МААМ-картинки

Выступление на родительском собрании: «Как избежать гиперопеки детей»

Раиса Маркс
Выступление на родительском собрании: «Как избежать гиперопеки детей»

«Как избежать гиперопеки ребенка»

В последнее время появился новый стиль воспитания, который может повредить здоровому развитию детей - это тенденция многих современных родителей излишне опекать своих детей.

Гиперопека - это желание родителей решить все проблемы своих детей, не давая им шанс преодолеть препятствия самостоятельно. Родители ограждают детей от сложных ситуаций, чтобы не причинять им беспокойство, и чрезмерно контролируют их.

Публикация «Выступление на родительском собрании: „Как избежать гиперопеки детей“» размещена в разделах

Родители своей гиперпекой выращивают капризного ребёнка, неуверенного в себе и не способного рисковать и принимать самостоятельные решения. Такой ребёнок будет стараться избегать новых ситуаций, бояться всего нового и, в случае трудностей, пытаться спрятаться за своими родителями.

Для многих родителей воспитание детей окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на собственные мысли, чувства и ошибки. Гиперопека разрушает личные качества и характер малыша. Родители боятся момента расставания со своим чадом. Они считают, что их ребёнок всегда будет нуждаться в их заботе и помощи. Ребёнок полностью ограждается от возможных трудностей, родители непрестанно беспокоятся о нём, порой это приобретает нездоровые, навязчивые формы. Дети буквально живут жизнью родителей, часто говорят фразами мамы или папы, высказывают их суждения о мире. Мамы даже физически привязывают ребёнка к себе - например, устраивая ритуалы прощания и встречи с поцелуями и объятиями, хотя со стороны может быть заметно, что ребёнку такие чрезмерные ласки не слишком нравятся. В итоге такой ребёнок становится робким, боязливым, зависимым, у него неразвиты коммуникативные способности. Дети, выросшие в таких семьях, обычно восстают против тотальной родительской заботы. Но, не имея навыков быть самостоятельными, с трудом принимают какие-либо решения.

Способ победить гиперопеку - это дать детям советы и идеи, с помощью которых они смогут справиться со своими проблемами. Не стоит уводить и ограждать их от трудностей. Родители должны, в первую очередь, учить и поддерживать детей, а не защищать и ограждать их от физических, социальных или интеллектуальных проблем. Задача родителей - дать ребёнку абсолютную и непоколебимую уверенность в своих силах и, в то же время, протянуть руку помощи в тот момент, когда ребёнок действительно в ней нуждается. Важно обеспечить ребёнку защищённое детство, и даже в чём-то продлить его. Но это не означает, что детей нужно баловать и давать им всё, что они хотят. Эффективное воспитание - это равновесие между поддержкой и абсолютной защитой.

Гиперопека - чрезмерная забота о ребёнке, тип воспитания, тип отношений «родитель-ребёнок», при котором ребёнку предоставляется минимум самостоятельности, зато контроль осуществляется по максимуму.

Традиционно выделяют два типа гиперопеки - потворствующая и доминирующая.

Потворствующая гиперопека представляет собой воспитание по типу «ребенок- кумир семьи». Ребёнку с детства внушают, какой он великолепный, талантливый, немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают за ребёнка родители (чаще - один из родителей). Для такого ребёнка характерен очень высокий уровень притязаний, он стремится быть лидером, стремится выделиться, быть в центре внимания. Это не самые плохие черты характера. Однако порой всё это ведёт к не самым радужным последствиям - когда ребенок попадает в коллектив, например в группу детсада или в класс, он ожидает такого же уровня внимания и восхищения, как и в семье. Но зачастую таланты и умения такого ребёнка являются многократно преувеличенными, и не самые высокие оценки его деятельности морально подавляют ребёнка. Формируется истероидный тип личности, стремящийся к успехам и славе, но при малейшей неудаче оказывающийся на грани нервного срыва. Такого ребёнка тяготит не недостаток любви, а её излишек. Свобода ребёнка при таком типе взаимоотношений мнимая. При потворствующей гиперопеке все потребности ребёнка реализуются, но в пределах узкой группы - членов семьи, а в прочих коллективах он испытывает серьезные трудности. Этот тип отношений соотносится с либеральным, попуститель-ским типом воспитания — ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей. Становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.

Доминирующая гиперопека.

Это стиль воспитания, при котором у ребёнка, можно сказать, отнимают собственную волю. Доминирующая гиперопека играет главную роль в формировании закомплексованных личностей. Для этого вида гиперопеки характерно ограничение сферы деятельности ребёнка, постоянное накладывание запретов, ограничение самостоятельности. Каждое движение ребёнка контролируется, любая мелочь обрастает правилами. В итоге ребёнок действительно оказывается неспособен выполнять элементарные для своего возраста задачи, так как растёт в убеждении что он «ещё маленький» и «сделает не так». Из-за недостатка самостоятельности у ребёнка не реализуется потребность в уважении и самоуважении, одна из важнейших, благодаря которой личность окончательно созревает. Доминирующая гиперопека соотносится с авторитарным стилем в воспитании. Родитель зачастую является непререкаемым авторитетом, его воля - закон. При авторитарном стиле - все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всем должен подчиняться их воле, авторитету, он порождает конфликты и враждебность. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся агрессивными. Робкие, неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребёнка может стать потенциально антиобщественным.

Последствия гиперопеки могут быть крайне плачевны. Все выше перечисленное - робость, закомплексованность, неуверенность, отставание в развитии - тормозит нормальную социализацию ребёнка.

Демократический стиль («авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями, дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твёрдость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Публикации по теме:

Выступление на родительском собрании «Возрастные особенности детей в средней группе» Тема: «Возрастные особенности детей в средней группе» На данном этапе очень важную роль играют особенности детей 4-5 лет, от которых зависит.

Выступление на родительском собрании «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к обучению»Выступление на родительском собрании «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к обучению» Дети быстро растут. Ребенок, который вчера был малышом, стал большим, будущим первоклассником. У многих родителей это вызывает тревогу,.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей 3–4 года» «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет» В дошкольном возрасте идёт быстрое формирование личности ребёнка.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей с 2–3 лет» Консультация для родителей «Психологические особенности детей 2 – 3 лет» В дошкольном возрасте идёт быстрое формирование личности ребёнка.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей старшего возраста» Выступление на родительском собрании: «Возрастные особенности 5-6 лет» Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень.

Выступление на родительском собрании «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Слайд № 1 Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Выступление на родительском собрании с элементами тренинга «Адаптация и социализация детей к условиям детского сада»Выступление на родительском собрании с элементами тренинга «Адаптация и социализация детей к условиям детского сада» Выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация и социализация детей» Педагог- психолог МБДОУ №27 «Аленький цветочек» Лисовенко.

Выступление на родительском собрании в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

Выступление на родительском собрании «Здоровье детей в руках родителей» Подготовила: учитель-логопед Подрезова И. А. МБОУ ЦО № 17 им. Героя Советского Союза И. П. Потехина г. Тула 2017 год На сегодняшний день,.

Задержка речевого развития у детей 2–3 лет. Выступление учителя-логопеда на родительском собранииЗадержка речевого развития у детей 2–3 лет. Выступление учителя-логопеда на родительском собрании Здравствуйте, уважаемые родители. Приглашение учителя – логопеда на родительское собрание – это всегда очень ответственно. Тем более приглашение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на родительском собрании: «Как избежать гиперопеки детей»
Опубликовано: 24 января 2018 в 10:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД