Опыт сотрудничества с родителями в рамках программы «Сообщество»

Юлия Батарева
Опыт сотрудничества с родителями в рамках программы «Сообщество»

«Опыт сотрудничества с родителями в рамках программы «Сообщество».

Выступление на региональном форуме работников системы дошкольного образования посвященный году учителя

Как сделать родителей активными сотрудниками воспитателей?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что «работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием».

Чтобы осознать особую важность и ценность этой нашей с вами обязанности, сначала понадобится встать на место родителей воспитанников и посмотреть на нашу работу со стороны. Что видит родитель ребенка, когда приводит и забирает его из детского сада? В лучшем случае ему удается стать проведение режимных моментов: зарядка, подготовка к завтраку и ужину.

То есть, он совершенно не видит, чем еще его ребенок занимается в детском саду, из чего состоит и как выстроен образовательный процесс в ДОУ. В такой ситуации нередко все общение воспитателя и родителя - это ответы на вопросы: «Как ребенок покушал, как спал, не плакал ли?» Потому, что он больше не знает о чем спросить. Бесспорно, за последнее время увеличилось число родителей, которые заинтересованы в развитии своего ребенка, проявляют интерес и имеют некоторые знания в организации процесса образования. Наша задача - увеличить число таких родителей и сделать их равноправными и активными участниками педагогического процесса.

В нашей группе, работающей по программе «Сообщество», используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями. Условно эту работу можно разделить на информационно-ознакомительную и информационно – просветительскую, а так же на совместную деятельность.

В методической литературе можно найти достаточно много материала по организации совместной деятельности с родителями, есть интереснейшие конспекты по проведению нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников. Конечно, это очень актуально и интересно, но собрания, круглые столы и совместный досуг проводятся не так часто, в сравнении с каждодневными встречами с родителями утром и вечером. Именно поэтому, мне хотелось бы остановиться более подробно на непосредственном общении с родителями, когда они приводят или забирают ребенка.

Исходя из личного опыта, хочу заметить, что, если мы будем использовать формы взаимодействия с семьей, направленные на установление открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями, направленные на развитие заинтересованности родителей в воспитании и образовании своего ребенка, направленные на повышение готовности родителей принимать участие в работе дошкольного учреждения, то это позволит вовлечь родителей в педагогический процесс.

Как это делается в нашей группе?

Каждое утро мы выходим встречать детей. Доброжелательное общение с родителем и ребенком имеет очень важное значение для построения общения на педагогические темы. Необходимо интересоваться семейными новостями, это показывает родителю важность для вас проблем семьи. Кроме того, родителю просто приятно, что ребенок с вами делится о новостях в семье, а вы уточняете у родителей детали какого-то события. Знать, что ребенок с удовольствием ходит в детский сад родителю очень отрадно. На этом эмоциональном фоне семья готова воспринимать информацию об успехах или неудачах ребенка в обучении и воспитании.

Опыт сотрудничества с родителями в рамках программы «Сообщество»

ак как в утренние часы многие родители спешат на работу, информация о важных событиях часто доносится нами в виде записок на шкафчиках с детской одеждой. Так же оформлена доска объявлений, на которую воспитатель в случае необходимости просит обратить родителей внимание.

В нашей группе, которая работает по программе «Сообщество», новый материал изучается тематическими блоками.

Родители всегда привлекаются к пополнению, изготовлению и нахождению демонстрационного материала. Так, при прохождении темы грибы, нами была собрана и оформлена коллекция несъедобных грибов – паразитов, которые родители и дети принесли в группу.

Во время изучения деревьев, каждая семья изготовила страничку с засушенными листьями, которые затем были оформлены в альбом. Привлечение родителей не только обогащает группу материалами к занятиям, но и значительно повышает интерес детей к ним, потому что, сами дети непосредственно изготавливали пособия со своими родителями.

Как же сделать, чтобы у большинства родителей возникало желание помогать? Для этого необходимо рассказывать семье о задачах воспитания и обучения данного дошкольного возраста, его особенностях, разъяснять необходимость пополнения пособий и материалов к занятиям, развивающих игр по возрасту. Мы это делаем на родительских собраниях. В нашей практике есть два обязательных родительских собрания: в начале и конце учебного года. Первое организуется после проведения тестирования детей по усвоению программы воспитания и обучения на начало учебного года. До сведения родителей доносятся особенности данного возраста и то, что ребенок должен освоить на конец года, затем мы совместно с родителями обсуждаем, какие результаты тестирования по разделам программы требуют особого внимания и коррекции, а так же, что для этого необходимо приобрести. Родители настолько увлекаются процессом поиска нужных игр, методической литературы, что ежегодно мы делаем оптовые заказы со складов в интернетзакупках. Имея все необходимое и помощь родителей в организации образовательного процесса, наши воспитанники показывают очень высокие результаты по усвоению программы воспитания и обучения в детском саду, что стимулирует родителей к еще большей активности.

Так же очень важным считаем доносить информацию об изучаемом материале до родителей в форме ежедневного отчета.

Для этого нами был оформлен стенд, на котором вывешивается информация о том, что ребенок узнал в течение прошедшего дня. Здесь размещается информация о проведенных занятиях с целями обучения, описан краткий ход занятия. Обращается внимание на то, что вызывает у детей особые трудности, а так же, что необходимо закрепить с ребенком дома.

Такая информация имеет большое просветительское значение, т. к. родитель узнает методику обучения, видит особенности, может взять ее домой и закрепить с ребенком пройденный материал.

ериодически вывешиваются детские рисунки, выставляются детские поделки и работы по ручному труду, конструированию из бумаги и бросового материала, оформляются коллективные панно. Таким образом, родитель видит, что ребенок получает в дошкольном учреждении должное развитие в обучении.

В вечерние часы, когда родители забирают детей, происходить самое активное общение с семьей. Обсуждаются успехи ребенка на занятиях, обращается внимание родителей на работу, выполненную руками ребенка. Родителям рассказывают о проблемах в изучении новой темы, знакомят с задачами воспитания и обучения в данном тематическом блоке. Важно сформировать у родителя представление о том, для чего мы это делаем, что получит ребенок при изучении конкретной темы.

Родители часто присутствуют на занятиях, и непосредственно участвуют в их проведении. Так, при ознакомлении детей с профессиями, был приглашен папа воспитанника, который продемонстрировал набор слесарных инструментов, рассказал и показал детям, как их можно использовать. После занятия он устранил неполадки в группе. Теперь ребята с удовольствием играют с набором детских инструментов, хорошо знают названия и действия с ними. При изучении тематического блока «Хлебобулочные изделия», в группу была приглашена бабушка одной из воспитанниц, которая работает на хлебопекарном заводе.

Она провела ознакомительное занятие с изделиями, выпускающимися на заводе.

Привезла с собой различные хлебобулочные изделия, рассказала детям процесс выпечки хлеба.

Эта информация очень хорошо воспринялась и запомнилась детьми. Бабушка дома поделилась своими впечатлениями, осталась очень довольна, порадовалась за свою внучку.

Теперь мы всегда можем рассчитывать на поддержку этой семьи в наших начинаниях.

Периодически в нашей группе проводятся конкурсы с вручением призов и разыгрыванием мест в различных номинациях. Так, в прошлом году мы проводили конкурс на лучшую кормушку для птиц.

После этого у детей резко возрос интерес к наблюдениям за птицами, прилетающими на участок группы. Во время изучения темы «Плоды» был проведен конкурс на поделку из природного материала, работ было так много, что в дальнейшем была организована выставка в холле ДОУ.

Сейчас мы готовимся к конкурсу «Игрушка из бабушкиного сундучка»….

Необходимо приводить в пример участие других родителей в сборе материала для ознакомления детей с новым блоком учебного материала: устная похвала при других родителях, похвала самого ребенка, чья семья активна, при других детях, объявления со словами благодарности, вручение благодарственных писем на родительских собраниях. Все эти приемы стимулируют семьи к сотрудничеству.

Таким образом, можно сделать вывод: чем больше информации получает родитель о жизни его ребенка в группе, его проблемах, успехах, чем больше семья вовлекается в процесс воспитания, обучения и жизнь детского сада, тем более охотно он и в дальнейшем оказывает нам помощь и сотрудничество.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Подготовка к оценке состояния здоровья детей раннего возраста В рамках опытно-экспериментальной работы, посвященной вопросам оздоровления воспитанников, 18 декабря 2012 года в ГБДОУ №62 Приморского.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт сотрудничества с родителями в рамках программы «Сообщество»
Опубликовано: 28 октября 2013 в 22:31
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...