МААМ-картинки

Выступление на конференции для родителей «Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»

Татьяна Шилова
Выступление на конференции для родителей «Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»

Оздоровительные технологии являются неотъемлемой частью системы коррекции речевого развития детей в нашем дошкольном учреждении. Воспитание здорового ребёнка – одна из основных проблем современного дошкольного учреждения, решение которой, главным образом, зависит от правильной организации педагогического процесса, построенного с учётом факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на самочувствие детей.

В связи с этим возникает необходимость целенаправленной организованной работы коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Публикация «Выступление на конференции для родителей „Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах

Работа по охране и укреплению здоровья в ДОУ строится с учё том ряда принципов:

• дифференцированность – приоритеты отдаются мероприятиям с изученными механизмами действия и направленными на повышение функционального резерва тех систем, которые испытывают в данное время наибольшее напряжение;

• систематичность и многофакторность – оздоровление проводиться в течение учебного года непрерывно;

• комплексность и преемственность – в проведении оздоровительных мероприятий участвуют различные специалисты;

• экономичность – целесообразность внедрения новых оздоровительных методов с учётом эффективности;

• соответствие режимным моментам – оздоровительные мероприятия логично соотносятся с режимом дня, органично вплетаются в структуру занятий;

• индивидуализация – необходимый учёт возможных неадекватных реакций на оздоровительные мероприятия отдельных детей и возможность подбора их с учётом здоровья ребёнка и его психологических особенностей.

! При этом мы постарались максимально разнообразить проводимые мероприятия, использовать игровые приёмы, избегая монотонности.

Особое значение в настоящее время приобретает проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, обусловленными различными отклонениями в состоянии здоровья. К их числу относятся и дети с речевыми нарушениями.

Понимание нейрофизиологических механизмов организации речевой деятельности – это необходимое условие разработки и применения адекватных методов коррекции. Наряду с речевыми нарушениями, обуславливающими недостаточность языковой деятельности и недоразвитие тех или иных сторон речи, наличествуют причины медико-психологического характера, которые тесно связаны с отклонениями в морфофункциональном состоянии нервной системы, а также возникают в связи с соматическими заболеваниями.

Основной целью лечебно-профилактической, физкультурно-развивающей и коррекционно-педагогической работы является создание условий для гармоничного развития детей, коррекция и компенсация нарушений.

Достижение этой цели осуществляется через решение блоков задач:

диагностических;

лечебно-профилактических;

физкультурно-оздоровительных;

коррекционно-развивающих.

В своей работе мы подробно остановимся на организации диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работы, с учётом выше указанных принципов.

В структуре заболеваемости ЧБД на первом месте во всех возрастах стоят болезни органов дыхания. Большинство детей находятся на диспансерном учёте у отоларинголога по причине увеличения, так называемых, «носовых миндалин» (аденоидов, также несколько детей имеют такое хроническое заболевание, как бронхиальная астма. Они испытывают значительные затруднения в носовом дыхании, выполняют дыхание ртом, что вызывает переохлаждение верхних дыхательных путей, препятствует поступлению достаточного количества кислорода, воздуха в лёгкие и другие клетки организма, особенно головного мозга. Это приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Помимо практически отсутствия носового дыхания для детей характерна слабость выдыхаемой воздушной струи, короткий речевой выдох и нарушение дыхательной функции: чаще всего физиологическое дыхание сформировано по типу грудного или верхнеключичного.

В соответствии с данными особенностями детей строится работа по нормализации физиологического и речевого дыхания. Подобран комплекс дыхательных упражнений, частью которого является дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Упражнения проводятся в игровой форме, в соответствии с лексическими темами логопедической работы. В течение учебного года цели дыхательных упражнений постепенно усложняются: начинается работа с нормализации носового дыхания, затем развитие физиологического диафрагмального дыхания, работа над выработкой силы воздушной струи, фонопедические упражнения, упражнения, направленные на синхронизацию движений рук и просодических компонентов речи (звуковая волна, дыхательные упражнения с мимическими элементами.

Дети, посещающие логопедическую группу, имеют сложную неврологическую симптоматику, находятся на диспансерном учё те у невролога с диагнозами: гиперкинетическая дизартрия, спастико-гиперкинетическая дизартрия, псевдобульбарная дизартрия, гипотонический синдром. С целью нормализации движений органов артикуляционного аппарата регулярно проводятся комплексы артикуляционных упражнений.

Важным элементом в подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков является самомассаж, различные упражнения которого способствуют либо расслаблению спастики, либо повышению тонуса мышечной системы в зависимости от индивидуальной необходимости каждому ребёнку.

Практически у всех детей с речевыми нарушениями имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребёнка. В развитии ручной моторики отмечаются:

• неполный объём движений;

• нарушение темпа;

• некоординированность;

• наличие синкенезий.

Поэтому в течение всего учебного года мы с детьми проводим пальчиковые гимнастики, которые в соответствии с тематикой меняются еженедельно.

Коррекция двигательных нарушений состоит из цикла упражнений, проводящихся в игровой форме с постепенным усложнением движений. Упражнения на координацию речи с движением способствуют не только развитию общей моторной сферы, но и направлены на развитие темпо-ритмической стороны речи, эту же задачу решают ритмические упражнения.

С целью нормализации мышечного тонуса и приведение в равновесие эмоционального состояния детей используем релаксационные упражнения. Также для снятия напряжения и приобретения навыков саморасслабления с детьми проводим психогимнастические этюды, что способствует развитию познаний детей в эмоциональной сфере, даёт возможность управлять своими эмоциями.

В ходе профилактической работы нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, нами активно используются оздоровительные паузы, которые способствуют переключению с одной деятельности на другую, оказывают положительное оздоровительное воздействие :

• гимнастика для глаз

• массаж шеи

• упражнения для стоп

• массаж спины

Важнейшей задачей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является сотрудничество специалистов ДОУ. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Каждый педагог уделяет внимание вопросам коррекции развития воспитанников в рамках своей практической деятельности. Система упражнений частично используется в работе каждым специалистом :

Инструктор по физкультуре проводит

дыхательные упражнения

координации речи с движением

профилактические упражнения.

Музыкальный руководитель с музыкальным сопровождением проводит совместно с логопедом

артикуляционные гимнастики

координации речи с движением

ритмические упражнения

релаксационные упражнения

элементы психогимнастики.

Педагог-психолог проводит

оздоровительные паузы

дыхательные упражнения

координации речи с движением

психогимнастические этюды.

Воспитатели выполняют с детьми все виды упражнений по заданию логопеда.

Таким образом, внедрение оздоровительных технологий в организацию работы по коррекции речевого развития, позволяет сохранять и укреплять здоровье ребё нка при условии:

1. Грамотного использования системы упражнений

2. Использование интеграции в различных видах деятельности

3. Сотрудничества логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Сохранение и укрепление здоровья детей на основе здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ Одной из важнейших задач современного общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В настоящее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на конференции для родителей «Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 15:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД