Лучший педагог года

Выступление на педсовете из опыта работы «Формы активизации речи детей среднего дошкольного возраста в течение дня».

Ольга Харченко
Выступление на педсовете из опыта работы «Формы активизации речи детей среднего дошкольного возраста в течение дня».

Выступление из опыта работы «Формы активизации речи детей среднего дошкольного возраста в течение дня».

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Публикация «Выступление на педсовете из опыта работы „Формы активизации речи детей среднего дошкольного возраста в течение дня“,» размещена в разделах

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

Свою работу по развитию речи детей в течение всего дня я строю с учетом их возрастных особенностей. В среднем возрасте дети очень любознательны (возраст «почемучек», они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним. В своих контактах с ребенком я обязательно даю понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово, прошу что бы он его повторил. В развитие речи детей использую и индивидуальную работу, и непосредственно образовательную деятельность, и беседы, и ситуативные разговоры в режимных моментах. И если это НОД, то использую не только индивидуальные ответы, но и хоровые.

Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому я постоянно работаю над собственной дикцией, контролирую ее. Разговаривая с ребенком я обязательно слежу за темпом речи. В среднем дошкольном возрасте продолжаю формировать умение детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает ее, делая ярче, красочнее. Учу детей говорить и быстро и медленно. Для этого произношу звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.

Для активизации речи детей во время НОД провожу инсценировки. Продолжительностью 5-7 минут, а затем привлекаю детей к другому виду деятельности.

Рассматривание картин и иллюстраций – ценный материал для развития речи. Поэтому использую предметные и сюжетные картины. Предлагая предметные картины, ставлю задачу обогатить представления детей, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали предмета (у птички – голова, хвост, клюв).

Предлагая сюжетную картину, учу понимать сюжет, развивает умение слушать пояснения, высказывания, высказываться самостоятельно.

Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях, развивает выразительность речи, умение составлять рассказ по картине.

Для лучшего усвоения рассказа детьми, повторяю его дважды. Периодически рассмотренную картину полезно рассматривать вне занятий.

Большое внимание уделяю рассказыванию и чтению детям произведений худ. литературы. В среднем дошкольном возрасте дети способны внимательно слушать и чтение художественных произведений. Во время НОД небольшое произведение прочитаю и дважды для лучшего запоминания его детьми. Обычно это не надоедает детям, так как я обеспечиваю их активность во время слушания : предлагаю выполнить имитационные движения (показывают, как волк дул на домики поросят, использую наглядные пособия (показ настольного театра, иллюстраций, картинок на фланелеграфе) побуждаю инсценировать или драматизировать отрывки из сказок. После прочтения, задаю вопросы по содержанию на запоминание и понимание произведения детьми. Этим я совершенствую диалогическую речь: совершенствую умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы.

Называю жанры изучаемых произведений: «Я расскажу вам русскую, народную сказку» или «прочитаю рассказ «Умей обождать». Это называние в дальнейшем поможет детям осознать особенности каждого жанра. Тематика литературных произведений более разнообразна. В средней группе останавливаю внимание детей не только на содержании, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, элементы, сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего поэтического слуха. Очень важно продумать и правильно поставить вопросы, чтобы помочь детям выяснить главное – действия основных героев, их взаимоотношения, поступки.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать размышлять, делать выводы. Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказки (рассказа или др., выделяю их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественных произведений.

При пересказе произведений повествовательного типа дети получают от меня помощь словесными приёмами (вопросами). В обучении пересказу стараюсь опираться на реальные образы: словесные приёмы сопровождаю дидактической игрой или показом реальных предметов.

Часто для пересказа предлагаю детям серию вопросов (цепь вопросов, развивающих тему, то есть составляю простой план пересказа). Если текст большой, то дети пересказывают его по частям.

Первый раз текст даётся целиком, чтобы дети восприняли суть произведения, получили эстетическое удовольствие. Затем задаю несколько вопросов, читаю отдельный отрывок или законченную часть; затем задаю серию вопросов, исчерпывающих её содержание и дети пересказывают данный отрывок. При этом слежу, чтобы дети правильно произносили слова, составляли предложения, а также выразительно передавали разговор действующих лиц.

В средней группе продолжаю воспитывать у ребёнка способность воспринимать то, что он слышит, не только эмоционально, но и разумом. Дети привыкают отбирать слова для выражения своих мыслей, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.

На данном возрастном этапе учу детей правильно и четко произносить все звуки родного языка ( уделяя особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]); отчетливо произносить слова и фразы; пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности; развивать фонематическое восприятие; речевое дыхание; совершенствую работу артикуляционного и голосового аппаратов. При уточнении и закреплении отрабатываемых звуков подбираю такие игры и упражнения, которые могут одновременно использоваться для развития фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, для выработки умеренного темпа речи, развития интонационных средств выразительности. Во время НОД сначала сообщаю детям, какой звук будет изучаться, для этого использую различные звукоподражания: гудение комара — звук[з], жужжание жука — [ж] и т. д. После уточняю его артикуляцию, правильность произношения каждым ребенком. Провожу игры и упражнения, направленные на развитие у детей умения узнавать и слышать знакомый звук в слогах, словах, то есть предлагаю задания на развитие фонематического восприятия. В процессе уточнения и закрепления звонких согласных предлагаю детям произнести звук с различной громкостью, то есть одновременно развиваю их голосовой аппарат. После воспитываю правильность произношения — закрепление звука в словах. Для этого использую игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом упражняются в четком и правильном его произношении.

Для развития голосового аппарата предлагаю детям повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения.

Работа по активизации речи детей в средней группе мной ведется только в игровой форме. Так как это обусловлено возрастными особенностями детей.

Использую дидактические игры, словесные, речевые как метод обучения. Играми повышаю интерес малышей, развиваю сосредоточенность, что обеспечивает лучшее освоение материала. Игра активизирует внимание, воображение, учит придумывать, фантазировать.

Литература:

1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М., 1997. — Гл. 6.

2. Бородич A.M. Методика развития речи детей. — М. : Просвещение, 1981. — 128 с.

3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 470 с.

4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 56 с.

5. Елагина М. Как помочь ребенку научиться говорить // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 9. — С. 39—43.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.

7. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М. : Изд-во Института Психотерапии. 2001. – 256 с.

Публикации по теме:

Перспективный план работы педагога — психолога Содержание коррекционной работы педагога психолога (для детей с ограниченными возможностями здоровья). На начало учебного года во всех возрастных.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете из опыта работы «Формы активизации речи детей среднего дошкольного возраста в течение дня».
Опубликовано: 21 марта 2013 в 19:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД