Педагогические чтения для родителей. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами сказок»

ольга смирнова
Педагогические чтения для родителей. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами сказок»

В мире нет одинаковых людей. Все мы очень разные, но каждому человеку хочется, чтоб его понимали, принимали, не ломали бы его личность, но помогали стать еще лучше, совершеннее, прекраснее.

Но так как мы работаем в логопедическом детском саду то, как правило, к нам приходят дети с разными проблемами с повышенной двигательной активностью, с неустойчивым вниманием, повышенной отвлекаемостью, дети агрессивные или не уверенные в себе.

Дети чаще всего не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют пересказывать, излагать свои мысли, да и просодическая сторона речи страдает (ритм, темп речи, сила голоса, выразительность) нарушено речевое дыхание.

В работе с такими детьми используются разные средства, главное, чтобы они были насыщены положительными эмоциями.

А что все дети, без исключения, любят. Конечно сказку. Дошкольный возраст – это возраст сказок. Язык сказки прост и поэтому доступен, сюжет прозрачен, но загадочен.

Ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую, самое большее, что она позволяет себе – это намек, на то, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим. И нам остается только тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло. Поэтому обращение к сказкотерапии - неслучайно. Ее восстановительный эффект состоит в том, что она повышает эмоциональный тонус ребенка, приятные чувства, несет высокий эмоциональный заряд, увлекает своей динамичностью.

Что такое сказкотерапия – это метод, использующий форму сказок для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого - забота о душе и есть – терапия). Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Мера использования сказок бывает разной.

На каком-то отрезке времени это бывает в основном чтение и рассказывание. Ребенок – активный слушатель.

Важно не упустить тот момент и заметить, когда ребенок из слушателя, пытается стать соучастником, сопереживателем драматического действа. И сказка оживает. А наш малыш прирожденный художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо. Но препятствий на его пути не меньше, чем потенциальных возможностей. И мы должны не создавать новые препятствия (а мы уж не говорим, сколько у ребенка их – неуверенность, страхи, неправильное звукопроизношение, запинки и так далее, а помогать ребенку активно войти в мир сказки. И тут нам поможет игра в сказку. А это уже - театр. Как сказала Ирина Токмакова: „Театр – самое прекрасное из искусств”.

Судьба героев сказок: „Хаврошечка”, „Голубой щенок”, „Доброе сердце дороже красоты” – трогает своей добротой. А ведь не секрет, что доброта стала наиболее дефицитным явлением среди людей, в том числе и детей. А ведь только доброта, по мнению многих выдающихся педагогов, есть корень всех благородных качеств. По мнению Ш. А. Амонашвили, например, „…добрый человек не может не проявить щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным”.

Очень внимательно нужно следить за ним какие сказки тревожат душу ребенка.

Можно предложить помощь в разыгрывании эпизодов этой сказки. В зависимости от проблемы, которая наиболее вас беспокоит в поведении ребенка подобрать сказку со сходным сюжетом.

Например: вам бы хотелось, чтоб ребенок был более щедрым – подойдет сказка „Два жадных медвежонка”. Побеседуйте по ее содержанию, предложите изменить окончание сказки (где медвежата остались без сыра) и ребенок по-другому посмотрит на эту проблему.

Заботе о ближних поможет научить сказка „Дикие гуси”.

Если ваш ребенок не может преодолеть страх, можно сказку „Петушок и бобовое зернышко” представить в необычном аспекте: курочка побежала за помощью ночью или поздним вечером, ей было страшно, но нужно было спасти петушка.

Чаще всего дети любят играть добрых, положительных героев, а вот злую мачеху – красавицу, хоть, и написано о ней в сказке „…ищи такую красоту по всему свету – не сыщешь!”- играть никто из девочек не хочет, так как в сказке „Доброе сердце дороже красоты есть „…одно лихо у нее – сердце злое, лютое”. А вот добрых героев дети вспоминают и включают в свои сказочные игры из других сказок. Дети, как профессиональные режиссеры, находят, как связать и куда вставить эти сцены, запомнившиеся из разных сказок.

Такой нетрадиционный подход к сказке дает возможность взрослому и ребенку уяснить, что в ней или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Здоровая в своей основе, конструктивная идея – все можно улучшить, изменить во благо – должна стать творческим девизом ребенка.

Достоинство сказок неоспоримо. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарный запас, если взрослые помогают ребенку обратить внимание на незнакомое слово и объяснить смысл его;

работа над звукопроизношением:

- введение в речь героев чистоговорок, скороговорок с проблемными звуками.

- помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

Не менее важно сделать речь детей эмоциональной, образной.

Попробуйте разыграть диалоги, отрывки из сказки в разных настроениях:

Сказка „Колобок” – встречаются герои „зайчик” – может быть веселый – почему, что произошло до встречи с колобком грустным, сердитым, сонным и так далее. Ребенку сразу станет интереснее от нового поворота в такой знакомой сказке „ Нет! прямым наставлениям, только от имени любимого персонажа давая ребенку указания, советы, можно достичь гораздо большего.

Даже такое скучное занятие, как конструирование слов, словосочетаний и предложений, станет намного интереснее для детей, если использовать для этого словесный материал из сказок, с участием героев этих произведений.

У вашего ребенка проблема со словарем – беден, однообразен.

Читая сказку, например „Заюшкина избушка”, можно ввести обучающие игры: зайчик идет, а на полянке играют в слова медведь и лиса или белочка и ежик.

*„Наоборот”

Я скажу высоко, ты скажешь низко.

Я скажу глубоко, ты ответишь мелко.

Веселый – печальный, угрюмый, скучный.

*Или собирают слова в мешочек - „Кто больше соберет”.

*А если проблема с речевым дыханием, или ребенок говорит очень быстро, или очень тихо – ему герой любимой сказки опять придет на помощь -„Сказки громко – тихо”, „Быстро – медленно”.

Детям, которым трудны выбранные средства выражения, предлагаем игры с короткими словами. Показываем, что их можно произнести по-разному, с разной интонацией (приветливо, небрежно, просящее, требовательно, испуганно, нежно, задумчиво).

Например, эффективно упражнение: „Произнеси слово „Да” или „О” по разному”.

А на осмысление фразы, как изменяется ее смысл от перестановки логического ударения, каждый раз на новое слово. Например: „ Дай мне куклу!”, „ Дай мне куклу!”, „ Дай мне куклу!” Или: „Мы завтра идем купаться”. „Мы завтра идем купаться”. „Мы завтра идем купаться”.

При этом надо помнить, что интонация взрослого – образец для подражания, поэтому прежде чем ребенку дать задание, даже от имени сказочного персонажа, неоднократно попробуйте выполнить его сами.

Как сказку можно создать в домашних условиях? Часто родители задают такой вопрос. Театральные игрушки можно изготовить из разного на первый взгляд ненужного материала: пробки, крышки, клубочки, носочки, перчатки… все превратилось в сказочного персонажа в умелых руках. Да и в сказку интереснее играть с игрушками, которые сделал сам, ну если чуточку мама помогла.

Занимайтесь с детьми чаще. Совместные занятия и игры сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты. А ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.

Желаем успеха!

А лесенка успеха ребенка: Активный слушатель,

Активный соучастник, сопереживатель,

Активный творец, сочинитель,

Активный актер, артист!

Педагогические чтения для родителей. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами сказок»
Публикации по теме:

«Мне надо много двигаться» Развитие движений детей на третьем году жизни «Мне надо много двигаться» Развитие движений детей на третьем году жизни МБДОУ д\с комбинированного вида №15 “ Дюймовочка” Воспитатель:.

Проект «Роль проектной деятельности в познавательном развитии детей с ОНР» Проект «Роль проектной деятельности в познавательном развитии детей с ОНР» (слайд 1,2) (слайд 3)Проблема: Нарушение связной речи остается.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Педагогические чтения для родителей. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами сказок»
Опубликовано: 26 января 2014 в 14:04
+113
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 127.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...