Выступление на педсовете ДОУ «Эффективность работы с семьей по формированию позитивной полоролевой идентификации дошкольника»

Гульнара Федянина
Выступление на педсовете ДОУ «Эффективность работы с семьей по формированию позитивной полоролевой идентификации дошкольника»

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система государства должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных, индивидуальных и полоролевых особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, стать настоящим мужчиной и женщиной в будущем. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

В 2009 году, набрав группу малышей, мы сразу стали строить работу с родителями, конкретизировав проблему взаимодействия детского сада и семьи по теме «Гендерное воспитание детей посредством преемственности семьи и ДОУ». Опыт формировался в нашем Томаровском детском саду. Наш детский сад является единственным дошкольным образовательным учреждением в поселке, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, культурно-развивающим и досуговым центром для дошкольников.

Наше ДОУ, как и все образовательные учреждения не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей, в том числе и гендерного. Педагог ДОУ – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Отношения ДОУ с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, которые мы и используем в своей работе.

В Программе воспитания и обучения детей рекомендуется: «Работники детского сада обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье, правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием».

Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время. Все больше педагогов стало задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, начиная уже с дошкольного детства. В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе, как к личности определенного пола и оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Современные требования индивидуального подхода к формированию личности определенного пола не могут быть выполнены без учета специфики пола, то есть гендерного подхода. Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, в которых размываются границы между женскими и мужскими социальными ролями, гендерная социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания. Стирание гендерных различий приводит к нарушению взаимоотношений полов, традиций гендерной дифференциации.

Учет сформированности полоролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений в области гендерного воспитания детей. Среда ДОУ недостаточно содействует гендерной социализации мальчиков и девочек, недостаточно содержит элементов, способствующих проявлению ими мужских и женских способов поведения. (В ДОУ работают одни женщины). Перспективы воспитания начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек все чаще волнуют современное образование. И если проблема воспитания девочек не стоит так остро, то формирование будущих мужчин, становление их физических и личностных качеств, все чаще вызывает тревогу. Как следствие, у детей отсутствуют специфические черты, характерные для пола. В исследованиях психологов отмечается, что мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, стремления к мирному разрешению конфликтов, а девочки нежности, терпимости, женственности. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин.

Ребенок подражает всему: формам поведения, которые являются полезными для окружающих и стереотипам поведения взрослых, относящихся к вредным социальным привычкам (курение, брань, распитие пива). Ребенок вносит их в сюжет игры, подражая увиденному.

Целью гендерного воспитания является создание условий для раскрытия и самореализации способностей мальчиков и девочек, что требует изменения и разработки новых способов, форм и методов.

Основные трудности и проблемы

Преимущественно женский состав педагогов ДОУ лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. Мальчики «привыкают» подчиняться женщине. Что приводит либо к робкому, неуверенному, послушному поведению, либо к протестующему «разбойному» поведению, выражаясь в протесте к подчинению, либо обижая девочек. Женщины – педагоги резко ограничивают двигательную активность мальчиков, что противоречит физиологическим потребностям организма ребенка и особенно тяжело переносится мальчиками. Мы рекомендуем родителям записать ребенка в какую-либо спортивную секцию для реализации двигательной активности. На прогулке в ДОУ не ограничиваем двигательную активность детей и проводим «Минутки крика».

Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно, если учитывать психологические особенности детей разного пола. Важны знания этих особенностей для воспитания мальчиков и девочек и в ДОУ и в семье. Родители тоже знакомятся с этими особенностями.

Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития можно найти наиболее адекватные способы педагогического взаимодействия с детьми разного пола. Организуя полоразвивающую работу, важно знать уровень полоролевого развития каждого ребенка.

Но мужественность и женственность в личности человека не должны противопоставляться, необходимо разумно сочетать маскулинные и феминные черты.

На осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения влияют культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. В этом и проявляется участие родителей. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.

От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают, что-то новое о родителях. Важнее другое, – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих мам и пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.

Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и просто поучится.

Несомненная ценность этого взаимодействия – упрочение связи с семьей, расширение социального опыта детей, инициирование активности и творчества сотрудников детского сада и родителей, что влияет и на рост авторитета дошкольного учреждения.

Используя в своей работе научные идеи выдающихся педагогов и психологов, разработала план работы с семьей, занятия и игры с дошкольниками. Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ведется по 4 направлениям:

1. Информационно-аналитическое.

2. Познавательное.

3. Наглядно-информационное.

4. Досуговое.

1. Информационно-аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами проводилось анкетирование «Социальный паспорт семьи», «Театрализованная деятельность», «Трудовые обязанности в семье», «Изучение правил дорожного движения», «Поощрения и наказания в семье», «Правовая культура родителей», «Какие качества воспитываем у сыновей и дочерей» и другие.

Получив реальную картину, на основе собранных данных были проанализированы особенности, структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выявление лидера и авторитета в семейной структуре, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Наблюдая активность участия родителей в мероприятиях группы и ДОУ (собрания, субботники, ремонт, детские праздники, смотры и выставки) выделила такие качественные показатели участия родителей в жизни ДОУ:

- инициативность;

- ответственность;

- отношение к продуктам деятельности детей и продуктам совместной деятельности детей и родителей.

На этой основе выделилось 3 группы родителей:

1. Родители – лидеры (активисты) – которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы ДОУ, доверяют авторитету педагога, его опыту, знаниям.

2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, или не желающие отстать от других.

3. Родители – критические наблюдатели – те, кто и сами не хотят ничего делать и критикующие других, живущие по принципу «меня воспитывали так же», «мы выросли без этого».

В связи с этим и подход к родителям стали строить дифференцированный. Убеждение и вовлечение самых стойких наблюдателей в сторону исполнителей и активистов.

2. Познавательное направление

Обогащение родителей знаниями по вопросу воспитания детей. С этой целью использовались различные формы и методы работы:

- групповые и подгрупповые собрания;

- консультации;

- папки-передвижки;

- выставки семейных работ;

- оформление фотовыставок;

- подготовка к совместным мероприятиям с родителями;

- создание предметно-развивающей среды;

- создание развивающей среды на участке ДОУ;

- работа с родительским комитетом и активом родителей

И многое другое.

В результате повысился уровень воспитательной деятельности родителей, что способствовало их творческой инициативе. Все виды работ проводились в интересной форме, чтоб заинтересовать, активизировать и задуматься, сделать выводы. На собраниях создается доверительная атмосфера, доброжелательный тон, родители откровенно говорят о проблемах, (запретных тем нет) и получают компетентные советы и рекомендации. С интересом родители знакомятся с материалом на стендах. К каждому собранию готовится практический материал: детские работы, индивидуальные тетради, Книги, игры, наиболее важные для данного возраста. На каждом собрании и любом мероприятии выражаем благодарность родителям, уделяющим внимание проблемам и развитию своего ребенка и совместно работающим с педагогами группы. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им говорятся слова благодарности и вручаются грамоты с комментариями об их талантах:

«Родители у нас – народ прекрасный. Смысл воспитания для них предельно ясен. Ведь только творчество и труд, нам личность в будущем дадут».

«Спасибо вам за труд большой, за все, что сделано с душой!»

Родители за 2 года общения стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом в различных ситуациях, обмениваться опытом семейного воспитания.

В период эпидемической ситуации родители поддержали педагогов во всех оздоровительных и закаливающих мероприятиях: приносили лук, чеснок, домашний мед и лимон, для лимонного напитка. Всем детям сделали чесночные бусы, приносили одноразовые платки и полотенца. Благодаря совместным усилиям в группе все время высокая посещаемость и низкая заболеваемость. После открытого занятия по физкультуре многие родители записали детей в спортивные секции (мальчиков, на плаванье, дзюдо; а девочек на танцы.

Мы видим, что воспитательный опыт родителей обогащается и повышается семейный опыт воспитания мальчиков и девочек. Совместные мероприятия сближают нас с родителями и детьми. Благодаря тесному сотрудничеству некоторые семьи сблизились и подружились. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей «открылись» скрытые таланты, о которых они не подозревали, удивили и себя и других.

3. Наглядно-информационное направление

- Родительские уголки,

- папки с информацией специалистов,

-фотовыставки «На Белгородчине модно вести здоровый образ жизни»;

«Моя мама и бабушка самая красивая, добрая»

«Мой папа и дед был солдатом»

«Мы со спортом дружим»;

- выставки поделок «Семейная игрушка моих родителей»

«Новогодняя игрушка моей семьи»

«Пасхальное яйцо»

«Семейная газета ЗОЖ»

И многое другое

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично об обязанностях и ответственности родителей, привлечь внимание к проблеме.

4. Досуговое направление

Это направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, но и трудным в организации. Ведь любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Родителями была организована и показана сказка «В гостях у елочки». Родители подготовили для детей сюрприз – праздничное выступление – показ сказки с активизацией детей. Сказка была очень интересна для детей и родителей, ведь артисты в ней – мамы и папы. После сказки дети получили развивающие игры в группу от Деда Мороза и сладкий стол. Это был настоящий праздник для детей и родителей. (Есть видеоматериал) На этом мероприятии присутствовала старший воспитатель ДОУ.

При подготовке к праздничным мероприятиям родители привлекаются к изготовлению атрибутов, подборке и пошиву костюмов, подготовке отдельных номеров. Родители являются участниками утренников как участники. (Папин праздник. Мамин праздник).

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросе детско-родительских отношений. Очень важная составляющая в этой работе – привлечение пап и дедушек для участия в мероприятиях ДОУ, путем включения их в совместную деятельность, обогащая отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости»

Праздник в детском саду – радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ним танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания, гордость друг за друга!

К собранию «Оздоровительная работа в ДОУ» зал был оформлен семейными газетами, лозунгами по теме. Родители смотрели занятие по физкультуре (руководитель Мушенко Т. В., послушали консультацию и в торжественной части, родителям были вручены грамоты. У нас в группе принято каждое мероприятие заканчивать словами благодарности.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, труда, времени. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому мы решили – пусть такие встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Мы поддерживаем тесный контакт и с братьями и сестрами воспитанников, и со старшими членами семей (бабушками, дедушками, что обогащает эмоционально родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Дети любят и ждут семейные праздники, где они учатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Коллектив группы мы пытаемся сплотить, создать атмосферу общности интересов: учим мальчиков быть внимательными к девочкам, защищать, опекать их, пользоваться вежливой формой обращения друг к другу, быть доброжелательными; у девочек стараемся развивать нежность, заботливость, эстетический вкус.

Родители являются активными участниками жизни группы: приобретена и подарена мебель для уголков: «Салон красоты», «Магазин», «Уголок ряжения»; подарены игры «Конструктор», «Набор инструментов», настольно-печатные и дидактические игры по возрасту. Совместные игры объединяют детей по интересам, учат быть терпеливыми, уступать друг другу, помогать в игре, распределять роли и обязанности.

Цель всей этой работы – укрепление детско-родительских отношений, формирование гендерной идентичности дошкольников. В результате у детей воспитывается внимание к близким, трудолюбие, аккуратность, уважение к труду мужчин и женщин. А это начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из любви к своей семье.

После бесед с детьми, где дети делились своими тайнами «Я мечтаю …»

Родители удивились, что их дети, оказывается, мечтают не об игрушках, а об очень реальном счастье семейном. «Мечтаю о братике, сестричке»; «Мечтаю, чтобы папа и мама не ссорились»; «Чтобы мы всегда все были вместе»

Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять разговорам «по-душам» с ребенком, постараться изменить некоторые привычки.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя-бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы делаем это при любом удобном случае и родители, с огромной радостью это принимают (они нуждаются в этом не меньше детей).

В современных условиях детскому саду трудно обойтись без поддержки родителей. Именно благодаря им у нас облагорожен участок, каждый год завозится песок в песочницу, делается ремонт в группе, приобретаются игры и игрушки в группу. Мы, вместе с родителями стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Родители, получая консультации, советы и дома стараются создать уголки игр для ребенка в зависимости от половых и возрастных отличий.

Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Организация взаимодействия с семьей работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека определенного пола в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Постепенно уходят непонимание и недоверие родителей.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитывать будущих созидателей жизни – мужчин и женщин. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы:

1. «Взаимодействие ДОУ и семьи»/ Сост. О. И. Бочкарева, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 – 112с.

2. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия» / С. В. Глебова, - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007 – 111 с.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Полезные ссылки «Образовательные ресурсы сети интернет» Образовательные ресурсы сети интернет http://www.mon.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • 23 февраля
Автор публикации:
Выступление на педсовете ДОУ «Эффективность работы с семьей по формированию позитивной полоролевой идентификации дошкольника»
Опубликовано: 25 июля 2013 в 21:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...