МААМ-картинки

«Духовное наследие и культурные ценности в воспитании дошкольников. Роль русской сказки»

Татьяна Шульженко
«Духовное наследие и культурные ценности в воспитании дошкольников. Роль русской сказки»

"Духовное наследие и культурные ценности в воспитании дошкольников"

В рамках IX Духовно – исторических Чтений.

Тема: «Роль русской сказки в воспитании дошкольников»

Шульженко Татьяна Владимировна

«Роль сказки в воспитании дошкольника»

Публикация «„Духовное наследие и культурные ценности в воспитании дошкольников, Роль русской сказки“» размещена в разделах

«Сказка – это зёрнышко из которого прорастёт эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений»

Сухомлинский

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

"Проигрывание" сказочных сюжетов позволяет развить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение.

Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными: Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности. Организация сюжетно- ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок. Широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях. «Включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного словак использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала. Включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не

найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство

ребёнка с миром литературы, с миром человеческих

взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие,

ярко представленные в образах героев, закрепляются в

реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,

превращаясь в нравственные эталоны, которыми

регулируются желания и поступки ребенка.

В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и морали.

«Под влиянием знакомства с миром сказок. - - в

дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека

универсальным строителем».

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок

Сказки могут показать, как дружба помогает победить

зло. («Зимовье зверей»).

Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

Зло наказуемо. («Кот, петух и лиса») «Заюшкина избушка».

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами,

Для девочек - это красная девица (умница и рукодельница).

Для мальчиков - Иван Царевич (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).

Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним

нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж, если так

случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».

Трудолюбие в народных сказках всегда награждается.

Этот урок можно извлечь из сказок «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка» .

Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь» «Лиса и козёл» .

Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко»

Одной из формой активного восприятия сказки является инсценирование.

В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в инсценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение.

Инсценирование способствует воспитанию таких черт

характера, как смелость, уверенность в своих силах,

самостоятельность, артистичность.

Для дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый, варежковый театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр, драматизация.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно - художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки оказывают огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Сказки позволяют малышу в первые испытать стойкость и храбрость, добро и зло. Воспитывают любовь к Родине, уже потому что они творчество народа. Рассказывайте сказки детям, они предназначены для детей, и тогда мы сможем воспитать истинных патриотов своей Родины.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Сказка в жизни ребенка» Сказка в жизни ребенка В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам.

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Цель: выявить особенности воспитательной роли народного творчества. Задачи: - выявить значение народного творчества в воспитании детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Духовное наследие и культурные ценности в воспитании дошкольников. Роль русской сказки»
Опубликовано: 28 января 2014 в 16:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД