Папки-передвижки

Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»

Елена Добротворская
Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»

Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению

Добротворская Елена Владимировна

Слайд 1: Титульный лист

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Публикация «Выступление на педагогическом совете „Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению“» размещена в разделах

В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

Слайд 2: Главные участники в развитии возможностей каждого ребёнка

Подготовка к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка и всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Слайд 3: Психологическое сопровождение будущих первоклассников основывается на следующих видах деятельности:

Психологическое сопровождение будущих первоклассников основывается на следующих видах деятельности педагога-психолога: психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование и просвещение.

Психологическое сопровождение дошкольников при подготовке к школе делится на несколько этапов.

1 этап – психологическое просвещение (работа с родителями и педагогами). Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

• Знакомить родителей и педагогов с основными закономерностями психического развития ребенка, с целью выработки индивидуального подхода.

• Показать родителям влияние их стиля воспитания на развитие эмоциональной сферы ребенка.

• Формировать у родителей ответственность по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

• Формировать у родителей и педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах развития собственной личности.

2 этап – психодиагностика детей, которая включает в себя диагностику готовности к школьному обучению, диагностику эмоционально-волевой сферы, мотивационной готовности.

3 этап – коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная).

4 этап – мониторинг основных показателей:

• уровня развития познавательных процессов;

• эмоционально-аффективной сферы детей;

• уровень речевого развития;

• уровень развития зрительно-моторной координации;

• уровень развития мотивации.

5 этап – анализ проведенной работы и полученных результатов.

Слайд 4: Базовые качества психологической готовности к систематическому обучению в школе:

- Мотивы учения

- Зрительный анализ (образное мышление)

- Уровень обобщений (предпосылки логического мышления)

- Способность принимать учебную задачу

- Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения)

- Графический навык

- Произвольность регуляции деятельности

- Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)

В соответствии с ФГОС, «готовность к школе» – это необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования. Поэтому готовность ребёнка к школьному обучению заключается не только в количественном запасе представлений, но и в понимании ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Слайд 5: Целенаправленная деятельность педагога-психолога

В процессе психологического сопровождения подготовки к школе работа психолога имеет три направления: работа с детими, работа с педагогами и работа с родителями.

Целью работы психолога в рамках психологического сопровождения подготовки к школе, учитывая основные принципы ФГОС, является активизация процессов психологической готовности к обучению в школе.

Главными задачами являются: повышение уровня развития познавательных процессов и качеств личности; развитие произвольности; формирование умения слушать и выполнять инструкцию взрослого; развитие социального и эмоционального интеллекта.

Далее я расскажу подробнее о каждом направлении моей работы по психологическому сопровождению детей при подготовке к школе.

Слайд 6: Работа с детьми:

- Психодиагностика готовности к школе на начало и конец учебного года

- Развивающие и коррекционные занятия

- Игровая терапия

- Мероприятия, направленные на повышение учебной мотивации

Первое и главное направление – это работа с детьми. Она включает в себя:

1. - психодиагностику готовности детей к школьному обучению:

- Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека (адаптированный вариант);

- Методика «Лесенка»;

- Методика «10 слов» А. Р. Лурия;

- Методика «3 желания» (А. М. Прихожан);

- Методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко);

- Методика определения ведущей руки. Тесты М. Г. Князевой и Ю. В. Вильдарского;

- Методика «Нарисуй человека» Гудинаф-Харриса;

2. групповую и индивидуальную коррекционно-развивающую работу

- Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста по программе И. В. Спиридоновой «Учимся быть вместе» в старших группах;

- Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста по программе С. В. Рябцевой «Готовимся к школе вместе» в подготовительных группах;

- «Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты». Т. В. Селищева с детьми группы риска, дети с ЗПР;

- Индивидуальное сопровождение детей, предполагающее создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и оказание профессиональной помощи детям, которые в ней нуждаются.

3. игровую терапию

- Программа развивающих занятий для детей «Волшебный мир песка» Е. Ю. Конаныхина;

- Использование в работе с детьми игрового набора «Дары Фрёбеля».

Слайд 7: Работа с педагогами

Содержание работы с педагогами заключается в оказании психологической, информационной и практической помощи педагогам путем консультаций индивидуальных и групповых, практикумов и семинаров.

Слайд 8: Приоритетные задачи

Приоритетными задачами работы психолога с педагогами в рамках психологического сопровождения подготовки к школе являются:

- Знакомство педагогов с психологическими особенностями и закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста;

- Обучение адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

- Помощь в создании условий, способствующих развитию у детей не только познавательной, но и эмоционально-волевой сферы при осуществлении подготовки к школе.

Слайд 9: Формы работы с педагогами:

Работа с педагогами может осуществляться в виде

- Круглых столов;

- Открытых занятий;

- Психологических консультаций;

- Семинаров-практикумов;

- Семинаров-тренингов;

- Деловых игр.

Слайд 10: Тематика:

По следующим темам:

- Стили педагогического общения;

- Эффективное взаимодействие с особыми детьми;

- Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов и детей;

- Развитие коммуникативных навыков. Вербальное и невербальное общение;

- Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;

- Эмоционально-волевая готовность к школе;

- Мотивационная готовность к школе.

1. Как помочь гиперактивному ребенку»;

2. «Как помочь ребенку в период адаптации»;

3. «Синдром эмоционального выгорания»;

4. «Эффективное взаимодействие с родителями».

5. «Психологическая готовность к школе»

6. Тренинг «День психологической разгрузки».

Слайд 11: Работа с родителями:

Цель работы с родителями – психопрофилактика школьной дезадаптации через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Содержание работы с родителями заключается в оказании психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.

Слайд 12: Формы работы с родителями (индивидуальные, групповые, дистанционные)

Работа с родителями осуществляется в следующих формах:

- Выступления на родительских собраниях («Психологическая готовность ребенка к школе», «Психологические особенности развития детей 6-7 лет»);

- Консультации индивидуальные и групповые («Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка»; «Речевая агрессия у детей»; «Ребенок-социопат»; «Почему дети себя «плохо» ведут или воспитание без наказаний»; «Стили семейного воспитания».);

- Семинары – тренинги;

- Анкетирование, опросы;

- Детско-родительские игровые взаимодействия;

- Просвещение (папки-передвижки, памятки, стенды, сайт и т. д.) (памятки по темам «Психологическая готовность к школе»; «Психологические особенности развития детей 5-6 и 6-7 лет», «Как помочь ребенку в период адаптации»; «Как вести себя с маленьким лгунишкой»; «Как научить ребенка не отбирать у детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду»; «Рекомендации по развитию активности ребенка дошкольника».)

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Внимание является основополагающей.

Обобщение опыта. Нейропсихологический подход к обучению детей с ЗПР при подготовке к школьному обучению. Аннотация: Нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия оказывают негативное.

Программа формирования психологической готовности детей 5–7 лет при подготовке к школьному обучению Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка Отдел образования по Куйбышевскому району г. Новокузнецка муниципальное бюджетное.

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования возможными социальными и психологическими достижениями.

Выступление на педагогическом совете «Формирование гражданской позиции воспитанников» Тема: «Лучшее время, чтобы посадить дерево было 20 лет назад. Следующее лучшее время - сегодня». китайская поговорка Нельзя не согласиться,.

Выступление на педагогическом совете «Агрессивные дети-работа с трудными семьями» Слайд 1 Выступление на педагогическом совете на тему: «Агрессивные дети – работа с трудными семьями» Слайд 2 Цель: повышение педагогической.

Выступление на педагогическом совете по теме «Диагностика обучения татарскому языку» В детском саду обучение татарскому языку ведется в соответствии с УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку, детей татарской.

Выступление на педагогическом совете «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Выступление на педагогическом совете:Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Актуальным направлением модернизации системы.

Выступление на педагогическом совете «Психологические основы игры дошкольника» Выступление на педагогическом совете. Тема: "Психологические основы игры дошкольника". Подготовила: педагог-психолог Шевченко Е. Г. Дошкольный.

Презентация «Выступление заведующего на педагогическом совете в 2017–2018 учебном году» Ф. 1. Приветствую Вас на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад № 393». Ф. 2. Представляю вашему вниманию повестку заседания педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 20:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД