Выступление из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей ОНР с использованием природного материала»

Розалия Рахматуллина
Выступление из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей ОНР с использованием природного материала»

Выступление из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей ОНР с использованием природного материала»

Известно, что исследованиями института физиологии детей уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Поэтому в коррекционных детских садах уделяют большое внимание развитию движению пальцев рук.

В процессе изготовления поделок, игрушек из природного материала с помощью ловкости рук, включая фантазию, игру воображения оживляются поделки, и дети дают им вторую жизнь, а это подтверждает В. А. Сухомлинский, который писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В работе с природным материалом развивается мелкая моторика, ребенок сближается с родной природой, воспитывается бережное, заботливое отношение к ней, формируются первые трудовые навыки.

В первую очередь для тренировки мелкой моторики мы учим ребят ощупывать, обследовать, перебирать тот природный материал, с которым они будут работать на занятиях. Материал дети приносят с прогулок, экскурсии – это листья, ветки, шишки, камушки, ракушки, семена и т. д.

Такое обследование способствует запоминанию формы, цвета, величины, свойств каждого материала. Например, на занятиях мы с детьми узнаем, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди – гладкие, овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз – цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д. Мои воспитанники создавая из такого природного материала свои поделки расширяют свой кругозор, речь, словарный запас, знания об окружающим мире, учатся вглядываться в различные природные явления. Совершенствуются сенсомоторные навыки т. е. гибкость, точность выполняемых действий, согласовывая движения глаз и рук.

Движения пальцев в работе с природным материалом становятся более уверенными, ловкими. Даю ребятам самим подумать, пофантазировать, как сделать ту или иную деталь из природного материала, при этом пробуждаю интерес, желание действовать с ним. Очень нравится моим воспитанникам рассматривать готовые работы выполненные своими руками.

Всегда пользуются успехом в группе выставки детских работ: «Умелые руки», «Раз, два, три листочек оживи», «Листопад в ладошках», «Природа и мы» и т. д.

Мои ребята очень любят делать аппликации из листьев и плодов рябины, шиповника. Раскладываем вместе с детьми листья, плоды шиповника, рябины на столе и любуемся ими. Ищем сходство листика с цветком, с насекомым или с животным. Тут же используем несколько способов: соединяем листочки, прикладываем друг к другу, группируем по цвету, величине, форме. А плоды рябины и шиповника идут в бусы. Берем леску и натягиваем рябину «Ох, красивые получились бусы!». Ведь скоро день матери и будет хороший подарок «Рябиновые бусы».

Работая по темам недели мы стараемся делать поделки, аппликации, панно, игрушки по темам. Например: по теме «Части тела» из веток и листьев конструируем веселого человечка. А по теме «Овощи» из семян тыквы, засушенных листьев делаем аппликацию. Это красивое панно, сделанное руками внуков дарим бабушкам и дедушкам в День пожилых людей.

С удовольствием мои воспитанники выкладывают мозаики из семян, крупы, яичной скорлупы, окрашенных тушью в разные цвета, на покрытые пластилином дощечки. Так тренируют руки, развивают творчество.

Игры с крупой, орехами, камешками, так же развивают мелкую моторику, и эти игры дети очень любят. Игры с камешками, крупой, орехами- это сортировка на мелкую и крупную, по цветам, по форме, угадывание с закрытыми глазами, катание между пальцами, придавливливание поочередно всеми пальцами. Этот простой и эффективный массаж, способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках по которым последовательно посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Игру «Пальчиковый бассейн» легко сделать в группе и дома. В большой прозрачный контейнер засыпаем горох или фасоль высотой 6-8 см., затем организовываем поиск пальцами в горохе или фасоли игрушку, предмет по теме недели, например: «Найди фрукты, овощи, транспорт и т. д.» С использованием этого тренажера развивается мелкая моторика и активизируется речь.

Дидактическая игра «На что похоже?» развивает наблюдательность, память, речь, моторику.

Смысл игры заключается в составлении узоров из камушков, палочек, семян. Дети узнают, что узоры могут быть не только линейными, но и по кругу, в квадрате, в овале. В таких сюжетных играх как «Магазин», «Семья», «День рождения», «Кондитерская» и т. д. развивается творчество, фантазия, сотрудничество, взаимовыручка.

Во время свободных игр перекатываем пальцами одной руки два грецких ореха или камешки. Или просто рисуем палочками на песке. Если это солнышко, то глаза выкладываем из камушков, нос и рот из семян. Все эти игры оказывают прекрасное тонизирующие и оздоравливающее действие.

Таким образом: занятия, игры и упражнения на развития мелкой моторики из природного материала играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Такой подход позволяет:

1) Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

2) Совершенствуются психологические процессы – внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.

Публикации по теме:

Презентация по мелкой моторике Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей.Развитие мелкой моторики у детей. Развитие мелкой моторики у детей. Исследованиями ученых подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Времена года и погода
  • Осень
Автор публикации:
Выступление из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей ОНР с использованием природного материала»
Опубликовано: 15 мая 2013 в 11:41
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...