«Сохранение народных традиций в ДОУ» (выступление на педсовете)

Анна Бабатьева
«Сохранение народных традиций в ДОУ» (выступление на педсовете)

«Сохранение народных традиций в ДОУ» /1 слайд/

Муз.: «Вальс» Чайковского

«Родина» - мы произносим, И в глазах задумчивых у нас /2 слайд/

Медленно качается гречиха И дымится луч в рассветный час. /3 слайд/

Речка вспоминается, наверно, Чистая, прозрачная до дна. /4 слайд/

И серёжки светятся на вербе, И в траве тропиночка видна. /5 слайд/

«Родина» - мы говорим, волнуясь, Даль без края видим пред собой, /6 слайд/

Это наше детство, наша юность, Это всё, что мы зовём судьбой.

Родина! Отечество святое! Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое, Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена, Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставеньку присела, До земли чуть-чуть не долетев.

Родина! Земля отцов и дедов! Мы влюбились в эти клевера, /7 слайд/

Родниковой свежести отведав С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли И навек останется святым.

Землю ту, что Родиной назвали, Коль придётся, сердцем защитим.

/8 слайд/

Родина – это все мы, народ. И мы должны чтить, помнить, сохранять народные

традиции и приобщать к ним детей. Ведь культурный опыт интенсивно

осваивался на народных праздниках. С уверенностью могу сказать, что

большинство людей поверхностно знакомо с народной культурой.

/9 слайд / муз.: «По камушкам»

Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало,

а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить

связь времен, вернуть утраченные ценности.

Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до

сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры,

воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам

национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание

фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков,

духовный мир, мысли, чувства наших предков. Жизнь в детском саду должна быть

яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга. Праздники

пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными

традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы –

прекрасный материал для эмоционально – эстетического и нравственного

воспитания детей.

/10 слайд/ муз.: «Росиночка»

Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду?

С давних времён у русского народа был обычай: как заканчивались осенние работы в садах, полях и огородах, устраивали весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных мест. На ярмарках продают и покупают, и чего там только нет? Полным-полно всякого товару! Ещё там устраивались смешные конкурсы.

Люди ходили на ярмарки не только для того, чтобы что-то купить или продать, но и для того, чтобы отдохнуть, повеселиться, встретиться со знакомыми.

/11 слайд/ А вот наша «Осенняя Ярмарка».

Мы гостей встречаем чаем, чаем, чаем.

Первым делом угощаем чаем, чаем, чаем.

Приглашаем к самовару с чаем, с чаем, с чаем.

И в накладку, и вприкуску пейте чай, друзья, по-русски.

/12 слайд/ Дети входят под весёлую игривую песню

«Выход на ярмарку» (р. н. п. «Ой, вставала я ранешенько»)

1. По дорожке, по тропиночке идем,

Разудалую мы песенку поем.

Ой, ли, да ли, калинка моя,

Разудалую мы песенку поем.

2. Нынче ярмарка веселая у нас,

Приглашаем всех на ярмарку сейчас.

Ой, ли, да ли, калинка моя,

Приглашаем всех на ярмарку сейчас.

3. Просим в гости к нам на ярмарку друзей,

Приезжайте, приходите поскорей.

Ой, ли, да ли, калинка моя,

Приезжайте, приходите поскорей.

Чем же привлекает нас народная песня? Простотой построения мелодии, богатством

и разнообразием содержания, яркой образностью, юмором. Народные песни – отличный материал для обучения детей напевному пению.

На ярмарке все любят скоморохов, коробейников. Сколько радости в глазах у детей, когда они раздают гостям угощение.

/13 слайд/ муз.: «Ярмарка»

А вот сушки, бублики, цена – всего два рублика

Вы их с радостью возьмёте, с ними и чайку попьёте!

Тары, бары, растабары, расторгуем все товары!

/14 слайд/ А вот наши дети поют звонкую песню «Весёлая ярмарка»

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Игра: «Горшки» /15 слайд/

покупатель спрашивает: «Почём горшок?» - По денежке, - отвечает «хозяин».

/16 слайд/ муз.: «Гармонист Тимошка»

Новый год за собой Рождество ведет. На «Зимние Святки» дети ходили со звездой - славили Христа, пели колядки и раздавали угощение. /17 слайд/

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Как когда-то наши прадедушки, ну, а с ними и прабабушки.

Приходили на весёлые святки, на песни всем миром да на загадки.

А что такое святки? /18 слайд/

Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели, веселились две недели.

От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,

Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.

Народные игры незаменимы на зимних святках. Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

«Пошла коза по лесу», /19 слайд/

«Ходи, ходи, хоровод», «С лентой» /20 слайд/

/21 слайд/ муз.: «Балалайка»

Встречали и провожали Масленицу, зазывали весну, закликали птиц. Сжигали чучело, чтобы ушло всё плохое, а хорошее осталось.

/22 слайд/

«ПАСХА» исконно русский праздник, он был полностью пропитан русскими песнями, танцами, играми.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре на детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух, внимание, чувство слаженной игры в оркестре. /23 слайд/

В нашем оркестре всего понемножку,

Есть погремушки, кураи, трещётки и ложки.

Аплодировать будут нам зрители – дружные родители!

Посмотрите-ка на нас, музыканты мы сейчас.

Погремушки загремели, кураи загудели, весело запели.

На Руси уж так идёт, что талантливый народ

Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец

Оркестр русских народных инструментов: «Солнечные лучики»

Исполняет «Попурри» на русские народные мелодии

«Погремушки», Во саду ли в огороде», «Ах, вы, сени»

/24 слайд/ муз.: «В роще пел соловушка»

А уж танцы русские дети любят танцевать больше всего на свете.

Раздайся, народ, меня пляска берёт.

Пойду, попляшу, себя людям покажу.

Танец: «В роще пел соловушка», «Гармонист-Тимошка», «Частушки»

/25 слайд/ муз.: «Во поле берёза стояла»

Все праздники не перечесть, но особенно любят дети летом проводить праздник Русской берёзки – «Троица». Это большой христианский праздник. Троицын день старались отметить не в доме, а в саду, в лесу, поле. В этот день хозяйки украшали дома берёзовыми ветками, цветами, а девицы разыгрывали на поляне троицкий обряд. Завивали лентами ветки берёзы, загадывали желание, водили хороводы, ведь этот праздник считался девичьим праздником. А мы проводим его на участке детского сада, украшаем берёзку лентами, платочками, проводим обряд кумления, дарим друг другу подарки. Заводим хоровод, чтоб был радостным и весёлым весь год.

Вокруг берёзки я хожу, Вокруг беленькой хожу. /26 слайд/

Я не знаю, чем берёзку наряжу. Чем я белую, кудреватую одарю.

Одарю берёзку алой ленточкой.

А ещё шелковым платком, Да лазоревым венком.

/27 слайд/

Дети чувствуют себя раскрепощено, весело играют, танцуют, водят хороводы.

Вы вслушайтесь только в эти ласковые, душу трогающие слова.

/28 слайд/ муз.: «Деревенька»

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.

В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную!

/29слайд/ муз.: «Сапожки»

Ну, а песни русские такие, что охота подпевать

Сколько песен у России никому не сосчитать

А слова её простые душу трогают до слез

Столько песен у России! Сколько в рощицах берез!

«Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «Травушка муравушка»,

/30 слайд/

а особенно любимы песни с расписными ложками. Рассказываю детям, что эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.

Обращаю внимание детей на роспись, которая называется хохломской. В Нижегородской области есть село Хохлома, где на фабриках изготовляют ложки, посуду, и другие сувениры. В честь этого села роспись называют хохломской.

Хохлома, хохлома, лучше нет подарка.

Хохломские ложечки звонкие, да яркие.

Я предлагаю всем спеть песню: «Ложки деревенские»

1. Наши ложки знает целый мир

Наши ложки – русский сувенир

Пр.: Хохломские, Псковские, Тульские, Ростовские

Вятские, Смоленские – ложки деревенские

2. Мы на них сыграем, вас развеселим

Всех гостей мы песней – удивим

Пр.: Хохломские, Псковские, Тульские, Ростовские

Вятские, Смоленские – ложки деревенские

Я буду очень рада и счастлива, если наши дети после таких праздников станут хоть чуточку добрее, ласковее, умнее, приветливее.

/33 слайд/ - спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Сохранение народных традиций в ДОУ» (выступление на педсовете)
Опубликовано: 19 октября 2013 в 21:18
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...