Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»

Евгения Булычева
Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях, походах).

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Планируя работу по данному направлению в этом учебном году, была сделана попытка разнообразить досуговые мероприятия.

Наиболее эффективными формами совместной деятельности детей и взрослых, на наш взгляд, являются:

*тематические встречи «Урок здоровья» и семинары-практикумы.

При их планировании и проведении старались свести к минимуму лекционную форму преподнесения информации родителям, предполагалось сообщение незначительного объема информации в устной форме. К тому же, пытались теоретическую часть построить в форме общения с родителями. Теоретическая часть была дополнена практической составляющей – совместной двигательной деятельностью детей и взрослых («Путешествие в Сказкино» - 2 мл. гр. ; «Играем пальчиками» - ср. гр.). Такие практические мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения. Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и тщательной подготовки. Были оформлены презентации, выставки, консультационный материал для родителей в виде буклетов и памяток, к оформлению пригласительных билетов на мероприятие привлекали и детей.

*совместные физкультурные досуги, праздники.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы. Анализ проведенного анкетирования показывает, что родители охотнее и с большим желанием принимают участие именно в таких досуговых мероприятиях.

Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей («Праздник картошки» - ст. гр. ; «Валенки да валенки» - ст. подг. гр. ; «Праздник скакалки» - ст. гр.).

Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями (спортивно-музыкальный праздник «Мы играем в паповоз» - ст., подг. гр.); День семьи «Папа, мама, я – отличная семья!» - ст. гр.).

В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

*дни открытых дверей.

При их организации приглашаем родителей к участию в жизни детского сада и группы. День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В День открытых дверей, посвященном Всемирному дню здоровья, планируем пригласить родителей принять участие в проведении утренней гимнастики и спортивных состязаниях «Когда мы едины, мы непобедимы!», в которых на спортивной арене детского сада встретятся дети, родители и педагоги ст. и подг. гр.

* туристические походы.

Одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Походы с участием родителей стали доброй традицией нашего детского сада. В этом учебном году совместными усилиями педагогов и родителей подг. гр. была организована поездка на базу отдыха «Алые паруса», которая прошла под девизом «Вместе с мамой, вместе с папой отправляемся в поход».

*домашние задания (индивидуальные и групповые, даются родителям).

Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми (например, решить вместе с ребенком кроссворд спортивной тематики; придумать и нарисовать свой талисман олимпийских игр; разучить стихи или загадки о природе, спорте; изготовить кормушку для птиц – групповые задания; потренироваться в отбивании и ловле мяча – индивидуальное задание).

Родители вместе с детьми пополняют странички дневника здоровья «Здоровячок», выполняя полученные задания: нарисовать любимое спортивное оборудование малыша, любимую игру на прогулке и т. д.

*встречи с интересными людьми («Гость группы»).

Приглашаем родителей в детский сад с целью рассказать детям о своей профессии, своих достижениях, своем хобби, показывая свои умения и навыки и т. д. Привлечение родителей, других членов семьи к работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее, другое. С каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом. А если дать возможность родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога»? Именно это и попробовала сделать мама Насти Молодцовой Ирина Ивановна, проводя с детьми комплекс ритмической гимнастики. Встреча с ней, преподавателем факультета физической культуры ШГПИ, была организована под девизом: «Моя мама учит любить спорт» воспитателями ст. гр. и проходила в два этапа.

Первый этап был организован в детском саду. Ирина Ивановна рассказала о своей спортивной жизни и карьере, наглядно подтверждая успехи и достижения принесенными фотографиями, медалями, грамотами.

Второй этап – состоялась экскурсия на место работы Ирины Ивановны, в спортивный зал ШГПИ, где дети смогли почувствовать себя настоящими спортсменами, совершив пробежку по большому и просторному залу.

В подг. гр. также планируется провести подобную встречу с Андреевой О. И., бабушкой Щербаковой А., учителем физкультуры МКОУ «Лицей № 1». Её девиз – «Физкультура и я – неразлучные друзья!». 1 этап - заочное знакомство с рассматриванием фото прошел в группе. 2 этап - планируем побывать в школьном физкультурном зале и провести там весёлые соревнования.

Организуя данную работу, педагоги детского сада получают удивительную возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!

* выставки совместных работ детей и родителей.

Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через организацию разнообразных выставок творческих работ. При оформлении зала для КВН «Люби и знай родной свой край» использовались совместные работы детей и родителей подг. гр. «Лес глазами детей». К «Празднику картошки» в ст. гр. была организована выставка поделок и блюд из картофеля. Аукцион «Ах, картошка объеденье!» закончился дегустацией блюд, приготовленных совместными усилиями мам и детей. Выставка «Ай да валенки!» была оформлена совместными усилиями детей, родителей, педагогов ст. и подг. гр. при подготовке к досугу «Валенки да валенки».

Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.

Итогом творческого задания «Сочиняем вместе сказку» - словесного творчества детей, родителей и педагогов детского сада - стала книга сказок о спорте и здоровье «Здоровье – это здорово!». Её презентация прошла в каждой группе. Чтение сказок всем детям способствует развитию эмоций ребенка, который принял участие в сочинительстве, вызывает чувство гордости и за себя, и за своих родителей.

Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - отмечал знаменитый французский писатель Франсуа Ларошфуко. Необходимо помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем слова благодарности в групповых уголках, публикуем их в СМИ, вручаем грамоты, дипломы, памятные призы за участие в том или ином мероприятии).

Основная задача всей проводимой работы - пробудить у родителей интерес к деятельности ДОУ, убедить их в необходимости найти возможность для занятий физической культурой с ребенком и создать все необходимые условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

И в заключение хотелось бы вспомнить притчу:

«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».

Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец».

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.

Вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причём для того, чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка нужно особое внимание уделять постоянному совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Методы – путь.

Консультация «Как организовать семейный праздник» С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вы-зывают дети дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выступление на педсовете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»
Опубликовано: 26 марта 2013 в 17:29
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...