Папки-передвижки

Выступление на педсовете «Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания» (из опыта работы)

Татьяна Потолова
Выступление на педсовете «Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания» (из опыта работы)

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Выступление на педсовете „Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. сегодня я хочу рассказать о своей работе по воспитанию у детей любви к своей Родине через ознакомление с родным краем.

Начиная эту работу, я прежде всего, задала себе вопросы : А люблю ли я свою Родину, свой посёлок? Достаточно ли хорошо знаю его? Моё детство и юность были связаны с другим посёлком (Каменная степь) и я, сколько себя, помню всегда гордилась своей малой родиной и всегда очень переживаю от сегодняшних встреч с ним. Я очень благодарна и детскому саду, и школе и, родителям за то смогли привить во мне эти чувства. Вот и мне очень хотелось бы, чтобы мои воспитанники прониклись чувством любви к Таловой, который тоже по-своему красивый. Любой край, пусть это даже небольшой посёлок, по своему неповторимы. Есть своя природа, свои традиции и быт. По - этому был сделан отбор соответствующего материала, позволяющего сформировать у дошкольников представление о том, чем славен наш родной край.

Но прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение всего дошкольного детства. В младших группах в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям была организована работа вокруг тем : «Семья» и «Детский сад». В процессе работы у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» потом уже ляжет в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка как приятные воспоминания детства, которые хочется переживать снова.

Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. Наши родители конечно же были вовлечены в педагогический процесс. Так они стали активными участниками создания презентаций «Секреты семейного счастья» (Губановы, Хлыстовы). Участвовали в смотре конкурсе «Дети –цветы жизни». С родителями были организованы тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Дружная семейка», деловая игра «Ваше общение с детьми»

На занятиях дети готовят подарки для родных и близких. Совместные праздники, выставки поделок, увлечений семьи также способствуют более тесному взаимодействию детей, педагогов и родителей.

Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с родным домом. Дошкольное учреждение тоже должно стать местом, в котором ребенок чувствовал бы себя комфортно и уверенно.

С младшего возраста дети знакомятся с расположением личных помещений детского сада, с удовольствием посещают кабинеты и службы, свободно и самостоятельно ориентируются в здании. Одной из эффективных и действенных форм являются экскурсии по детскому саду, во время которых дошкольники знакомятся с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. На основе полученных впечатлений дети впоследствии составляют рассказы, отражают свои впечатления и отношения в других видах деятельности: изобразительной (рисуют музыкальный и физкультурный залы, кабинет психолога, медицинский кабинет, игровой (в сюжетно-ролевой игре «Детский сад», дидактических играх «Кому что нужно для труда», «Так бывает или нет?» и др.).

Начиная со средней группы поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка). Изготовлен макет микрорайона возле детского сада и небольшой части микрорайона возле него.

С целью совершенствования педагогического процесса по ознакомлению детей с родным краем со средней группы разработан проект «Родной край»

Задачи проекта:

1. Продолжать формировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.

2. Дать представление о роли родного поселка и края в экономическом развитии страны; познакомить с различными социальными объектами.

3. Познакомить с историческим, культурным, национальным и природно-экологическим своеобразием родного края.

4. Формировать позитивное уважительное отношение к родному краю, поселку, его жителям.

5. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Проект рассчитан на детей двух возрастных групп: с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет, их родителей и педагогов. Продолжительность проекта два учебных года

Проект «Моя малая Родина» включает в себя разделы:

I. Знакомство с родным поселком.

II. Ознакомление с историческими событиями Великой Отечественной войны.

III. Приобщение к русской национальной культуре.

Реализовать этот проект нам было не сложно, так как уже имелись тематические разработки занятий, экскурсий по ознакомлению с родным краем на такие темы, как: «История возникновения родного поселка», «Название твоей улицы», «Экскурсия в локомотивное депо», «Гордость земли Таловской», «Церкви и храмы Таловской земли», «Таловскому району – 80 лет». За многие годы работы у нас появились добрые традиции: празднование дня поселка и района, проведение викторины «Люби и знай свою Родину», встречи с интересными людьми (нашими земляками, участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Созданы фильмы «Моя малая родина» ,«Славен праздник День Победы», «Памятники героям земли Таловской».

Но так как проект рассчитан и на родителей, то с помощью их участия был подобран интересный материл по ознакомлению с достопримечательностями Таловой ( в виде создания тематических папок: «Железная дорога», «Сельское хозяйство», «Культура и образование» «Спорт», «Здравоохранение», «Памятники и достопримечательности», «Предприятия», «Храмы земли Таловской»). Продолжена работа по формированию у детей представлений о себе и своей семье (изготовлен альбом «Мой дом, моя семья», которая стала настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.

в ходе знакомства с профессиями и предприятиями в Таловой изготовлена папка «Профессия моей мамы»

Если на первом этапе мы подбирали необходимый материал, знакомили детей с историческим, культурным, национальным и природно-экологическим своеобразием родного края через просмотр фотографий, рассказы, беседы, показ фильмов и презентаций о Таловой, то целью второго этапа стали проведение экскурсии и целевых прогулок к социальным объектам, музеям, историческим местам, достопримечательностям Таловой. Экскурсии в магазин, библиотеку, на почту и другим объектам помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях посёлка.

С большим интересом дети совместно с родителями работают со схемой населенного пункта, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначают названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице

В ходе предстоящих праздничных мероприятий ко Дню Победы, с детьми мы планируем организовать экскурсии: к Мемориалу Вечный огонь, посетить ветеранов на дому, пригласить всех кто стал свидетелем войны на праздничные встречи. С ребятами будем слушать и петь песни на военную тему, частушки военных лет, пословицы и поговорки о доблести солдат, о войне, читать рассказы и стихи о войне.

На этапе реализации раздела «Приобщение к русской национальной культуре» происходит знакомство с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками,былинами. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием украшают сарафан матрёшки, раскрашивают деревянную ложку, знакомятся с разными народными промыслами. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, поют народные песни, частушки, играют в игры народные,

играют на музыкальных инструментах

Заключительный этап проекта будет представлен в виде:

• праздника «День Таловой»,

участия в акциях: «Чистый посёлок!»,

выставки рисунков «Мой родной посёлок» (Сотворчество родителей и детей).

совместной деятельности в форме игры: «Что? Где? Когда?»

презентации: «Мы- Таловчане! Нам – здесь жить!»

Таким образом, настоящая работа позволяет в доступной и интересной формировать любовь к малой и большой Родине. Закончив детский сад, школу, каждый выберет свой путь. Очень важно, чтобы в той – взрослой жизни дети помнили, что за ними – слава многих поколений таловчан и россиян, их дела и замыслы. Ведь если терпеливо воспитывать в подрастающем поколении чувство любви и уважения к родному краю, то положительный результат не заставит себя ждать в будущем.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитываем патриотов» КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ» «Нельзя научить любить Родину, не любя своего края» Неотъемлемая часть любой системы образования.

Экскурссия в краеведческий музейЭкскурссия в краеведческий музей Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм- любовь к Родине, отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете «Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания» (из опыта работы)
Опубликовано: 26 октября 2014 в 21:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД