МААМ-картинки

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода

Гульназ Константинова
Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.

Публикация «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей.

«ПОЧЕМУ современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» НЕСОМНЕННО, все вместе- это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.

К сожалению, взрослые все чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники в качестве любимых занятий называют развлечения связанные с просмотром телевизионных передач.

Современные мультфильмы отличаются засильем иностранных слов и каскадом гипертрофированных образов, что способствует размыванию нравственных норм и ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Прослушивание популярных песен опять-таки взрослого репертуара, отражается на детской песенной субкультуре. Все это меняет роль живого слова в жизни ребенка, отношение к нему и его восприятие. Экранная речь становится причиной задержки развития каналов восприятия информации, необходимых для формирования психологических основ: развитого образного мышления, воображения, памяти, внимания, творческой активности. Что в свою очередь негативно отражается на речевом развитии ребенка-дошкольника.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей : неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психо-эмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Работая над проблемой речевого развития, можно использовать основной критерий в работе с детьми по развитию речевых навыков - доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

Для решения поставленных задач в процессе реализации проектной деятельности используются следующие приоритетные технологии речевого развития дошкольника :

Триз ( Теория Решения Изобретательских Задач: Мозговой штурм или коллективное решение проблем)

Мнемотехника (Основная цель-развитие памяти)

Логоритмика (Речевые упражнения с движениями)

Сочинительство (Счинительство загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней)

Сказкатерапия (Используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.)

Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры со словом, и звукоподражанием)

Артикуляционная гимнастика (Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста.

Формы и методы работы над проектом.

индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, сотворчество с воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, активизация детей на самостоятельную деятельность, показ, анализ образца, словесная инструкция воспитателя, поощрение самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово, игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, подражание игровым действиям взрослого, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровые действия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, изменение игрового материала, имитирование, сравнение, игровые приемы, беседа, консультации, наглядная агитация, анкетирование, оформление папок-передвижек, родительские собрания, Дни открытых дверей, досуги, мастер-классы.

С воспитанниками старшей группы мы реализовали проект «Эта волшебная страна сказок», где дети познакомились со множеством сказок, пересказывали, сами сочиняли и обыгрывали их отрывки.

В процессе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

-НОД с элементами сказкотерапии по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди»

-упражнения на развитие мимики, жестов, движений

-загадки про героев сказок

-пословицы, поговорки о сказках

-дидактические игры

-чтение и рассматривание иллюстраций

-НОД «Путешествие в мир эмоций»

-Викторина по русским народным сказкам

-Консультация для родителей «Воспитание сказкой- радость встречи с книгой»

-Поделки по прочитанным произведениям

-Посетили кукольный театр.

Все это благотворно влияет на развитие речи детей.

Дети с восторгом принимают театрализованные игры и с удовольствием участвуют в них. Вовлекая в это «действо» неуверенных в себе, стеснительных детей мы приучаем их к выступлениям перед публикой, они учатся преодолевать свой страх, не боятся проявлять свои эмоции, чувства. В процессе участия в театрализованной деятельности у детей наблюдается повышение показателей по уровню речи. Активизируется речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикулярный аппарат, интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка, учится пользоваться его выразительными средствами в процессе театрализованной деятельности.

Роль, исполняемая ребенком, произносимые реплики требуют от него выражаться ясно и четко. Так формируется правильная диалогическая речь, ее грамматический строй. И итогом работы над проектом был спектакль «Гуси-лебеди». В этом году мы начали работу над совместным проектом с логопедом, который называется «В театр играем- речь развиваем».

Таким образом, одним из перспективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности, в рамках которого происходит взаимодействие ребёнка со сверстниками, воспитателями и родителями.

Публикации по теме:

Влияние совершенствования мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Мастер-класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» Мастер – класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством Дидактических игр и игровых приёмов» Цель: Развитие.

Тема самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования» Цель: Развитие связной речи детей. Задачи:Развитие свободного общения со взрослыми; совершенствовать диалогическую форму речи; развивать.

План работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию» Воспитатель Мингалиева Люция Караметдиновна Средняяя группа МБДОУ детский сад №35 Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного.

Проект по инновационной работе. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Актуальность и перспективность опыта работы В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь.

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук» Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук» I. Введение Актуальность проблемы:.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы «В гостях у сказки». Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Выступление на педсовете «Использование метода интерактивной игры в работе с дошкольниками» Цель: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом, развитие профессионального творчества. Оборудование: нарисованная (вылепленная.

Использование проектного метода в процессе ознакомления дошкольников с народным фольклором В настоящее время в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Выступление на педсовете на тему: Игровая терапия (младший школьный возраст) Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника-его поведение. Любые нарушения в развитии личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода
Опубликовано: 24 ноября 2015 в 20:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД