Работа ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей с ОНР

Ирина Кузьмина
Работа ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей с ОНР

(1 слайд) С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушена или отстаёт от нормы лексико-грамматическая, фонетическая стороны речи, связная речь. Также у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Такие дети малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В связи с этим становится актуальным вопрос, о том, как обеспечить дошкольникам с ОНР равные стартовые возможности при поступлении в школу.

В нашем дошкольном учреждении работают две логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи. Работают по программе Нищевой Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с ОНР 3 уровня».

(2 слайд) Целью работы логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе (обеспечение равных стартовых возможностей).

(3 слайд) Основные задачи:

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей.

(4 слайд) В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

• своевременное выявление речевых нарушений у детей, посещающих наше дошкольное учреждение;

• систематичность коррекционно-педагогического воздействия;

• комплексность речевой коррекции во всех видах деятельности;

• учет индивидуальных особенностей;

• учет ведущей деятельности;

• использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой деятельности детей;

постоянная взаимосвязь учителя-логопеда с узкими специалистами, воспитателями и родителями детей.

(5 слайд) Основной формой организации коррекционно-развивающей работы в ДОУ является НОД:

групповая (фронтальная);

подгрупповая;

индивидуальная.

Продолжительность групповой НОД:

в старшей группе - 20-25 минут;

в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

продолжительность индивидуальной НОД – 15 минут с каждым ребенком

(6 слайд)Непосредственно образовательная деятельность реализуется нами через организацию различных видов детской деятельности:

- игровой,

- двигательной,

- коммуникативной,

- продуктивной,

- познавательной,

- чтения художественной литературы.

Организация НОД в логопедической группе строится таким образом:

Все виды НОД объединены одной лексической темой. Если у нас в группе тема «Транспорт», то мы не только говорим о нем, но и рисуем, лепим, делаем аппликацию, играем в дидактические игры, связанные с транспортом. Это делает педагогический процесс более систематичным и дает более глубокие знания детям.

(7 слайд) Проведение всего комплекса коррекционно-развивающей работы требует обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в речевой группе.

Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Совместно с логопедом воспитатель планирует НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других видах НОД. Все это фиксируется в специальной тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя.

(8 слайд)Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедической НОД, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений.

(9 слайд)В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п

(10 слайд) Взаимосвязь осуществляется не только с воспитателями логопедических групп, но и со специалистами ДОУ, которые работают с детьми с речевыми нарушениями: муз. Руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.

(11 слайд) В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели и специалисты ДОУ используют традиционные и инновационные формы работы с детьми (НОД, экскурсии, развлечения, детское экспериментирование и т. д.)

Согласованность действий логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольном учреждении, успешно обучаться и развиваться, готовит к обучению в школе.

В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе соблюдается такое условие, как освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

(12 слайд) Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи являются здоровьесберегающие технологии. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, и применяются всеми педагогами ДОУ. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Зрительная гимнастика.

4. Развитие общей моторики.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Су – джок терапия

7. Массаж и самомассаж.

8. Релаксация.

(13 слайд) В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

(14 слайд) Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности ДОУ является работа с родителями потому, что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья. В работе используются разнообразные формы: родительские собрания, проведение открытых индивидуальных занятий, консультации, беседы, анкетирование ит. д.

(15 слайд)Основной формой взаимодействия с родителями является тетрадь для домашних заданий. Эта форма работы позволяет нам так же вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.

Основными задачами в работе с родителями являются:

- устанавление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;

- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.

(16 слайд)Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

(17 слайд) В целях профилактики речевых нарушений логопедами проводится диагностическая, консультационная работа в массовых группах.

В начале уч. года проводится обследование детей массовых групп с целью выявления детей с речевыми нарушениями. По итогам обследования воспитателям даются рекомендации по выполнению упр. Способствующих устранению речевого дефекта. Проводятся индивидуальные консультации для родителей. Групповые семинары- практикумы, консультации для воспитателей и других педагогов ДОУ.

(18 слайд)Построенный таким образом педагогический процесс даёт возможность выстроить систему совместных целенаправленных действий всех специалистов дошкольного учреждения с целью обеспечения дошкольникам с общим недоразвитием речи равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Публикации по теме:

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Влияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольниковВлияние мелкой моторики рук на коррекцию общего недоразвития речи у дошкольников Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В раннем детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Работа ДОУ по обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детей с ОНР
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 22:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...