Папки-передвижки

Выступление на городском методическом объединении «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры» (1 фото)

Татьяна Бережная
Выступление на городском методическом объединении «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры»

Выступление на городском методическом объединении :

ТЕМА : «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры»

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких полей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, и, конечно, самого прекрасного Черного моря- любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции : любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, все это наша малая Родина.

Публикация «Выступление на городском методическом объединении „Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры“» размещена в разделах

У традиционной народной культуры нет авторов, она создавалась на протяжении многих поколений, передавалась от старших к младшим. Народной культуре свойственны такие идеалы, как доброта, вера, взаимопомощь, сострадание, служение своему народу, Родине. Народное искусство близко и понятно восприятию ребенка благодаря простоте, завершенности формы, обобщенности образа. Оно несет в себе эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу справедливости и добра огромный духовный заряд, приобщает детей к духовной культуре своего народа.

Безусловно, народное творчество влияет на нравственно-патриотическое воспитание детей : они учатся уважать человека, ценить его труд, бережно относиться к природе. Народное искусство – это еще и своеобразное средство терапевтического воздействия, так как дети получают удовольствие и положительное эмоциональное подкрепление своей успешной деятельности, а яркость образов и красок вызывает хорошее настроение ; колыбельные успокаивают, а искрометный юмор и милая шутка вызывают улыбку и смех.

Кто мы, откуда мы, где и в чем наши народные корни? Пословица гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон. Но кто старое забудет, тот и вовсе может ослепнуть». Поэтому задача педагогов дошкольного образования – создать условия для приобщения детей к традиционной культуре Кубани, научить их с глубоким уважением относится к фольклору, народному искусству. В последние годы в системе дошкольного образования Кубани активизировалась работа по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине-Кубани.

Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и пронизывать все содержание дошкольного образования. Именно так ставится вопрос в «Конвенции о правах ребенка», где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения….»

Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима : они являются нравственной опорой, служат живительным источником.

Выступление на городском методическом объединении «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры»

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Одним из условий успешности работы является создание предметно-развивающей среды по обозначенной теме. Работа в этом направлении показывает, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для сегодняшнего быта вещи, сотрудниками нашего детского сада и родителями воспитанников были собраны предметы старинного быта и воссоздана обстановка русской избы.

На участке детского сада также создана предметно-развивающая среда, способствующая приобщению детей к народной культуре. Это любимое место для игр и забав.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же,без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках детей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. На музыкальных занятиях детям предлагаются бубны, погремушки, трещотки, колокольчики, ложки. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок, способствует их музыкальному развитию.

Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются малые жанры фольклора -пословицы, поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. В них можно найти взгляд на правду и ложь, на быт и труд, на жизнь казаков. В них отразилась поэтическая история народа. Для знакомства детей с кубанским фольклором, оформлен альбом, который так и называется «Кубанский фольклор», в нем также подобрана серия потешек, прибауток, закличек, которые используются в работе с детьми.

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. В нашем детском саду стало традицией проводить обрядовые праздники «Масленицу», «Пасху», «Осеннюю ярмарку».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащают ее содержание. Чтобы обеспечить потребности своих воспитанников в двигательной активности продолжаю разучивать с ними кубанские народные подвижные игры : «Мак», «Утка и селезень», «Кубанка», «Курень», «Завивайся плетень». Мною создана картотека русских народных игр и кубанских. В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды и игры, но и кукольный театр. В нашей группе он представлен такими видами, как пальчиковый театр, бибабо, на магнитах.

Для увлекательного знакомства дошкольников с кубанской культурой в своей работе использую проектор, дети с удовольствием просматривают презентации на темы «Кубанский костюм», «Казачья станица Атамань», слушают рассказы об истории Кубанских казаков, о первых переселенцах, знакомятся на наглядном материале с жизнью казаков, с историей жилища. Мы беседуем о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. Была проведена беседа «Как хлеб на стол пришел», где закреплялись знания о выращивании хлеба на Кубани «от зернышка до каравая», рассматривался альбом «Кубань – житница России». Для более полного знакомства детей с историей мужской и женской одежды, головных уборов, оформлен альбом фотографий, иллюстраций «История кубанского костюма». Родители помогли сшить кукол в мужских и женских кубанских костюмах. Совместно с детьми изготовили куклу - крупеничку (из мешочка с крупой, кукол - крестовушек (из соломы и бросового материала).

У нас в группе есть макет кубанской хаты и подворья. Созданы альбомы, в которых собраны иллюстративные материалы для ознакомления с жизнью кубанских казаков «История казачества», «Атамань».

В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями дети учатся соотносить увиденное в природе с народными приметами. Ко дню птиц ежегодно проходит акция «Помоги птицам», где дети вместе с родителями изготавливают кормушки, учатся правильно подкармливать птиц в холодное время года. Чтобы воспитать у детей любовь к земле, уважение к труду земледельцев, бережное отношение к природе, весной, летом и осенью мы организуем труд детей на огороде, а в зимнее время обустраиваем огород на подоконнике

Не менее важным аспектом работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации. Где обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах петриковской росписи. Рисуя узор на полосе, ребята уяснили главные символы кубанской семьи: волнистая линия-крепкая семья; корешки-дедушки, бабушки; цветы – родители ; ягодки – дети. Расписывали поднос петриковским узором, используя трафареты, рисовали «Кубанское подворье» ; сделали аппликацию «Подарки с кубанской грядки»

Большую помощь в проведении работы оказывают родители воспитанников. Они принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды, изготовлении кубанских костюмов, совместно с детьми участвуют в кубанских посиделках, ярмарках, театрализованных представлениях на основе фольклора. В свою очередь, в помощь родителям оформляю информационные листы «Поиграйте с детьми в казачьи игры», «Кубанские казачьи песни», «Казачьи частушки».

Лучшие творческие работы, выполненные родителями и воспитателями, выставляются на различных конкурсах и выставках.

Участвуя в экскурсиях к памятным местам, дети узнают историю своей станицы, с интересом слушают беседы о войне, о героях –станичниках.

В группе оформлен уголок патриотического воспитания с разнообразным дидактическим и практическим материалом. Дети знакомятся с географией малой родины, с красотой края, его достопримечательностями.

Таким образом, каждый день ребята узнают что-то новое о своём родном крае. Развивают свои познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное историческое время, к природе, к людям труда, творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру. У них воспитываются патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, бережное отношение к природе, великой гордости за свой народ!

Публикации по теме:

Презентация к занятию «Будь достоин имени своего» Уважаемые Коллеги! Представляю к Вашему вниманию презентацию к интегрированному занятию с использованием ИКТ " Будь достоин имени своего".

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на городском методическом объединении «Приобщение старших дошкольников к традициям народной культуры»
Опубликовано: 27 сентября 2013 в 10:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД