МААМ-картинки

Выступление на педсовете «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

инна резванцева
Выступление на педсовете «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

Развитие дошкольника осуществляется в разных видах деятельности: познавательной ; элементарной трудовой; изобразительной; общении. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым достигая компенсации.

Публикация «Выступление на педсовете „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль.

С младенческого возраста родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение - из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующе тому или другому полу.

Помимо этого на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений.

К 6-7 годам ребенок признает окончательную необратимость своей половой при-надлежности, у него складывается система половой идентичности, которая в дальнейшем будет развиваться и содержательно обогащаться за счет собственного опыта.

Если дети младшего дошкольного возраста играют в такие игры, как «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Семья», «Дочки-матери», «Строитель», «Гараж», «Моряки», то дети более старшего возраста играют в такие игры, как «Детский сад»

«Труд родителей», «Ателье»,«Почта»,«Библиотека»,«Автомобильный транспорт»,

«Космонавты», «Труд в сельском хозяйстве»,«Школа» и др.

Таким образом, еще до того, как пойти в школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях и занятиях, присущих мужчинам и женщинам. Однако нельзя считать, что гендерная идентичность целиком формируется в детстве. В подростковом, юношеском, взрослом возрасте многие люди отходят от того понимания различий между полами, которые им внушали в детстве.

В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли.

Возникает вопрос, нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их: Приведем некоторые мнения, высказанные воспитателями детских садов. Большинство высказываний сводилось к тому, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры:

-детей нужно знакомить с разнообразными играми, вызывать у них интерес возможно, в будущем такой мальчик буде двигаться в гуманитарном направление (педагог, врач, а девочка станет спортсменкой, юристом;

- пусть мальчик играет в «дочки-матери: ведь в ней он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, чуткость, заботливое отношение к кукле;

- в игре важно сделать акцент на то что мальчик - это будущий папа, а девоч-

ка - мама; да и девочкам также нравятся часто подвижные игры, и нет ничего плохого, что они вместе с мальчиками играют в «казаков-разбойников»; другое дело если мальчики вообще не играют в «мальчишечьи» игры, а девочка ведет себя как «пацанка» - с ними нужна особая работа педагога или психолога.

- в игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт и не важно, игра эта в «дочки-матери или в «казаков-разбойников», главное, чтобы ребенок получал в ней удовольствие:

- пресекать такие игры не следует, поскольку мальчик учится быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми, а девочка - постоять за себя, проявлять активность;

- нет ничего плохого в том, что мальчик играет с девочками в куклы, в дальнейшей жизни он, скорее всего, будет заботливым отцом, ведь в игре он подражает взрослому, а значит, дома так делает его папа; в своем детстве я часто играла с мальчишками в «войну», иногда меня не брали, но я настаивала, и мы находили «золотую середину» - я была «медсестрой».

Но есть и другое мнение:

- что-необходимо в мягкой форме пресекать такие игры, так как с раннего детства закладываются привычки, стереотипы поведения, что может привести к не-правильной ориентации.

- ношение женщинами брюк уже привело к тому, что мы взяли на себя много мужских обязанностей, таких как зарабатывание денег, карьера. А мужчины, напротив, не умеют работать физически, ветрены, безответственны, теряют то плечо, на которое хочется опереться.

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда.

Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек.

В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.

К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерной идентификации у детей.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными.

При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по этой теме. В настоящее время учеными и практическими работниками разработано множество эффективных приемов влияния на родителей, которые могут использоваться по формированию у них гендерной компетентности. Сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в первую очередь важно помнить, что у родителей воспитанников тоже было детство, и воспоминания, связанные с ним, являются опорой при овладении новым педагогическим содержанием.

В заключении, как вывод о сюжетно-ролевых играх, хотелось бы сказать следующее:

У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование полового самосознания, дети среднего возраста подражают в играх- мальчики поведению мужчин, а девочки поведению женщин, а дети старшего дошкольного возраста вступили уже на второй этап –усвоение половой роли.

Поговорим о других видах игр – настольных, настольно-печатных, дидактических, словесных.

Все игры подбираются с учетом возрастных особенностей, умственных способностей, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния ребенка, гендерной принадлежности.

Все игры приследуют определенные цели: развитие словаря, грамматики, связной речи, психических процессов, зрительно-моторной координации и т. д.

Игр очень много. И каждую игру можно использовать и для мальчиков и для девочек,подбирая различный материал, различные картинки, различные ситуации.

Приведем примеры игр.

Настольные игры: «Изготовление бус», «Выложи рисунок из веревочки», «Построй из палочек» и др.

Настольно-печатные: «Оцени поступок», «Исправь ошибку художника», «Трафареты для девочек и мальчиков» - обведи и заштрихуй, «Вырежи кукол и одежду и одень их»,«Любимые сказки и мультфильмы»,"Лото",«Играем в профессии», «У кого такая одежда?», «Найди опасные предметы», лабиринты и путаницы «Кто где живет?», «У кого какая игрушка?», раскраски для мальчиков: «Машины», «Танки», «Корабли», «Роботы», для девочек: «Принцессы», «Модницы», «Цветы», «Бабочки». Журналы для создания альбома «Модные страницы». и др.

Дидактические игры : «Кто чем любит заниматься?, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку», «Найди и назови» и др.

Словесные:

Создание проблемных ситуаций для мальчиков

1. Ты едешь в автобусе. На остановке в него заходит женщина.

Ты: а) встанешь и предложишь ей сесть; б) будешь смотреть в окошко; в) сядешь к маме на колени, молча уступив место.

2. Старшие мальчики обижают девочку, она плачет.

Ты: а) пройдешь мимо них; б) позовёшь кого-то из взрослых; в) сам защитишь девочку.

3. Во время обеда Даша нечаянно разлила компот.

Ты: а) делаешь вид, что ничего не заметил; б) берёшь салфетку и помогаешь Даше вытереть стол; в) зовёшь помощника воспитателя.

Создание проблемных ситуаций для девочек

1. Дети вышли на прогулку. У Димы неправильно застёгнуты пуговицы.

Ты: а) поможешь Диме правильно застегнуться; б) скажешь об этом воспитателю; в) сделаешь вид, что не заметила этого.

2. Мальчики начали драку.

Ты: а) пожалуешься воспитателю; б) не станешь обращать на них внимания; в) Поможешь мальчикам помириться.

3. Мам после работы готовит ужин.

Ты: а) продолжаешь смотреть мультфильмы; б) спросишь маму, не нужна ли ей твоя помощь; в) поможешь маме помыть овощи, накрыть на стол.

Также можно использовать следующие игры:

«Что сначала, что потом» (заправляем машину, едим, заводим мотор; сушим белье, стираем, гладим)

«Продолжи предложение» (на работу мама едет на…;чтобы цветы лучше росли их надо поливать)

«Что не так?» (ландыши зацветают в январе; в космос летают на вертолете)

«Сосчитай до пяти» (один тюльпан….пять тюльпанов; один грузовик…пять грузовиков)

«Что лишнее?» (астра, гвоздика, ландыш, горох; корабль, ракета,станция,мак)

«Какое слово самое короткое,самое длинное?»

«Скажи наоборот» (прилететь -,высоко. ;расцветать.)

и др.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Роль изобразительной деятельности в жизни ребенка Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка. Рисование-это один из важных средств в познании мира,развитии знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 15:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД