Выступление «Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования»

Флора Исаева
Выступление «Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования»

Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) – это новый ориентир в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В связи с введением этого документа появились и проблемы по реализации определенных в нем принципов и подходов. Одним из сложных вопросов, на стадии его внедрения, сталареализация принципа интеграции образовательных областей. Потребовалось также искать способы и средства решения такой задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира (ознакомление с природой, потому что ранее мы, педагоги, основное внимание уделяли запоминанию, усвоению знаний об окружающем мире, а сейчас необходимо уделять внимание развитию мышления детей, чтобы обеспечить целостное восприятие окружающего мира.

Таким эффективным средством решения проблем в моей педагогической деятельности стал наглядно-практический метод обучения – моделирование (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков и др.). Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, о человеке и обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

Метод моделирования я применяю для замещения реальных предметов и объектов, схематическими изображениями, знаками, символами, буквами, цифрами.

• Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.

• Актуальность этой темы заключается в том, что она имеет большое значение в решении творческих задач, в сложных эмоционально-насыщенных ситуациях, при смене ведущего вида деятельности. По мнению Л. С. Выготского, важно у детей дошкольного возраста развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и т. д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.

• Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

• На начальном этапе были изучены теоретические основы интеграции (М. В. Лазарева, М. В. Крулехт и др., установлены группы моделей для использования в образовательном процессе.

Предметные модели

Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений: разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)

ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений — листьев, стеблей и т. д.

• Графические модели (Мнемотехника)

Передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Например, календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Моделирование я использую в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, ознакомлении детей с художественной литературой и природой

• В последующем определено содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей, которое интегрируется с помощью моделей.

ИНТЕГРАЦИЯ

«Здоровье», «Физическая культура»,

«Социализация», «Труд»,

«Безопасность», «Коммуникация»,

• С помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) организую моделирование при ознакомлении детей с природой (объектами и явлениями органического и неорганического мира). Все это помогает при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок об овощах, фруктах, одежде, посуде, животных, временах года и позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов, формирует обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,

«Музыка», «Познание»

• Исходя из того, что модели многофункциональны, они используются мной в образовательном процессе, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, апробированы в непосредственно образовательной деятельности. При показе мастер- класса по темам: «Моделирование на занятии по экологии», «Семья»были использованы круги разного размера и разного цвета.

• Прошу обратить внимание на следующую модель, которая была использована на занятии по ознакомлению детей с временами года. Она помогла дошкольникам прослеживать логику изменений, происходящих с природными объектами и явлениями, выделять основные признаки времен года и объяснять те или иные их закономерности, закреплять названия времен года, месяцев и последовательность их наступления.

• Применение кругов в теме «Семья». Здесь дети сами догадались, почему круги синего и красного цвета, почему одни члены семьи обозначены большими кругами, а другие - маленькими.

В процессе занятий при использовании заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей.

• Как я уже отметила, любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов, знаков и ассоциативных рисунков. Использование ассоциативных рисунков заключается в ММЧ. Эта работа способствует пониманию детьми процесса перехода воды из одного состояния в другое. С помощью этого метода дети составляют схемы воды в жидком, твердом, газообразном состояниях.

Модели доступны воспитанникам – внесены в предметно-развивающую среду группы (в группе создан уголок моделирования). В данном уголке содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы проведения опытов, экспериментов и др.). Всё это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию умений действовать в соответствии с ними.

Моделирование используется в работе с родителями. Результаты наблюдений в природе, дети совместно с родителями фиксируют в виде схем, моделей, а потом с помощью них рассказывают сверстникам о результатах наблюдений.

• Анализируя свою деятельность, можно сделать вывод, что интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ с помощью моделирования дает возможность устанавливать содержательные связи между разными образовательными областями: расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому («Социализация», развивать эстетические переживания, связанные с природой («Художественное творчество», решать задачи развития речи («Коммуникация») и т. д.

Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности, а также способствует развитию интегративных качеств дошкольника, что является главным результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Анализ результатов работы показал, что дети, которые научились применять метод моделирования, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.

Поиск решения проблем привел к обобщению собственного педагогического опыта и его моделированию.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-vystupleniyu_s7pg5.ppt | 5115 Кб | Скачан: 222
 
Публикации по теме:

Методическая разработка для старших воспитателей. План деятельности постоянно действующего семинара педагогов ДОУ «Реализация традиционной программы воспитания и обучения в детском саду в аспекте ФГТ»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Времена года и погода
  • Деревья и листья
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выступление «Интеграция содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОУ посредством моделирования»
Опубликовано: 17 марта 2014 в 11:28
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...