Выступление на конференции для родителей «Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»

Татьяна Шилова
Выступление на конференции для родителей «Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»

Оздоровительные технологии являются неотъемлемой частью системы коррекции речевого развития детей в нашем дошкольном учреждении. Воспитание здорового ребёнка – одна из основных проблем современного дошкольного учреждения, решение которой, главным образом, зависит от правильной организации педагогического процесса, построенного с учётом факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на самочувствие детей.

В связи с этим возникает необходимость целенаправленной организованной работы коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Работа по охране и укреплению здоровья в ДОУ строится с учётом ряда принципов:

• дифференцированность – приоритеты отдаются мероприятиям с изученными механизмами действия и направленными на повышение функционального резерва тех систем, которые испытывают в данное время наибольшее напряжение;

• систематичность и многофакторность – оздоровление проводиться в течение учебного года непрерывно;

• комплексность и преемственность – в проведении оздоровительных мероприятий участвуют различные специалисты;

• экономичность – целесообразность внедрения новых оздоровительных методов с учётом эффективности;

• соответствие режимным моментам – оздоровительные мероприятия логично соотносятся с режимом дня, органично вплетаются в структуру занятий;

• индивидуализация – необходимый учёт возможных неадекватных реакций на оздоровительные мероприятия отдельных детей и возможность подбора их с учётом здоровья ребёнка и его психологических особенностей.

! При этом мы постарались максимально разнообразить проводимые мероприятия, использовать игровые приёмы, избегая монотонности.

Особое значение в настоящее время приобретает проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, обусловленными различными отклонениями в состоянии здоровья. К их числу относятся и дети с речевыми нарушениями.

Понимание нейрофизиологических механизмов организации речевой деятельности – это необходимое условие разработки и применения адекватных методов коррекции. Наряду с речевыми нарушениями, обуславливающими недостаточность языковой деятельности и недоразвитие тех или иных сторон речи, наличествуют причины медико-психологического характера, которые тесно связаны с отклонениями в морфофункциональном состоянии нервной системы, а также возникают в связи с соматическими заболеваниями.

Основной целью лечебно-профилактической, физкультурно-развивающей и коррекционно-педагогической работы является создание условий для гармоничного развития детей, коррекция и компенсация нарушений.

Достижение этой цели осуществляется через решение блоков задач:

диагностических;

лечебно-профилактических;

физкультурно-оздоровительных;

коррекционно-развивающих.

В своей работе мы подробно остановимся на организации диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы, с учётом выше указанных принципов.

В структуре заболеваемости ЧБД на первом месте во всех возрастах стоят болезни органов дыхания. Большинство детей находятся на диспансерном учёте у отоларинголога по причине увеличения, так называемых, «носовых миндалин» (аденоидов, также несколько детей имеют такое хроническое заболевание, как бронхиальная астма. Они испытывают значительные затруднения в носовом дыхании, выполняют дыхание ртом, что вызывает переохлаждение верхних дыхательных путей, препятствует поступлению достаточного количества кислорода, воздуха в лёгкие и другие клетки организма, особенно головного мозга. Это приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Помимо практически отсутствия носового дыхания для детей характерна слабость выдыхаемой воздушной струи, короткий речевой выдох и нарушение дыхательной функции: чаще всего физиологическое дыхание сформировано по типу грудного или верхнеключичного.

В соответствии с данными особенностями детей строится работа по нормализации физиологического и речевого дыхания. Подобран комплекс дыхательных упражнений, частью которого является дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Упражнения проводятся в игровой форме, в соответствии с лексическими темами логопедической работы. В течение учебного года цели дыхательных упражнений постепенно усложняются: начинается работа с нормализации носового дыхания, затем развитие физиологического диафрагмального дыхания, работа над выработкой силы воздушной струи, фонопедические упражнения, упражнения, направленные на синхронизацию движений рук и просодических компонентов речи (звуковая волна, дыхательные упражнения с мимическими элементами.

Дети, посещающие логопедическую группу, имеют сложную неврологическую симптоматику, находятся на диспансерном учёте у невролога с диагнозами: гиперкинетическая дизартрия, спастико-гиперкинетическая дизартрия, псевдобульбарная дизартрия, гипотонический синдром. С целью нормализации движений органов артикуляционного аппарата регулярно проводятся комплексы артикуляционных упражнений.

Важным элементом в подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков является самомассаж, различные упражнения которого способствуют либо расслаблению спастики, либо повышению тонуса мышечной системы в зависимости от индивидуальной необходимости каждому ребёнку.

Практически у всех детей с речевыми нарушениями имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребёнка. В развитии ручной моторики отмечаются:

• неполный объём движений;

• нарушение темпа;

• некоординированность;

• наличие синкенезий.

Поэтому в течение всего учебного года мы с детьми проводим пальчиковые гимнастики, которые в соответствии с тематикой меняются еженедельно.

Коррекция двигательных нарушений состоит из цикла упражнений, проводящихся в игровой форме с постепенным усложнением движений. Упражнения на координацию речи с движением способствуют не только развитию общей моторной сферы, но и направлены на развитие темпо-ритмической стороны речи, эту же задачу решают ритмические упражнения.

С целью нормализации мышечного тонуса и приведение в равновесие эмоционального состояния детей используем релаксационные упражнения. Также для снятия напряжения и приобретения навыков саморасслабления с детьми проводим психогимнастические этюды, что способствует развитию познаний детей в эмоциональной сфере, даёт возможность управлять своими эмоциями.

В ходе профилактической работы нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, нами активно используются оздоровительные паузы, которые способствуют переключению с одной деятельности на другую, оказывают положительное оздоровительное воздействие:

• гимнастика для глаз

• массаж шеи

• упражнения для стоп

• массаж спины

Важнейшей задачей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является сотрудничество специалистов ДОУ. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Каждый педагог уделяет внимание вопросам коррекции развития воспитанников в рамках своей практической деятельности. Система упражнений частично используется в работе каждым специалистом:

Инструктор по физкультуре проводит

дыхательные упражнения

координации речи с движением

профилактические упражнения.

Музыкальный руководитель с музыкальным сопровождением проводит совместно с логопедом

артикуляционные гимнастики

координации речи с движением

ритмические упражнения

релаксационные упражнения

элементы психогимнастики.

Педагог-психолог проводит

оздоровительные паузы

дыхательные упражнения

координации речи с движением

психогимнастические этюды.

Воспитатели выполняют с детьми все виды упражнений по заданию логопеда.

Таким образом, внедрение оздоровительных технологий в организацию работы по коррекции речевого развития, позволяет сохранять и укреплять здоровье ребёнка при условии:

1. Грамотного использования системы упражнений

2. Использование интеграции в различных видах деятельности

3. Сотрудничества логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Сохранение и укрепление здоровья детей на основе здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ Одной из важнейших задач современного общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В настоящее время.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Выступление на конференции для родителей «Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 15:12
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...