, их возможности. Нас волновал вопрос: а как быть, если не все желающие смогут получить роль? Решили на каждую роль назначать дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. Ребятам подготовительной к школе группы предоставляем возможность самим распределять роли.

Большую работу детский сад проводит с родителями: оформили стенд «Художественное творчество детей» с цветными фотографиями, где видно, как дети участвуют в театрализованной деятельности.

Проводим консультации для родителей на темы «театрализация в детском саду», «Значение музыкального искусства в развитии эмоциональной отзывчивости», «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях» и т. д.

В заключении хочется сказать, что ТЕАТР — универсален, он включает в себя почти все виды искусства и эстетической деятельности человека. Создание театра в нашем детском саду способно привести к удивительным, на наш взгляд, результатам. Дети, имеющие разные способности и наклонности, обязательно найдут свое место в жизни, а вслед за этим почувствуют и свою ответственность за создаваемые поступки. Чувство ответственности приведет ребенка к определенным важным для жизни качествам: трудолюбие, чувство партнерства, любознательность. Общий процесс творчества будет способствовать сближению детей, осознанию ими того, что вместе можно сделать больше и интереснее.

Публикации по теме:

Музыка в жизни вашего ребенка Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Выступление «Формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов средствами музыкального искусства»
Опубликовано: 26 сентября 2013 в 17:15
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...