Выступление на конференции «Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста через игру»

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Выступление на конференции «Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста через игру»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир.

И. П. Павлов называл это стремление «рефлексом». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.

Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С. Л. Рубинштейн). Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.

Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Любознательность и есть естественное стремление ребёнка к приобретению всё новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Поэтому задача взрослых — создать оптимальные условия для развития любознательности у дошкольника. Ведь она позднее перерастает в познавательную активность.

Развитие любознательности не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность, как правило, воспитывают. Значит, воспитание любознательности – это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир. Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть, как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых. Поэтому так важно создавать у ребенка ощущение радости и активности в процессе любого познания, в том числе и учебы. Любознательность можно воспитать, если взрослый активно поддерживает ситуационно проявляемые самим дошкольником эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего-то.

Воспитание любознательности у дошкольника – внимание к его вопросам, свидетельствующим о том, что у ребенка развивается любознательность. Необходимо отвечать на вопросы, и сделать это максимально полно и доступно.

Воспитания любознательности у ребенка состоит в том, чтобы передать ему собственные интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового, т. е. «заразить» собственными эмоциями.

Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.

В процессе игровой деятельности возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность.

Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, именно мы, воспитатели, должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

Важную роль в роль в воспитание любознательности детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра. Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса детей к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т. к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре нам, педагогам, следует своевременно принять действия, которые ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка детей.

Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отличать изменения отдельных, внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Для воспитания любознательности, в своей работе я использую следующие дидактические игры:

1. Игры-путешествия - призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д. Обычно эти игры используются на занятиях.

2. Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. В своей работе, например, я использую следующие игры – поручения: «Разложи по порядку», «Спорт — это здоровье», «Найди ошибку», «Кто на кого похож?», «Что полезно, а что нет» и другие.

3. Игры-предположения. В этих играх перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Например, такие игры, как "Что было бы. ?" или "Что бы я сделал. ", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др.

4. Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

5. Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с её помощью решаются основные воспитательные задачи. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.

Творческая игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

К творческим играм относят: сюжетно – ролевые игры, режиссерские, театрализованные, строительно – конструктивные.

Участие в них стимулирует ребенка проявлять смекалку, раскрывать свои таланты, искать пути правильного решения, выбирать из нескольких вариантов один, самый верный. В творческих играх отображаются впечатления детишек об окружающей жизни.

Таким образом, игра является важным средством формирования познавательного интереса детей, а значит, использование на занятиях различных игр позволяет воспитывать у детей любознательность. Для развития любознательности у детей нашей группы была создана соответствующая развивающая среда. В нашей группе представлены в большом количестве различные дидактические игры; театры: теневые, на фланелеграфе, на руке, театр – свиток и другие; разнообразные конструкторы и наборы кубиков; созданы картотеки сюжетно – ролевых и дидактических игр. Содержимое уголков и театра постоянно пополняется и меняется в зависимости от интересов детей. Совместно с детьми составляются различные коллекции, альбомы.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевую игру Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает.

«Семейное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома через игру» — выступление-презентация на педсовете Семейное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома через игру слайд 1 Как бы хорошо не было в детском доме, каждый.

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельностьЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно встает задача формирования у дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Выступление на конференции «Воспитание любознательности у детей дошкольного возраста через игру»
Опубликовано: 20 апреля 2018 в 23:23
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект для детей первой младшей группы.
Тема: «Всё треугольное» Возраст детей: 2-3 года Участники проекта: дети, педагоги, родители. Тип проекта: познавательно - творческий. Вид проекта:...
Мастер-класс по созданию поздравительной стенгазеты «Мы вместе! Мы рядом!» в средней...
Подготовим основание для газеты. Два ватмана склеим скотчем. Раскрасим ватман в зеленый цвет. Используем для этого обычную губку и гуашь. Подготовим...
Паспорт группы «Музыкальный уголок». Часть 4
. МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК:  дудочки;  погремушки;  деревянные ложки;  гармонь;  ксилофон; ...
Конспект занятия по конструированию «Ёжик»
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. ( ёжик. Перед занятием проведите...
Конспект НОД по аппликации в группе детей раннего возраста «Самолетик для папы»
Цель: Вызвать интерес к созданию красивой открытки в подарок папе. Задачи: Обучающие : Учить создавать композицию из готовых элементов: самолета и...