Папки-передвижки

Выступление на педсовете «Формирование творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности» (1 фото)

Ольга Евгеньевна Шуванова
Выступление на педсовете «Формирование творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»

Выступление на педагогическом совете "Формирование творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности" Воспитатель Шуванова О. Е. частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад 3117 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" г. Пенза

Театрализованная деятельность в детском саду интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве. Поэтому театрализованная деятельность - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление.

Публикация «Выступление на педсовете „Формирование творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Детство проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребёнку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссера, декоратора, музыканта. Каждый ребёнок играет по своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в ДОУ нужно уделять и театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать у детей правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию; создаёт условия для социализации ребёнка, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов, потенциала.

Программа «Детство»

Театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературой, музыкальной и изобразительной; как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребёнка.

Принципы организации театрализованной деятельности (О. Акулова) :

- специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовительный, осмысленно пережитый) компоненты;

- комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребёнка;

- импровизационности, согласно которому, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребёнка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;

- интегративности, в соответствии с которым, целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс, что предполагает организацию работы по театрализации с учётом этапов художественной деятельности.

Первый этап.

Углубление художественного восприятия литературного текста

(содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации на занятиях по познавательному, речевому, изобразительному, музыкальному развитию детей в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Предметно-пространственная среда стимулирует интерес к общению с книгой.

Второй этап.

Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом выступают образно-игровые этюды. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия всех типов, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т. д. Предметно-пространственная среда обеспечивает самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

Третий этап.

Творчество ребёнка в речевой, игровой и др. видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «режиссер», «декоратор» на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиш, декораций, изготовление приглашений, в совместной деятельности воспитателя и детей.

В старшем дошкольном возрасте целесообразна углубленная работа по развитию речевого творчества. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

Таким образом, данная программа и её технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

Характеристика и классификация театрализованных игр

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л. С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е. Л. Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра–драматизация». Поэтому можно говорить о том, что театрализованная игра- это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер.

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены её связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр, где сохраняются все структурные компоненты: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения. Это даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.

Существует множество точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета Л. В. Артёмова, Е. Л. Трусова).

Театрализованную игру Л. В. Артё мова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Выделяют несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

-Игры-драматизации с пальчиками

-Игры-драматизации с куклами бибабо

-Импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки).

В педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

Режиссё рские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замысла и сюжетных действий. Л. В. Артёмова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный театр игрушек, плоскостной театр, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе, стенд-книжка и др.).

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.

Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности

Творчество детей в театрализованной деятельности проявляется в трё х аспектах:

Во-первых, в создании драматического содержания, т. е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного, либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т. е. в умении воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, афиш.

Содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.

-бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег», по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

-ролевой диалог героев сказок (Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

-инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

-игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам

(«Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом» и др.)

Содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.

-многоперсонажные игры-драматизации по текстам сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»);

-игры-драматизации по текстам рассказов на темы : «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

-постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды, например, «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя литературного героя».

Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.

Для старших дошкольников характерны игры с «продолжением».

Двигательные импровизации:

-Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от хозяйки; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького.

-Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их накормила и т. п.

-Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на жёрдочке и т. п.

Речевые импровизации:

-Игра «Измени голос». Дети приветствуют друг друга от лица любого персонажа (зайца, лисы, волка);

-Игра «Попросись в теремок», «Попросись под грибок». Кто жалобнее попросится под грибок от лица героев сказки.

-Разыгрывание диалогов между героями сказки. Например, в сказке «Два жадных медвежонка» диалоги медвежонок - медвежонок, лиса - медвежонок.

Упражнения:

Приобрести некоторое исполнительское мастерство помогают специальные упражнения. Дети разучивают их, а потом неоднократно используют в игре.

Упражнения на напряжение мышц:

-«Рубить дрова»;

-«Волочить тяжелый ящик»;

-«Дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и спрятать».

Упражнения на расслабление мышц:

-«Заснуть на стуле»;

-«Сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды».

Упражнения на развитие воображения:

-Передавать друг другу верёвку, произнося слово «Змея!»;

-Передавать друг другу кубик со словами «лягушка!» или «мороженое!»;

-Передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.

Таким образом, театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте должна быть представлена достаточно широко и включать в себя:

- исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках с использованием доступных средств выразительности – мимики, жестов, движений);

- практические действия детей с разнообразными материалами по созданию образа куклы для кукольного спектакля или атрибутов к костюму для собственного выступления.

Выступление на педсовете "Формирование творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"
https://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html

Выступление на педсовете «Формирование творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»
Публикации по теме:

Формирование творческих способностей у детей 2–4 лет в продуктивной деятельности В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Формирование творческой личности.

«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что.

Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы)Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы) «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Из опыта работы с родителями воспитанников. Выступление на педсовете «Игра — ведущая деятельность дошкольников» Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим педагогом, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком. Я, Полина Юлия Вячеславовна работаю воспитателем.

Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности. «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт.

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельностиРазвитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.

Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности Театрализованная деятельность является источником развития чувств, сильных переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности Театрализованная деятельность является источником развития чувств, сильных переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности»Родительское собрание «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности» Основная задача театрализации – показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете «Формирование творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»
Опубликовано: 27 мая 2016 в 17:05
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД