Лучший педагог года

Выступление на педсовете «Воспитывать тактичного собеседника»

Евгения Василенко
Выступление на педсовете «Воспитывать тактичного собеседника»

Тактичность – от французского слова «такт» (прикосновение, чувство, осязание) - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом.

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность, тактичность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Публикация «Выступление на педсовете „Воспитывать тактичного собеседника“» размещена в разделах

В этой связи возникают следующие задачи воспитания :

- формировать у ребенка культуру речи;

- учить его четко и ясно произносить слова;

- правильно и понятно для окружающих излагать мысль;

- вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;

- не перебивать говорящих;

- внимательно выслушивать указания старших;

- говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;

- не вульгаризировать речь словами – сорняками;

- спокойно и скромно держать себя во время разговора.

В дошкольные годы ребенок склонен к эмоциональной отзывчивости и подражанию. Свои привычки, интересы, стиль своего поведения и отношение к окружающим малыш лепит с нас, с взрослых. Дети чрезвычайно наблюдательны. У них исключительная память при постоянном неосознанно-интуитивном желании всегда и во всем походить на взрослых. Основной пример для детского подражания – это семья. Невозможно воспитать тактичного, вежливого, воспитанного собеседника, если перед его глазами не будет достойного примера папы, мамы, дедушки. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением – и, подражая, копируя услышанное.

Воспитатель изучает, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками (в беседах, с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной различной деятельности и, конечно, на занятиях). И в связи со своими наблюдениями проводит систематическую, целенаправленную работу по развитию культуры речи на протяжении всего пребывания ребенка в д\ с: и в течении всего дня, и на занятиях, и в повседневной жизни. Из опыта работы мы знаем, что воспитывать ребенка следует не скучной моралью и деспотическим приказом, а собственным постоянным положительным примером. Вот некоторые правила, необходимые в повседневной жизни:

1. Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины. Мерный говор – свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка, а дети в свою очередь, не прерывая игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером речевого общения.

2. Никогда (ни словом, ни делом) не оскорблять человеческое достоинство ребенка.

3. Никогда не кричать на ребенка, не говорить при нем, а тем более обращать к нему грубых слов.

4. Не применять в виде воспитательной меры физические способы наказания.

5. Всем пед. коллективом быть всегда единодушными в своих требованиях к детям. Если не согласен с коллегой, необходимо высказать свое несогласие позднее, не при детях.

6. Уважая достоинство маленького человека, нельзя выдвигать причиной того или иного замечания или запрета возраст ребенка: «Ты еще этого не понимаешь, тебе еще рано, не дорос».

7. Предъявляя к ребенку какие-либо требования, прежде всего, необходимо эти требования предъявлять к самим себе. Мы тоже обязаны быть внимательными, тактичными, деликатными со своими детьми. Не забывать говорить «доброе утро», «благодарю за помощь», «спасибо» и т. д. Не забывать похвалить малыша за сделанное им дело, за его внимание и заботу.

8. Необходимо постоянно направлять внимание детей на понимание самочувствия, настроения, эмоционального состояния своих же сверстников. Каждый новый день приносит радость одним и огорчения другим детям. Дети должны понимать причину настроения сверстника (для этого надо уметь поговорить с ним, а иногда внимательно понаблюдать за ним) и помогать ему: жалеть, если тому плохо, радоваться вместе со сверстником, если тот испытывает радость.

9. Необходимо внушать детям, что в совместных играх, труде и др. занятиях не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, если что-то лучше получается, а нужно научить своего друга всему, что умеешь сам, не завидовать, а радоваться успехам других.

10. Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи, выражающие уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют потешки, разучивание стихотворений, выразительная речь окружающих.

11. Речевая сдержанность – один из признаков культуры общения. В практике наблюдается пробел – добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко забываем о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая в смысл сказанного; поддерживать диалог.

Различные виды занятий также способствуют воспитанию в детях тактичности, внимательности, отзывчивости, человечности.

1. Этическая беседа. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего, самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

2. Чтение художественной литературы активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, явлениям, предметам.

3. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей («Что с ним происходит? Почему он плачет?»).

4. Можно предложить несколько сюжетов для разыгрывания сценок: «Девочку не приняли в игру. Она отошла в угол группы, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет». Показать обиду девочки. Дети самостоятельно придумывают выход из ситуации.

5. Беседы с детьми о прочитанном. Очень важно побуждать детей высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки. Планируя вопросы, воспитатель помогает разобраться в образе и высказать корректно свое отношение к нему. Эти вопросы должны развивать дискуссию в детском коллективе, в процессе которой закрепляются гуманные чувства ребенка.

6. Игры – беседы с персонажами сказок. В качестве персонажей выбираются по своим нравственным качествам, например: падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко». Постепенно куклы-персонажи могут затронуть проблемы, актуальные для всей группы или для отдельных ребят.

7. Игры – драматизации. Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить ребенку, отличающемуся нравственным поведением. В результате появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Воспитатель может так же связать игру-драматизацию с ситуациями, часто возникающими в группе и дома.

Воспитывать живого и тактично собеседника – одна из задач, которая должна решаться на протяжении дошкольного детства на занятиях и в повседневной жизни.

Литература:

1. «Эмоциональное развитие дошкольника» под ред. А. Д. Кошелевой.

2. О. С. Богданова, О. Д. Калинина «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками».

3. Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

4. Л. П. Васильева – Гангце «Азбука вежливости».

Публикации по теме:

Доклад (выступление на педсовете) «Пение, как основной вид деятельности дошкольников» С давних времен музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие.

Консультация «Воспитывать в ребёнке тактичного собеседника» "Воспитывать в ребёнке тактичного собеседника" Подготовила: воспитатель Курчатовской школы Каменева Н. А. Культура речи. Еще не переходя.

Выступление на августовском педсовете 2016 г. «Личностное и Профессиональное самоопределение дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Муниципальный детский сад «Красная шапочка» г. Жуков Педагог – психолог Ильюшина Антонида.

Выступление на педсовете «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов.

Выступление на педсовете «Истоки и причины нечтения» Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 гг. возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей.

Выступление на педсовете «Причины конфликта «воспитатель и родитель». И пути разрешения» Выступление на педсовете 1. Причины конфликта воспитатель и родитель. И пути разрешения. 2. Взрослые смеются над детьми, которые в своё.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Выступление на педсовете. Тема: Наблюдение и анализ НОД: Физическая культура 1. Инструктор по физическому воспитанию имеет план работы как перспективный, так и календарный. План каждого занятия тщательно разработан,.

Выступление на педсовете. Тема: «Театрализованные игры» Выступление на педагогическом совете. Тема «Театрализованные игры для дошкольников». Цель: оказание помощи педагогам дошкольного учреждения.

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание дошкольников». Из опыта работы. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете «Воспитывать тактичного собеседника»
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 09:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД