Лучший педагог года

Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы на примере кружковой работы

Светлана Шайбулатова
Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы на примере кружковой работы

Выступление для республиканской научно-практической конференции «Педагогическая премьера-2018»

Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы на примере кружковой работы «Родничок»

Я узнал, что у меня есть огромная семья:

И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое- это все мое, родное!

Это Родина моя! Всех люблю на свете я!»

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы на примере кружковой работы» размещена в разделах

(В. Орлов)

Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!

В последнее время произошли изменения в экономических и политических сферах жизни, которые привели к ослаблению духовных ценностей народов, населяющих Россию. Эти изменения снизили воспитательное воздействие на формирование чувства патриотизма. Наиболее явной отличительной чертой стала - постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку. Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину.

Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель кружковой работы состоит в том, чтобы формировать у детей нравственно-патриотических ценности и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду и приобщать детей к культуре русского народа.

В задачи кружковой работы входят : воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему родному городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; расширение знаний и представлений о красоте родного края, родной природы; формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится; воспитание уважения к труду взрослых; развивать творческие и познавательные способности детей.

Кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми второй младшей группы составляет 15 минут.

Кружок «Родничок» для детей второй младшей группы состоит из четырех блоков:

I блок: «Моя семья»;

II блок «Мой дом, моя улица»;

III блок «Мой детский сад»;

IV блок «Мой посёлок».

Каждый блок включает в себя разнообразные формы взаимодействия с детьми:

беседы;

инсценировки сказок;

продуктивные техники изобразительной деятельности (лепка, аппликация, конструирование);

рассматривание иллюстраций;

чтение художественной литературы;

сюжетно-ролевые, дидактические игры;

тематические праздники, развлечения;

наблюдения, экскурсии, целевые прогулки и другое.

Огромную роль также имеет взаимодействие и сотрудничество с родителями, так как одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому для работы с родителями я использую такие формы взаимодействия, как:

родительское собрание;

консультация;

стенгазета;

мастер-класс;

папки-передвижки;

участие в конкурсах и выставках;

лэпбук и другое.

I блок «Моя семья» выбран не случайно, так как именно семья является самой первой ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Большое внимание уделяется самому дорогому человеку – маме. Мы беседуем о своих мамах, описываем их, говорим о том, что маме нужно помогать, так как у неё очень много домашних обязанностей. Очень любим заучивать стихотворения о маме и мамам. А недавно мы учили стихотворение Т. Волгиной «Подарок маме», пользуясь техникой – мнемотаблица. Вели беседы и о других членах семьи – папе, братьях, сёстрах, бабушках и дедушках. Читали сказку «Гуси-лебеди», где проследили взаимоотношение сестры к маленькому братику, поиграли в сюжетно-ролевую игру «Бабушка и дедушка приехали» и испекли вместе с бабушкой – оладушки. Не забыли и своих домашних питомцах, где вместе с родителями подготовили мини-проекты на тему: «Мой домашний питомец». Данный блок позволил подвести детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.

II блок «Мой дом, моя улица» позволяет воспитывать любовь к дому, в котором живёт ребёнок и его семья. В данном блоке мы старались поговорить о том, что такое дом, какие комнаты и мебель есть в доме, постепенно переходя к тому, что такое улица, адрес. В процессе изучения данного блока, мы делали аппликацию на тему: «Вырос дом, огромный дом», конструировали данную постройку из строительного материала, читали сказку «Теремок» и инсценировали её с детьми.

III блок «Мой детский сад» знакомил детей с помещениями группы и детского сада, их назначением, с предметами, находящимися в детском саду. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети наблюдали за природой на территории детского сада, зелеными насаждениями, которые его украшают, кормили птиц, которые прилетали на участок. В процессе изучения данного блока, были проведены экскурсии, природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой», беседовали о птицах зимой и лепили им зёрнышки. Когда в детском саду проходила Неделя игр и игрушек, дети приносили свои любимые игрушки и рассказывали о них, играли с ними. Данный блок даёт детям понятие того, что такое детский сад, воспитывает дружелюбное отношение к сверстникам, ко взрослым и природе, которая окружает ребенка.

IV блок «Мой посёлок» позволяет закрепить название посёлка, формирует у детей чувство любви к своему посёлку. Воспитание любви к родному посёлку — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, посёлок, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказывали детям о том, что здесь много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Беседовали о том, что по улицам ездит транспорт, рассматривали иллюстрации с достопримечательностями родного посёлка.

Каждый блок мы заканчиваем закреплением пройденного материала с помощью использования лэпбуков.

Помимо кружковой работы, мы беседуем о том, что такое дружба, что такое хорошо и что такое плохо, разделяем грани добра и зла, стараемся обязательно поговорить о предстоящих праздниках, о традициях и культуре народа. Не обходится наша деятельность и без использования детского фольклора, так как именно фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

В результате проведённой работы дети научились различать понятия «семья», «дом», «улица», «посёлок», стараются бережно относиться к окружающей природе и её обитателям, научились называть своё имя и фамилию, имена своих родственников, питомцев, имя и отчество воспитателей и их помощников, стали охотно посещать детский сад, ориентироваться в нём, с доверием относиться к воспитателю.

Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим народам. Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.

Продолжая работу в рамках патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, ставлю себе задачи: пополнить методическую литературу, практический материал; разработать и провести детские проекты в совместной деятельности с родителями и детьми.

Список использованной литературы

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.

3. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Средняя группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2015.

4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.

5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004

6. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.

7. Серия «Учим стихи наизусть. Привет тебе, мой край родной!» - М. : Хатбер-Пресс, 2016.

8. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.

9. Журнал «Дошкольное воспитание»

10. Журнал «Воспитатель в ДОУ»

11. Журнал «Ребёнок в детском саду»

12. Интернет-ресурсы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аннотация к опыту работы «Нравственно — патриотическое воспитание детей посредством русской народной культуры» .

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Музыкальный руководитель в своей работе неизбежно.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста .

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Неотъемлемой частью жизни любого человека является детство. Именно в этот.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Нравственно-патриотическое воспитание детей группы младшего возраста (работа с родителями, проектная деятельность) Тема моего доклада «Нравственно-патриотическое воспитания детей группы младшего возраста (работа с родителями проектная деятельность). Константин.

Опыт работы по теме «Нравственное-патриотическое воспитание детей во второй младшей групе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 Городского округа Вичуга ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Нравственно.

План кружковой работы «Яркие краски» по нетрадиционному рисованию для детей второй младшей группы «Яркие краски». План кружковой работы. Нетрадиционное рисование во второй младшей группе Александра федорова «Яркие краски». План кружковой.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников подготовительной группы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы на примере кружковой работы
Опубликовано: 13 мая 2018 в 18:20
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД