Выступление на педчтении на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Ольга Роминская
Выступление на педчтении на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Удивительный мир природа….

Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать и думать.

Человек часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.

Благодаря природе развивающейся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становиться мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.

Известный педагог Ян Амос Каменский писал:

«…. Нужно учить так, чтобы люди, насколько это, возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и букв, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышение их экологической грамотности и культуры, понимая необходимости реализации принципов устойчивого развития. От экологической ситуации в регионе, в стране, в целом, и даже в конкретном доме зависит наше здоровье.

Вопрос экологического воспитания дошкольников важный, интересный и актуальный.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников.

Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.

В 90-е годы в России было создано значительное количество программ,

направленных на экологическое воспитание дошкольников. А. Вересова «Мы земляне», Е. Рылеевой «Открой себя», Ашиковых «Семицветик», «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой и др.

Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» появилась одной из первых в 90-х годах, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы

1. программу экологического воспитания дошкольников

2. программу повышения квалификации дошкольных работников в области

экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей).

Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. В программе «Юный эколог» не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет мне реализовывать эту программу в рамках нашей основной программы.

Изучив данную литературу, я поставила перед собой цель.

Цель – воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

Уточнить и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях;

Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека,

животных и растений (питание, рост, развитие);

Формировать элементарные представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса;

Развивать гуманное эмоционально – доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;

Развивать познавательный интерес к окружающему миру;

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.

Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор «А что будет, если?», поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я стараюсь не только

дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде — в нашем общем Доме — и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями — животными и растениями.

Для успешной реализации задач по экологическому образованию

дошкольников я выстроила систему работы по данному направлению, и включила следующие компоненты:

система экологического образования:

1. система педагогического взаимодействия

2. экологическое просвещение родителей и педагогов

3. создание экологически развивающей среды

Я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного

возраста будет более эффективно, если вся работа в этом направлении построена с учетом следующих принципов:

1. Научность.

Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К. Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е. «сообщений из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время он отмечал, что с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой – не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.

2. Доступность.

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной и привлекательной форме.

3. Гуманистичность.

Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. При отборе методики экологического образования принцип гуманистичности подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.

4. Прогностичность.

Принцип прогностичности предполагает воспитание привычки и умения

оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.

5. Деятельность.

Деятельностный подход – основа экологического образования дошкольников.

Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов.

6. Интеграция.

Принцип интеграции подразумевает экологизацию различных видов

деятельности ребенка.

7. Системность.

Принцип системности это последовательное усвоение знаний, когда «каждое

последующее формирующееся представление или понятие вытекает из

предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики, разработанной под руководством А. В. Запорожца, актуальны и для экологического образования.

Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования

дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Главными задачами ЕЕ СОЗДАНИЯ являются СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

• условий для формирования у ребенка экологической культуры;

Экологически правильное поведение в природе, безопасное как для самой

природы, так и для ребенка;

• условий для ознакомления и общения ребенка с природой

ближайшего окружения;

Экологически развивающая среда способствует:

• познавательному развитию ребенка;

эколого-эстетическому развитию;

• оздоровлению ребенка;

• формированию нравственных качеств;

• формированию экологически грамотного поведения;

экологизации разных видов деятельности;

Экологически развивающая среда МОЕЙ ГРУППЫ включает:

1. Уголок природы

• комнатные растения, соответствующие следующим требованиям:

- растения должны быть безопасны, недопустимы ядовитые и колючие;

(Диффенбахия, Молочай, Кротон и др.)

- неприхотливые, нетребовательные к уходу и условиям содержания;

(Аспарагус, Фикус, Хлорофитум, Бальзамин и др.)

- предпочтение отдаю растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий,

поглощающим вредные вещества;

(разные виды бегоний хорошо снижают количество вредных микробов в воздухе, растения из семейства толстянковых – Толстянка портулаковая, Каланхоэ перистое не только снижают количество спор грибков и бактерий в воздухе, но и обладают антивирусной активностью)

• календарь погоды;

• схемы с изображением погодных явлений;

• модели функций органов живого в природе;

• дидактические игры экологического содержания;

Дидактическая игра «Помощники растений»

Цель: закреплять знания детей об уходе за комнатными растениями.

Дидактическая игра «Корм для животных»

Цель: формировать у детей ответственность по отношению к тем животным,

которые зависят от человека.

Дидактическая игра «Лесной многоэтажный дом»

Цель: углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить

представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

и др.

• схемы экосистем и различных сред обитания;

(наземной, воздушной, водной);

• материалы для ухода за растениями;

(палочки для рыхления земли, лейки, совочки и др.)

• природный материал;

(шишки, семена, камушки, ракушки и др.)

• схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека;

(лягушки, птицы, бабочки и др.)

выставки овощей, фруктов…

(«Сказочные овощи», «Во саду ли, в огороде»

«Огород на подоконнике»

(выращивание цветочной рассады, лука, укропа, петрушки и др.)

2. Опытно-исследовательская лаборатория:

• емкости для экспериментирования;

• лупы;

• материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом: краски, соль,

сахар, мыло, трубочки, пластмассовые стаканчики, тонущие и плавающие

предметы;

• материалы для игр – экспериментов с магнитами;

(притягивающиеся и не притягивающиеся магнитом предметы)

• материал для игр – экспериментов с резиной;

(«попрыгунчики», колечки, мячики, фигурки из резины)

• семена для посадки и проращивания в разных условиях;

(фасоль, горох, кукуруза и др.)

• фартуки;

• песочные часы;

• земля, глина, песок;

3. Динамическое панно

На панно изображены три экосистемы: лес, луг, водоем. В зависимости от темы, которую мы изучаем с детьми, на панно меняю наглядный материал.

(для чего человеку нужен лес, водоем; обитатели леса, луга, водоема; знаки

поведения в разных экосистемах и др.)

4. Речевой уголок

• схемы для составления рассказов о животных и объектах природы;

• иллюстрации с изображением времен года, животных и т. д.

экологические сказки и рассказы («книжки - самоделки» по произведениям Г. Скребицкого «Всяк по – своему», И. Соколова – Микитова «Белки», Н.

Сладкова «Загадочный зверь» и др.)

• энциклопедическая литература о природе (из серии «Я познаю мир» -

растения, животные, география, космос; «Большая энциклопедия о животных» и др.)

• художественная литература о природе: сказки, рассказы, стихи, загадки,

приметы и др.

5. Уголок здоровья

Шапочки цветов, насекомых, зверей, птиц и др. для имитации их движений и

проведения подвижных игр.

Картотеки:

• пальчиковые игры и упражнения

(«Цветки», «Черепаха», «Пальчики в лесу»…и т. д.)

• артикуляционная гимнастика

(«Лошадка», «Грибок»…и т. д.)

• психогимнастические игры и упражнения

(«Вокруг себя обернись, в дерево превратись!», «Веселые лягушата», «Удод»…и т. д.)

Например: Психогимнастическое упражнение «Вокруг себя обернись, в дерево превратись!»

Представьте себе, что вы превратились в дуб. Крепко упритесь ногами в пол,

сожмите кулаки. Сильный ветер едва раскачивает дубы. Они стонут низким

голосом: «ы-ы-ы». а сейчас превратитесь в берёзы. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом.

• физминутки

(«Жук», «Хомка», «Аист», «Ласточки»…и т. д.)

• дыхательные упражнения

(«Ежик», «Гуси», «Петух»…и т. д.)

Например: дыхательное упражнение «Ежик»

Поворот головы вправо – влево. Одновременно с каждым поворотом вдох

носом: короткий, шумный (как ежик, с напряжением мышц всей носоглотки

(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий через полуоткрытые губы.

• имитационные упражнения

(«Паучок», «Кенгуру», «Крокодил», «Обезьянка», «Котенок»…и т. д.)

• подвижные игры

(«Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши»…и др.)

6. Театрализованный уголок

• настольный театр: «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Репка»,

«Колобок», «Коза и семеро козлят», «Три медведя»;

• театр «Би-ба-бо»: «Маша и медведь», «Курочка Ряба»

• пальчиковый театр: «Теремок», «Лисичка сестричка и волк» и герои для

самостоятельной игровой деятельности

• театр на фланелеграфе: «Кто сказал «Мяу», «Три медведя»

• Животные жарких и холодных стран.

7. Уголок занимательной математики

• лабиринты

(«Помоги зайке добраться до дома», «Найди путь к домику бельчонка» и т. д.)

• дидактические игры

(«Кто найдет больше отличий», «Найди пару», «Путаница» и т. д.)

• логические задачи, головоломки.

8. Уголок творчества

• цветные карандаши, фломастеры, краски, кисточки, ватные палочки, паралон,

бумага для рисования, цветная бумага, цветной картон

• трафареты зверей, птиц, насекомых, рыб и т. д.

• поделки из бумаги «Природа в оригами»

• предметы декоративно – прикладного искусства

• пластилин, глина

• природный материал для самостоятельной деятельности детей

(шишки, ракушки, семена и др.)

9. Игровой уголок

• материалы к сюжетно – ролевым играм

(«Зоопарк», «Путешествие в пустыню», «Больница» и т. п.)

• конструкторы пластмассовые и деревянные

• комплект мягких модулей для игр - путешествий

• зоологическое и ботаническое лото, домино, деревянные кубики

• дидактические игры

(«Чей хвост», «Где чей дом», «Кто что кушает», «Кому нужна вода» и т. п.)

Система педагогического взаимодействия ВКЛЮЧАЛА:

1. организованное обучение.

2. совместная деятельность взрослого и ребенка

3. самостоятельная деятельность детей.

Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной

работы с детьми дошкольного возраста.

На протяжении ряда десятилетий ХХ века все ведущие исследователи и

практики дошкольного воспитания вслед за А. П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с

мероприятиями повседневной жизни – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно

определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей,

получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Я составила перспективный план занятий по экологическому воспитанию

детей для второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп с учетом основной программы обучения, по которой работает наш детский сад и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на

развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаю не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности с детьми. Занятия запланированы таким образом, чтобы ребенок переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

В педагогическом процессе я использую как традиционные методы

экологического образования, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко

применяются:

наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций);

Наблюдение является наиболее значимым методом при накоплении

конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение, запах и пр., но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми чаще использую в повседневной жизни, а на занятиях обобщаем, конкретизируем знания, полученные в процессе наблюдения. Например, занятие в младшей группе «Наблюдение за рыбкой». Перед проведением этого занятия мы с детьми в течении недели проводим наблюдение за рыбками живущими в аквариуме (как передвигаются, как едят, строение). На занятие в гости к детям приходит Чебурашка и приносит подарок от крокодила Гены, говорит, что это птичка. Но когда я снимаю салфетку с подарка, там оказывается рыбка в банке с водой. Дети, используя знания, полученные в процессе наблюдения доказывают Чебурашке, что это не птичка, а рыбка.

словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, составление рассказов, использование фольклорных материалов);

Например «Составление рассказа о комнатном растении». Незнайка приходит с бальзамином и говорит о том, что так полюбил это растение, что придумал про него рассказ. Но, рассказывая, он все время путается, например: «Это растение называется роза, у него есть ствол, листья красного цвета». Я предлагаю детям исправить рассказ. Что перепутал? Что забыл рассказать? (В земле есть корень, листьев много, они маленькие.) Используя модели, я даю образец правильного рассказа. Затем рассказывают дети практические (экологические игры, опыты, труд в природе, заполнение календарей наблюдения) «Посадка лука», опыты с водой «Первые заморозки», «Посев петрушки и укропа».

На всех занятиях я стараюсь использовать метод игровых обучающих

ситуаций. Так в младшей и средней группах, на занятиях обязательно присутствуют литературные персонажи Чебурашка или Незнайка. Они постоянно что – то путают, все делают неправильно, а дети доказывают им, что они не правы. И дети, осознавая, что они знают больше наших героев приходят в такой восторг.

В старшей группе на занятии «Знакомство с животными жарких и холодных

стран» появляется обезьянка Чи – чи. Она говорит, что очень боится верблюда, он такой огромный! Некрасивый! Дети ей рассказывают о верблюде. Капитошка сопровождает детей во время занятия «Путешествие капельки». На занятии «Север – царство льда и снега» в подготовительной группе дети рассказывают Герде о стране, где ей предстоит искать Кая.

Такие приемы позволяют обучающие занятия превратить в увлекательную

игру. А в игре, как известно, ребенок развивается.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного

детского психолога Л. А, Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Модель — это условное изображение объекта, его заместитель. В экологическом образовании метод наглядного моделирования разработан Н. Н. Кондратьевой.

На занятиях с младшими детьми («Домашние животные», «Птицы», «Беседа о насекомых») я начинаю использовать предметные модели, так как предмет легко узнаваем. В старшем дошкольном возрасте меняется уровень мышления детей – и меняются модели: появляются предметно-схематические и схематические модели.

На занятии «Унылая пора! Очей очарованье!» использую модели признаков осени; «Для чего растению нужны семена» модели правил поведения в лесу, строения семян, потребности растения (почва, влага, тепло, свет, способы распространения семян; «Путешествие в осенний лес» модели приспособления животных к зиме и т. д.

В содержание занятий включаю элементы ТРИЗ. Использование тризовских

методов и приемов дает возможность превращать изучение любой темы в

увлекательное «мыслительное конструирование».

Метод эмпатии учит детей видеть и чувствовать мир. Ребенок входит в роль

кого-либо или чего-либо. Самое главное – это постоянный разговор о добре, добрых чувствах, сострадании, любви и взаимопомощи. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта, ребенок начинает относиться к нему с уважением.

Обыгрываем все, что нас окружает. Например, «Я цветок…», «Я сломанная

ветка…», «Я муравьишка…». Ребенок понимает, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно.

Дети учатся находить и разрешать противоречия, которые окружают его

повсюду. Обращаю внимание детей на то, что мир находится во взаимосвязи всех его компонентов. Противоречия помогают открывать перед детьми «тайну двойного» во всем; в каждом предмете, веществе, явлении, событии. Используя технологию ТРИЗ, я учу детей видеть пользу и вред, хорошее и плохое одновременно в одном объекте. Начало мысли, интеллекта там, где ребенок видит противоречия. От противоречий нельзя уйти, их надо разрешать или решать.

Для этого я использую игру «Хорошо – плохо».

Например: «Ветер - «хорошо — плохо».

Хорошо – приносит прохладу, свежесть, гонит тучи, опыляет растения,

разносит семена, крутит мельницу, гонит парус, дельтаплан….

Плохо – срывает шапки, ломает деревья, можно простыть, заболеть, шторм,

ураган…

Играя в эту игру, дети открывают настоящий окружающий мир, действуя по правилам: все предметы, явления, рассматриваются сначала с положительной позиции, а затем с отрицательной, но обязательно вернуться к положительному.

А игра «Наоборот», которую я тоже часто использую на занятиях, позволяет

четко сформулировать противоречие и подойти к изобретению, разрешающему это противоречие.

Ловит мышей, а не еж.

Прием «системный оператор» я использую на занятиях со старшими

детьми: «Путешествие в осенний лес» (система – иллюстрация «Осень», подсистема – модели признаки осени»; «Путешествие колоска» (система – колос, подсистема – соломинка, зерна, усики-метелки).

Совместная деятельность взрослого и ребенка:

1. экологические праздники и досуги.

2. опыты.

3. беседы.

4. проектная деятельность.

5. наблюдения и труд в уголке природы.

6. работа с календарями природы и дневниками наблюдений

7. участие в выставках и экологических акциях

8. чтение художественной литературы экологического содержания.

9. сбор коллекций семян, камней, листьев.

10. труд в природе.

11. экологические игры разного вида.

12. использование фольклора.

13. целевые прогулки на природе.

14. создание книг самоделок.

15. работа с моделями.

Я стараюсь организовать деятельность детей так, чтобы она была

содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию

практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.

Основное место в системе экологического воспитания детей я отвожу

деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. Д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» нашего дошкольного учреждения. Такая постоянная деятельность приучает думать, систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с нами.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят мои действия и охотно принимают в них участие.

Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они

слушают мою речь, наблюдают за моими действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Я на глазах у детей и вместе с ними забочусь о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача здесь не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

Постепенно мои функции и степень самостоятельности дошкольников

изменяются, но деятельность остается совместной,

В средней группе мы с детьми действуем вместе, хотя приоритет

принадлежит мне, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно

нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Мы с детьми меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а я им помогаю (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста:

«Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, покажу».

Я обязательно отмечаю все достижения детей, хвалю их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Очень эффективным методом при воспитании экологической культуры

является наблюдение. Я разработала циклы наблюдений за растениями и

животными на участке детского сада, за сезонными изменениями в природе.

(«Наблюдение за березой», «Наблюдение за дятлом», «Наблюдение за бабочкой»,

«Наблюдение за собакой», «Наблюдение за кошкой» и т. д.)

Наблюдая за животными, дети замечают их разные состояния: страх, голод,

боль. Отрадно, что они сопереживают, сочувствуют, а самое главное — стараются оказать им помощь, но при этом не забывают об осторожности: не бросаются их гладить, не трогают руками. Они уже знают, что животные могут укусить и оцарапать, что игры с животными могут привести к травмам (животные, защищая себя и своих детенышей, часто ведут себя агрессивно); что нельзя дразнить и мучить

четвероногих (они слабее нас, но могут за себя, и постоять, кто посильнее).

Заполнение календаря природы провожу с детьми ежедневно в сочетании с

наблюдениями. В младшей средней группах я помогала детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые мы наблюдали на улице. Вместе с детьми одевали бумажную куклу, также как дети были одеты сами на прогулке.

Сейчас я работаю с детьми старшей группы и учу ребят в календаре находить

и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево в полном соответствии с его сезонным состоянием на данный момент. Пока еще не все получается, многое приходится делать самой, но дети стараются и это радует.

В разгар зимней подкормки я использую календарь наблюдений за птицами,

малыши находят картинки с изображением птиц, которых мы видели на участке и помещаем их на кормушке, изображенной, на календаре. Дети это делают с большим удовольствием.

В перспективном плане мероприятий по экологическому воспитанию детей

во всех возрастных группах ежемесячно у меня запланированы беседы.

Беседа является одной из важных форм деятельности, так как она

представляет большие возможности для экологического образования дошкольников.

Беседа приближает ребенка к воспитателю, дает возможность ненавязчиво и

незаметно оказать воспитательное воздействие: ведь воспитание, как подметил В. А. Сухомлинский, - это и есть «постоянное духовное общение учителя и ребенка».

Беседы я широко использую в любых видах деятельности. Для ее проведения

использую целый комплекс методов и методик: игры, драматизация, обыгрывание ситуаций, отрывков из произведений писателей, материалов фольклора, музыки, репродукций произведений живописи. Все это способствует не только формированию экологических знаний, но и становлению личностной позиции, воспитанию эмоций и чувств. Экологические беседы провожу в течение всего года.

Одной из форм совместной деятельности с детьми является проектная

деятельность.

С детьми подготовительной группы я разработала проект «Письма животным» для того чтобы сформировать, систематизировать, расширить представления детей о взаимосвязи животных их образа жизни со средой обитания.

Одной из ведущих направлений является преемственность в работе с родителями, это не обходимо для того, чтобы ребенок знал, любил природу, относился к ней бережно и видел негативные отношения к ней. Для этого, по моему мнению, необходимо решить проблему, повышения уровня экологической культуры у родителей. Повышения уровня экологической культуры родителей невозможно осуществить без целенаправленной систематической работы с ними.

Организовала следующие виды деятельности по работе с родителями.

Анкетирование, проведение опросов

Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины

Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах – конкурсах

Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации

Ширмы, экологические стенды

Дискуссии, семинары, практикумы, обмен опыта между родителями

Информационные проспекты для родителей

Организация дней открытых дверей

Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок – передвижек.

На 2012 год мною запланирован проект «Сказочные овощи», «Чудеса природы». В рамках этих проектов организованы выставки поделок из овощей и рисунков.

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и

художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней. С другой – обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений.

Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже

познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных.

Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимания связей и

отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

При отборе художественной литературы экологического содержания я

использую следующие принципы:

• Доступность произведений детскому пониманию. Недостаточно прочитать

ребенку ту или иную книгу. Важно побеседовать о прочитанном, чтобы

помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить

значение новых слов и понятий. Еще К. Д. Ушинский говорил о том, что

произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понятно им.

• Реалистичность. В данном случае важны не сказки или басни о животных, где они действуют как люди (пекут блины, читают газеты, играют на

музыкальных инструментах и т. д., а стихи, сказки и рассказы, описывающие

реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр.

• Привлекательность для детей. По возможности я подбираю произведения,

имеющие интересный сюжет, насыщенные поэтическими образами,

вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.

Младшим дошкольникам я не читаю объемные книги с подробными

описаниями природы. Малышам 3 – 4 лет более интересны небольшие стихи,

потешки, описательные загадки, короткие сказки и истории. Дети 5 – 6 лет с

увлечением отгадывают метафорические загадки, запоминают пословицы и

поговорки, слушают большие рассказы. Чтение я прерываю вопросами, краткими уточнениями или, ставя каждый раз «логическую точку», читаю книгу в течении нескольких дней.

Накануне чтения сказки или рассказа о животных мы с детьми рассматриваем фотографии или картинки с изображением соответствующих животных. Обращаю внимание на внешний вид животного, его повадки, рассказываю, где обитает, чем питается, как ухаживает за детенышами. Также использую загадки, пословицы и поговорки, небольшие стихотворения; некоторые из них разучиваем с детьми

наизусть. Непосредственно перед чтением рассматриваем иллюстрации к книге.

Обращаю внимание детей на то, что они сегодня узнают что-то новое об этих

животных.

Обычно через некоторое время дети просят еще раз прочитать ту или иную

книжку. После повторного чтения вместе с детьми рисуем героев произведения или изготавливаем их из природного материала. Из детских работ оформляем альбом рисунков, выставку поделок. Рассматривая их, дети вновь возвращаются к прочитанному, проникаются определенным настроением, задают новые вопросы, уточняя и конкретизируя имеющиеся знания.

Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому в своей работе с детьми большое значение придаю играм.

Игры использую на занятиях, на прогулках, наблюдениях и в свободное время.

Для самостоятельной деятельности детей созданы условия, способствующие

ее возникновению. Окружающая детей предметно – пространственная среда

оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Поэтому игры, пособия, модели, книги, которые использовались на занятии, доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

С целью повышения экологической воспитанности детей использую

кружковую работу. Разработала план работы кружка «Зеленый патруль» с детьми старшего дошкольного возраста.

При систематическом проведении работы по экологическому воспитанию

дошкольников заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознании детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы.

Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за обитателями уголка природы не только во время своего дежурства, но и помогают другим детям в другие дни. После наблюдения за рыбками, за красиво цветущими растениями, за животными на участке детского сада дети с интересом и восторгом рассказывают мне и остальным детям об увиденном.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети стали более

внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Ожидаемые результаты:

Некоторые особенности природы своего края

Основные признаки времени года.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных. Подкармливать птиц в кормушках.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством педагога

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к

жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Теперь дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Публикации по теме:

Лето красное — пора прекрасная.Лето красное — пора прекрасная. Здравствуй, лето, здравствуй лето! Много красок, много света, Много дивного тепла Нам природа принесла! Вот прекрасная пора! Любит лето.

Туристические прогулки в детском саду.Туристические прогулки в детском саду. Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Мир.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Выступление на педчтении на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 13:38
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мамочка милая, мама моя
День матери— праздник пока молодой, Но все ему рады, конечно, — Все, кто рожден под счастливой звездой, И мамы опеки сердечной! Мы в диких бегах суеты...
День Матери (фотоотчёт)
День Матери занимает особое место среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране. Ведь именно к этому празднику никто не может остаться...
Осенняя пора, очей очарование…
Вот и закончилась прекрасная осенняя пора, которая принесла в нашу жизнь много ярких красок и незабываемых впечатлений. Яркий багрянец листвы, щебет...
«Золотые руки» (фотоотчёт выставки)
В нашей стране День Матери совсем ещё молодой праздник ( ему всего 18 лет, но при этом очень популярный. Думаю секрет его популярности в том, что для каждого...
Фотоотчёт конкурса: «Мамочка любимая, мамочка моя!»
Фотоотчёт конкурса: «Мамочка любимая , мамочка моя! » Добрый день уважаемые коллеги представляю вашему вниманию совместную работу педагогов, родителей...