Выступление на родительском собрании «Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного возраста»

Татьяна Шуянова
Выступление на родительском собрании «Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного возраста»

Личность ребёнка формируется и воспитывается под воздействием, прежде всего родителей. Любой ребёнок чутко реагирует на любовь и ласку.

Живя в семье, каждый ребёнок должен быть, уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. Ребёнок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Школа доброты, которую ребёнок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.

Напротив, недостаток любви, безразличие к интересам и деятельности ребёнка со стороны взрослых, ведёт к возникновению отклонений в поведении: агрессии, замкнутости, застенчивости, упрямства, капризов.

Существенным условием развития агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви, постоянном применении наказаний со стороны одного, либо обоих родителей. Причиной неудачной социализации, враждебности, чувства обиды является несогласованность требований к ребёнку со стороны родителей. В этом случае у ребёнка не возникает чёткого понимания норм поведения.

Уже в дошкольном возрасте проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация часто встречаются у большинства детей.

С Упражнение: Как может выглядеть ребенок – изгой

Работа в подгруппах. Время – 15 мин.

Цель: выявить проявления асоциального поведения у детей д/в

Материал: ватман, маркер.

Ход: Предлагаем вам составить словесный портрет ребенка – изгоя. Когда участники будут готовы, одна группа называет признаки асоциального поведения, другая соглашается или нет, добавляет свои признаки.

Рефлексия: В детских группах дошкольного возраста могут проявляться специфические симптомы преддевиантного поведения и характеризоваться: - импульсивностью, спонтанностью, ситуативностью, деструктивными действиями на ограничивающие, нормативные условия микросреды, относительной неустойчивостью, элиминацией (угасанием) в процессе социально-психической профилактики.

* Отклонения в поведении ребенка не бывают беспричинными. В целях оказания своевременной помощи необходимо знать, почему ребенок так себя ведет, изучить проблему и выбрать характер профилактических мер.

Мы выделили 2 группы предпосылок.

Предпосылки асоциального поведения:

1 социальные предпосылки:

- дефекты в организации воспитания в семье (аморальный образ жизни семьи и искажение семейных отношений – детско-родительских, детско-детских, родительских);

- дефекты индивидуального социального опыта, зависящего от ошибок в воспитании, специфики общения, усвоение норм асоциального поведения в ДОУ и семье;

-дефекты социального контроля, зависящие от недостаточности эффективной деятельности семьи, ДОУ;

- дефекты социальной адаптации (организация поступления ребенка в ДОУ)

- влияние социокультурных особенностей.

2. психофизиологические предпосылки:

- отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная, как известно, органической отягощенностью врожденного, наследственного характера, либо наступившая в результате черепно-мозговых травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в возрасте до 2 - 3 лет.

- различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера, которые могут негативно проявлять себя через систему межличностных отношений ребенка в среде сверстников.

Упражнение: «Что нужно сделать, чтобы воспитать монстра»

Материал: мольберт с нарисованным человечком, маркер

Ход: Ведущий рисует на листе образ ребенка. Когда представители групп называют воздействия на ребенка, ведущий изображает их.

Рефлексия: На практике нередко приходится сталкиваться с неприемлемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением детей.

Часто педагоги и родители, припечатывая ребенку ярлык «трудный», либо «ненормальный», просто отгораживаются от него, снимая с себя ответственность за его поступки, и оправдывают свой отказ от поиска контактов с такими детьми. Что в сущности не только не снимает проблемы, а напротив еще больше усиливает эффект девиантных проявлений.

* Профилактику асоциального поведения составляют научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные:

на

-предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

-сохранение, поддержание и защиту нормального образа жизни и здоровья ребенка;

-содействие ребенку в достижении социально-значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

- Сам термин «профилактика» ассоциируется обычно с запланированным предупреждением какого-либо неблагоприятного события, т. е. устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

Условия профилактики

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

- направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

- обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

- решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

Среди большого разнообразия профилактических технологий можно выделить:

- широкое использование средств массовой информации (информационный подход): печать, радио, телевидение, театр, художественная литература, правовые занятия, коррекционно-развивающие занятия.

- Социально-профилактический подход предполагает осуществление широких связей с общественностью, ОВД, муниципальными организациями, ППМСЦ и др. организациями.

- Социально-педагогический подход - восстановление и коррекцию качеств личности дошкольника с отклонениями в поведении, в частности коррекцию его нравственных и волевых качеств, т. е. осуществляется комплексный подход: беседы, занятия, тренинги, контроль, патронаж, тесное взаимодействие с родителями и пр.

* Личность ребенка формируется и воспитывается под воздействием, прежде всего, родителей. Истоки асоциального поведения закладываются в семье.

В наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью. Семья утратила способность быть лоном любви, основой воспитания и социальной адаптации детей.

За кризисом семьи следует кризис современного образования. Очень большое значение в приобретении коммуникативных навыков играют дошкольные учреждения.

Поэтому профилактику асоциального поведения детей дошкольного возраста следует начинать с главных субъектов:

1 – родитель (работа с семьями социального риска)

2 – педагог (изменение отношения к проблеме асоциального поведения дошкольников)

Притча «Пророк и длинная ложка» (Школьный психолог» №7 -2008год

- Мы предлагаем вам притчу, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами.

*Притча***

Рефлексия: -Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать.

Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

Для воспитателей: дискуссия.

Материал: Карточки с вопросами

1. Какие условия необходимы для развития Я ребенка?

Что происходит, если эти условия не выполняются? Почему?

2. Перечислите мотивы, которые, по вашему, определяют «плохое» поведение ребенка.

3. Определите, кто отвечает за качество взаимодействия (диалога). Почему?

Детям, которые демонстрируют неадаптивное поведение, недостаточно сопровождающего отношения взрослых. Что им нужно еще и почему?

Публикации по теме:

«Благоприятная атмосфера в семье — залог здоровья ребёнка» Основой полноценного развития ребёнка является его положительное самоощущение: уверенность в себе, в своих возможностях, в том, что он любимый.

Эссе «Моё педагогическое кредо» «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.» В. А. Сухомлинский Много лет я мечтала о большой семье – большой, дружной, весёлой.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Выступление на родительском собрании «Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 13:40
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...