МААМ-картинки

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

Татьяна Сергеева
Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

Всё хорошее в людях - из детства

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, узнать, полюбить.

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души. (1 слайд).

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Вот колокольчик, ласково и напевно шепчущий что-то в зелёной траве; а вот божья коровка, (2-ой слайд) ползёт по ладошке и слушает уже не в первый раз песенку: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба, черного или белого, только не горелого…», а вот одуванчик, сначала жёлто - золотой, и сразу пушисто - белый, дунешь на него - и полетят во все стороны маленькие парашюты, будущие одуванчики, и ещё… тысячи чудес, которые остаются в нас с детства щемящими душу воспоминаниями.

Как сохранить это восторженное чувство любви к природе? Как передать его детям и научить их не только восхищаться её красотой, но и заботиться о природе, беречь её? Как с помощью природы воспитать у детей умение сочувствовать, сопереживать всему живому?.

Маленький ребёнок – это великое чудо, это вечная загадка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. О светлом ребячьем демократизме писал Януш Корчак: «Близки ему собака и птицы, ровня – бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит братьев!» И не мы ли, взрослые, часто разрушаем это светлое отношение к живому, запрещая ребёнку брать в руки червяка или лягушку, ругая бродячую собаку или бездомную кошку. А ведь именно это воспитывает у наших детей доброе отношение к природе, к людям. Мир природы бесконечно богат и разнообразен, интересен, красив и неповторим! Прямо с порога детского сада начинаются уроки познания, уроки доброты, которые щедро нам дарит матушка-природа. Важно не пропустить, вовремя подсказать, ввести ребёнка в этот прекрасный мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. То, что мы заложим в детях в детстве, то и увидим в них в юности и во взрослой жизни. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Поэтому забота о природе есть, забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. (Слайд).

В настоящее время важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми. В нашем детском саду «Солнышко» г. Усмани есть все условия для работы с детьми по воспитанию экологических знаний и экологической культуры. Целенаправленная углубленная работа по этому направлению успешно ведётся уже более 5 лет. Территория детского сада богата растительностью. На участках детского сада растут следующие деревья: ива, берёзки, тополя, вязы, клён, каштан, туя, рябинка. В этом году посадили дубки, кустарники: сирень, калина. Все площадки озеленены, много трав, а где травы, там и насекомые, цветники. Кроме этого, для более углубленного общения с природой в нашем детском саду создана экологическая тропа «Тропинка в природу» - специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория. Экологическая тропинка в детском саду – новая форма работы с детьми и родителями, один из методов экологического образования. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. Экологическая тропа обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям: познавательно-речевому, физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому.

Специально для работы с детьми на экологической тропе в нашем ДОУ педагогами разработана дополнительная общеразвивающая программа «Прикоснись к природе всем сердцем!», которая рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительная группы). Цель программы – приобщение детей к природе родного края, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умение образно воспринимать и любить окружающим мир, оздоровление дошкольников.

Основными задачами при работе с детьми на экологической тропе являются :

• развитие познавательных способностей детей, участие в опытно – исследовательской деятельности, трудовой деятельности по уходу за растениями, формирование системы экологических знаний и представлений;

• уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды нашего края;

• приобщение к эстетическому восприятию природы, её красоты и неповторимости;

• формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде: воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия;

• повышение экологического просвещения родителей; участие детей и родителей в природоохранной деятельности по охране и защите природы.

• сохранение и укрепление здоровья детей.

Основными формами работы на экологической тропе являются :

• Занятия. Обзорные и целевые экскурсии. Наблюдения за природными объектами.

• Дидактические игры. Труд в природе. Беседа. Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Экспериментально-опытная деятельность. Проектная деятельность. Экологические праздники. Спортивно-оздоровительные мероприятия.

Хозяином экологической тропы стал живой ёжик «Пых». История его появления такова. В детском саду ремонтировали теплотрассу. Рабочие копали траншею, и в эту траншею попал ёжик. Рабочие вытащили его, и подарили детям. (Слайд)

Дети поступили гуманно: налюбовавшись ёжиком, решили отпустить его «домой». После окончания работ по ремонту теплотрассы у участка за садиком, появился неухоженный заброшенный вид. Всё это, а главное – дети с ёжиком, натолкнули нас, педагогов, на разработку экологической тропы, хозяином которой стал наш ёжик «Пых». Ёжик прижился на территории детского сада. В дальнейшем ёжик «Пых» посылал детям письма - задания, за выполнение которых оставлял на своей тропе сюрпризы: яблоки, печенье, конфеты. Иногда, он появлялся, когда дети приходили на экологическую тропу, «наблюдал», как дети трудились на огороде, проводили эксперименты, участвовали в праздниках. Появление ёжика было большим стимулом для детей, а для тех, кто получал приз от ёжика, становилось настоящим праздником. (Слайд).

Для оборудования тропы мы нарисовали план-схему объектов, заказали баннер и таблички для объектов. (Слайд). Потом принялись за их разработку.

Объекты нами выполнялись с учётом, чтобы они соответствовали местной природе, были информационно содержательными, доступными, эмоционально насыщенными. Вместе с детьми мы разработали правила поведения на тропе:

• с маршрута можно «вынести» новые знания, впечатления;

• двигаться по маршруту спокойно, слушать и наблюдать внимательно;

• помнить, что природе необходима страна под названием «Тишина»;

• не загрязнять маршрут мусором, не оставлять следов «путешествия»;

• не рвать листья, плоды, цветы, не ломать ветки.

Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Если, дети сами участвуют в исследовании окружающих объектов природы: учатся наблюдать, рассуждать, анализировать, высказывать предположения, делают выводы; то успех в последующем обучении им обеспечен. Это и есть способ познания окружающего мира. Только при условии тесной связи с природой, с её явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобрести новые знания. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Для проведения экспериментальной работы в огороде мы запланировали с детьми и родителями экологический проект «Маленькие огородники», в процессе которого дети самостоятельно узнали, как выращивают овощи. Основной проблемой нашего проекта стало узнать, откуда берутся овощи? Оказывается, если маленькое семечко посадить в землю, полить водой и ухаживать за ним, то вырастут овощи. (Слайд). Вот и весь секрет! С каким нетерпением дети ждали первых всходов, потом первых листочков, первых цветочков, завязей, и, наконец, первых плодов! Сколько радости и ликования вызвали первые огурчики, салат, горох, выращенные своими руками. А еще на нашем огороде выросли лук, свекла, петрушка, укроп, морковь! Вот такой богатый урожай мы получили в этом году! (Слайд).

Есть у нас и сектор лекарственных трав, где растут лекарственная ромашка, шалфей, зверобой, календула, подорожник, огуречная трава, мята. Здесь, непосредственно в природе, проходят встречи с героями сказок, мультфильмов, которые помогают детям узнать о пользе лекарственных трав, об их применении. Как, например, вот эта встреча с «Карлсоном», у которого заболело горло, и дети предложили ему полоскать горло календулой.

Есть у нас и водоем!

Здесь очень нравится отдыхать детям! Они с интересом наблюдают за водными растениями и растениями вокруг водоема. А теперь - полюбуйтесь на нашу «Альпийскую горку». Это – дружба цветов и камней.

Очень красивая! Дети ухаживают за цветами, наблюдают за цветением разных цветов!

А здесь мы в этом году разбили можжевеловую рощу. Пока кустарники маленькие, но ребята оберегают их, поливают, ухаживают, наблюдают.

Дальше у нас «Цветник». (Слайд). Проект «От семечка до семечка» позволил ребятам узнать много интересного о цветах. Дети сами выращивают цветы, начиная с семечка, росток, потом рассаду высаживаем в цветник, пропалывают сорняки, поливают, рыхлят почву, наблюдают за ростом и цветением. Каждодневная работа в цветнике расширяет знания детей, способствует развитию наблюдательности, заставляет над многим задуматься.

Потрудились мы не зря, я и все мои друзья!

У нас выросли цветы небывалой красоты!

Вот такая красота - к 70-летию Победы!

Объект «Деревья» - здесь дети узнают новое о деревьях, наблюдают, экспериментируют. В этом году в старшей группе был реализован проект «Наши зеленые друзья», где не только дети, но и родители узнали много нового и интересного о деревьях.

А это наша «Метеостанция», где дети наблюдают за силой ветра, измеряют осадки. (Слайд).

Воспитателями создан и волшебный объект - наше «чудо – озеро голубое»! Где живет аист и сама «Лягушка – царевна»! (Слайд).

А это, пожалуй, самое любимое место детей - место отдыха! Здесь они получают подарки от ежика, отдыхают, делятся впечатлениями! (Слайд).

Во время путешествия по экологической тропе : дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

В нашем дошкольном учреждении стало традицией проводить экологические акции в течение всего года.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в них участвуют. (Слайд).

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. (Слайд).

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода стараемся вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. В защиту природы мы подготовили и провели с детьми праздники и развлечения: (Слайд).

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). (Слайд).

Ещё одна форма работы с семьёй : папки-передвижки для родителей, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Родители принимают активное участие во всех наших мероприятиях, участвуют в фотоконкурсах, помогают в оформлении фотогазет, являются непосредственными участниками трудовых десантов, экологических акций, проектов, праздников.

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод о том, что построенная система по созданию условий для формирования у детей экологического сознания и экологической культуры, а также представлений об уникальности и самоценности природы, привела к тому, что экологические знания детей приобрели новое качество – они стали результатом:

- заметно изменилось отношение детей к природным объектам (бережное);

- овладели навыками безопасного поведения в природе;

- сформировалось стремление к экспериментально-исследовательской деятельности;

- закрепились представления о животных и растениях региона, навыки ухода за ними.

ДОУ принимает активное участие во всех экологических конкурсах района и области, где занимает призовые места.

Так, участие нашего садика в областном конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных учреждениях «Детский сад – устойчивое развитие» 2012г., где мы заняли второе место в номинации «Лучшее дошкольное учреждение по экологическому воспитанию». В 2014 году вышла книга «Берегите родную природу» составитель Н. В. Пешкова, где был напечатан материал из опыта работы по экологическому воспитанию в нашем садике. В этом году отправили материал на конкурс на лучшую постановку экологического воспитания дошкольников на экологической тропе ДОУ. Ура! Мы заняли 1-ое место в области!

Природа, и это, пожалуй, главное, даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Чтобы стать другом Природы, он должен стать добрым. А быть добрым нам помогает улыбка, подаренная друг другу, солнцу, ветру, цветам, птицам, берёзке, бабочкам (Слайд).

Спасибо за вниманье! (Слайд).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Пояснительная записка к семинару "Как прекрасен этот мир" Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА» Из опыта работы Тема: «Экологическое.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» Думаю, что всем нам тревожно за то, что творится вокруг нас и в жизни и в природе: не храним, что имеем, ` не щадим, не жалеем, ни за что.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (продолжение) Дидактическая игра «Вода не вода» демонстрирует степень распространения воды в природе и ее необходимости. И хотя на глобусе дети видят.

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Объяснительная записка педагогического опыта работы. 1 слайд Тема семинара: «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников». «Любовь.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Экологическое воспитание (Из опыта работы) Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радость и переживания, оставляет в них неизгладимые.

Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до (из опыта работы воспитателя) «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» из опыта работы воспитателя младшей разновозрастной группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 20:48
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД