Получи документы

Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования

Надежда Иванова
Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования

Слайд 1

Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования

Слайд 2

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество

вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.

Публикация «Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования» размещена в разделах

В современных условиях ребенок сам все чаще становится активным в выборе содержания своего образования, выступает в роли субъекта образования. Индивидуализация образования сегодня выступает как построение образовательной деятельности на основе особенностей каждого ребенка, его интересов и потребностей. Индивидуализация способствует не просто передаче социального опыта деятельности и отношений, но и формированию субъектных свойств, активности, уникальности, способности к творчеству и действиям по собственному убеждению.

Благоприятные условия, обеспечивающие индивидуализацию образования и личностный рост каждого воспитанника, могут создаваться в коллекционировании, которое определяется как целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов.

Слайд 3-4

Коллекционирование – это вариант свободного проявления ребенком желаний, интересов, замыслов, приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Реализация принципа индивидуализации образования на уровне каждого воспитанника возможна при наличии у него культуры выбора, о чем в дошкольном возрасте можно говорить только как о начальном этапе его формирования. Выбор детьми темы коллекционирования во многом зависит от профессионализма воспитателя и педагогической культуры родителей. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов.

Слайд 5

Значение коллекционирования

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых -не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность -это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску.

Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка.

В-третьих: совместные интересы ребенка и взрослого.

В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Особенность коллекционирования заключается :

• в соответствии основным требованиям ФГОС;

• в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; Одним из принципов стандарта является: поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников.

(В слайде)Коллекции способствуют формированию умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы:

• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

• расширять кругозор воспитанников;

• формировать бережное отношение к хранению коллекций;

• обогащать и активизировать словарь детей;

• активизировать участие родителей в образовательном процессе;

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями.

Слайд 6- 7

В своей практике я использую разнообразные виды коллекций :

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью

воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей.

Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.

Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение

поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые

разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку.

Слайд 8

Тематика коллекций :

- Очень важно выбирать тему коллекции исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;

- доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;

- разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;

- учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);

- учет возрастных особенностей детей - в младшем возрасте детей

привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели

автомобилей, открытки, значки и т. д.

- педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции –

выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т. д.) и выставки

- безопасность – все объекты коллекции должны быть безопасны с

гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;

- учет природоохранного аспекта - данное требование относится к

природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения, либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.).

Слайд 9

Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап – подготовительный:

накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.

2 этап – основной:

побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;

включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап – заключительный:

организация выставок коллекций;

выставок творческих работ детей;

презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом.

Слайд 10

Использование коллекции в работе с детьми :

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности :

Познавательная:

-развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); -развитие математических представлений

–временные представления, счетные операции;

-ознакомление с окружающим миром

–расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

Игровая : –игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;

Продуктивная –реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;

Коммуникативная–тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией.

Трудовая –при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;

Чтение художественной литературы по теме коллэнциклопедическую, познавательную и детскую художественную;

Художественная -изготовление различных продтворчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:

в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время);

в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты);

в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды)

Слайд 11

Я часто замечаю, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры… Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище.

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Прежде, чем мы приступили к созданию коллекции, установили общие правила: принесенные вещи можно давать всем детям группы, не стоит их прятать в шкаф.

У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Постепенно они начинают понимать, что это предметы, которые надо рассматривать, любоваться ими; должна быть возможность перебирать их, перекладывать, располагать в особом порядке.

Предметы, за исключением самых ценных, могут использоваться в качестве дидактического материала. Рассказы о них позволяют детям обратить внимание, на «говорящие» детали.

Слайд 12

У нас в группе живет коллекция «Пуговичка».

Коллекция пуговиц появилась после изучения темы "Одежда". Вот что у нас получилось. С пуговицами можно играть в игры: разложили по цвету, форме, величине, по материалу из которого они сделаны и тд.

Слайд 12

Дети часто приносят в группу угощения, а недвно был Новый год. Красивые фантики от конфет заинтересовали детей. Я обратила внимание детей на то, что все фантики разного цвета, размера, на фантике указывается не только название конфеты, но и название фабрики – изготовителя, и название местности, где эта фабрика находится. Это вызвало у детей интерес и положило начало работе над созданием коллекции в группе.

Коллекция фантиков «Вкус детства» продолжает пользоваться успехом у наших детей. Проводятся игры: «Угадай, про какой фантик я рассказываю», «Расскажи, а я покажу», «Четвертый лишний».

Из конфетных этикеток или шоколадных оберток мы клеили бумажное одеяло, коврики, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием. Затем разбили коллекцию по темам, вместе с детьми оформили альбом. Коллекция постоянно растёт, пополняясь все новыми и новыми экспонатами.

Слайд 12

После темы "Игрушки", набралось много мелких игрушек, и мы решили создать коллекцию игрушек из "киндер - сюрпризов". Дети с удовольствием не только их разглядывают, но и используют их в своих играх.

.

Самые первые наши коллекции - это коллекции бумаги и ткани.

Даша принесла свою коллекцию пазлов и помогла пополнить нашу в группе.

Слайд 13

Родители вспомнили ка раньше поздравляли с новым годом открытками и помогли в создании коллекции "Новогодние открытки".

После недели "Природа Урала" появилась коллекция камней.

Слайд 14

Ребята часто приносят, показывают и рассказывают о своих сокровищницах.

Слайд 15

Взаимодействие с родителями при проведении работы по коллекционированию имеет огромное значение. Для этого я использую разнообразные формы сотрудничества:

-Анкетирование родителей. Цель: изучение отношения родителей к этому

виду познавательной деятельности.

- Консультации для родителей, направленные на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию.

- Встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и

сотрудников детского сада).

Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию.

Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.

Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.

Можно сделать вывод, что коллекционирование объединяет интересы детей, родителей и педагогов, создает почву для сотрудничества и сплочения детско-взрослого сообщества, являясь доступным видом совместной деятельности со взрослыми.

Публикации по теме:

«Детское коллекционирование». Фотоотчет«Детское коллекционирование». Фотоотчет Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость,.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Предметно-игровая среда как средство обогащения содержания игрПредметно-игровая среда как средство обогащения содержания игр Средний дошкольный возраст - это время расцвета сюжетно-ролевой игры. Я как раз работаю с дошкольниками 4 - 5 лет. Все мы знаем, что для.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования
Опубликовано: 25 марта 2020 в 13:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД