Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков»

Юлия Лаврухина
Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков»

Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков».

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - главная задача детского сада. Она ставится во главу угла в программе «Радуга» и конкретизируется в программе оздоровления детей в условиях детского сада «Комфорт». Эти программы четко прописывают соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, систематическое проведение лечебно-оздоровительных мероприятий для детей, страдающих аллергическими заболеваниями. А именно такие дети в возрасте 3-5 лет и посещают группу, где я работаю.

Формирование культурно-гигиенических навыков играет важную роль в жизни человека (иногда от их выполнения зависит жизнь и здоровье). Культурно-гигиенические навыки личной гигиены рассматриваются как залог, как фундамент в формировании предпосылок здорового образа жизни. Врачами и педагогами четко разработаны содержание и методика формирования культурно-гигиенических навыков. Она строго разграничивается в зависимости от возраста ребенка. Малыш такие навыки осваивает в первую очередь.

В нашей группе дети двух возрастов: младшего и среднего и потому методика работы несколько иная, в ней больше времени занимает индивидуализация этого процесса. У детей 3 лет и детей, достигших 4-летнего возраста самостоятельность выполнения этих процессов разная.

Программы прописывают, что дети трех лет в соответствии с возрастом умеет выполнять весь алгоритм умывания, вытирания полотенцем, пользуется носовым платком при напоминании и небольшой помощи взрослого. Дети 4 лет все эти навыки выполняют качественно и практически самостоятельно.

Что же на самом деле? Часто поступающие в группу 3-летние дети, приходя из дома, оказываются отчасти беспомощными в выполнении этих процессов. Для решения этих проблем в группе используется ряд форм, методов и приемов.

В первую очередь при формировании культурно-гигиенических навыков идет систематическое обучение детей в процессе режимных моментов. Именно так дети практически осваивают алгоритм выполнения навыка. В нашей умывальной комнате для детей созданы все условия: их поджидает наш друг Мойдодыр и «подсказывает» что и как делается. В обучении малышей часто использую показ, напоминание, индивидуальную помощь, объяснение, игровые приёмы. Причем обучение начинается с подробного показа и подробного объяснения и частичный показ с объяснением. Ко второй половине года иногда поручаю кому-то из детей старшего возраста «присмотреть» за малышом. Например, Вика Б. опекает маленькую Сашу С., у которой слабенькие руки, она даже не всегда может открыть или закрыть кран с водой.

Дети 4 лет тоже пока не все самостоятельны в выполнении гигиенических процедур – необходим постоянный контроль выполнения навыков. Так, сложно формируются навыки вытирания рук полотенцем, использования носового платка при кашле или чихании.

Наиболее эффективны в процессе ежедневного обучения детей моей группы игровые приемы: намыливаем перчатки, «отжимаем» воду с рук, при вытирании рук «прячем» их под полотенце. Любят дети потешки и прибаутки о водных процедурах. Такие приемы «оживляют» гигиенический процесс, делая его игровым, понятным.

Главным в такой работе, я считаю, неизменность требований к выполнению этих процедур и постоянно держу на контроле этот процесс. Особенный контроль приходится осуществлять за мытьем рук детьми после пользования туалетом.

Считаю, что эффективность этой работе придают проводимые в группе «Уроки здоровья». Они проводятся в счет занятий по ознакомлению с окружающим 1 раз в месяц. На таких занятиях главная задача – показать детям важность выполнения навыков, формирование сознательного отношения к их выполнению.

В течение года уже проведены занятия «Девочка чумазая», «Зачем зайке полотенце», «Наши зубки. Как их беречь». К педсовету подготовлено занятие по обучению пользования носовым платком.

Конечно, на сегодня пока рано говорить о сформированных навыках. Далеко не все дети самостоятельны в их выполнении. Наиболее правильно и самостоятельно выполняют культурно-гигиенические навыки дети среднего возраста. У детей младшего возраста навыки сформированы, но необходим постоянный контроль, чтобы дети их выполнили. Двое детей (Саша и Дима) – пока еще нуждаются в опеке воспитателя или старших ребят.

Такой вопрос невозможно решить только в детском саду. Это жизненно важные навыки, которые начинают формироваться еще в младенчестве и на протяжении дошкольного возраста. И без помощи и поддержки родителей не обойтись. Уже на первой встрече с родителями детей, которые будут поступать в группу, ведется разговор о культурно-гигиенических навыках, о выполнении условий, о необходимости материальной поддержки (салфетки, одноразовые платочки, туалетная бумага).

Публикации по теме:

Оформление территории детского сада для решения задач экологического воспитанияОформление территории детского сада для решения задач экологического воспитания №3 «Семицветик» города Павлодара Направление детского сада Воспитание ребенка через общение с природой - одна из главных задач экологического.

Педагогический совет «Совершенствование форм работы педагога по физическому развитию и укреплению здоровья детей» "Способствовать укреплению физического и психического здоровья дошкольников, формируя убеждения и привычку к здоровому образу жизни, на.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков»
Опубликовано: 22 января 2014 в 22:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Большинство семей имеют свой сад,...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рождения» в подготовительной к школе...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры на тему «День рождения» в подготовительной к школе группе Цель игры: Расширить, уточнить и конкретизировать знания...
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду»
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении года было...
Конспект тематического занятия «День Победы»
Сценарий тематического занятия Праздник-концерт 9 мая – День победы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Учить детей ценить патриотические традиции нашего народа;...