Выступление на заседании творческой группы «Развиваем у детей умение познавать окружающий мир»

ТАТЬЯНА СИВЦЕВА
Выступление на заседании творческой группы «Развиваем у детей умение познавать окружающий мир»

Развиваем у детей умение познавать окружающий мир

Ребенку предстоит многое узнать и многому научиться. Дошкольный возраст – необыкновенно важный в этом отношении период.

Дошкольник познаёт окружающий мир, играя. Игра – его ведущая деятельность, в игре развиваются его потенциальные возможности и способности, в игре он, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения навыки, осуществляет поисковые действия, учить мыслить и творить. Именно поэтому познавательное развитие ребенка – дошкольника желательно осуществлять в игровой форме.

Организуя игры, внимательно присмотритесь к малышу, оцените его индивидуальные способности, состояние и настроение. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можете предложить ему более сложные, если при их выполнении испытывает серьезные трудности, наоборот более простые. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он не умеет, даже если с легкостью это делают его сверстники. Поскольку мыслительный потенциал дошкольника невелик, самостоятельность во многом зависит от окружающих взрослых, все задания желательно выполнять вместе с ребенком. Обращайте его внимание на отдельные элементы рисунков, задавайте вопросы, о сходстве и различии предметов. Лишь со временем малыш начнет проявлять наблюдательность и научиться сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы и умозаключения, осуществлять поисковые действия и прогнозировать результат.

Четырехлетний ребенок уже способен сравнивать предметы друг с другом, подмечать сходство и различие между ними. Он может угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков, по памяти воспроизводить его внешний вид, называть свойства предмета и, что особенно важно, назначение. Кроме того, ребенок пытается устанавливать взаимосвязи между событиями, выявлять причины происходящего.

Детям четырех – пяти лет понравится игра «Что предмет рассказывает о себе?». Принимая на себя роль предмета, ребенок от его имени рассказывает, какой он, что умеет делать и даже какой у него характер (мяч – веселый, карандаш – трудолюбивый, ножницы – смелые). Такое описание предмета придаёт детским высказываниям эмоциональный характер.

Когда ребенок освоит эту игру, предложите ему более сложную: «Задай вопрос и узнай, что загадали». Взрослый загадывает предмет, а ребенок с помощью вопросов отгадывает его. Самостоятельно формулируя вопросы, выделяя из них существенные и несущественные для выполнения задания, ребенок приобретает опыт проблемного поиска. Ему становится понятным, что вопросы обладают разной степенью информативности. Есть такие, ответна которые важно получить в самом начале, иначе поиск окажется малоэффективным. Это вопросы типа: «А то, что ты задумал живое или неживое?». Если живое, то надо выяснить, где оно живет или где его можно встретить, чем питается, каковы особенности его внешнего вида, повадки. Если неживое, то кем сделан, человеком или нет, где его можно встретить, что с его помощью можно сделать (для чего он служит, каковы его размер, цвет, форма и др. Привыкнув играть в вопросы, дети начинают активно применять их в самостоятельных играх друг с другом «Что в руке», «О чем я думаю?».

Огромное удовольствие ребенку доставит игра Найди, что спрятано». Спрячьте в комнате игрушку, которую ребенок должен найти по подсказке: «Иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи». Усложнить игру можно, увеличивая пространство поиска за счет другой комнаты. Можно включить в движение счет: «Сделай три шага вперед, остановись, поверни налево, сделай три шага, ищи». Затем передайте роль ведущего ребенку. Если малышу сложно выполнять ваши указания, то можно упростить задание путем «опредмечивания» направления движения: «Иди прямо, к окну. Остановись, а теперь поверни налево, к шкафу».

Желание и умение думать, настойчиво искать решение проблемной ситуации развивают задачи – головоломки, задачи на преобразование. Составление фигуры из частей. Это головоломки со спичками, палочками, игры «Пифагор», «Силуэт», «Танграм». Головоломку для детей четырех – пяти лет можно сделать из геометрических фигур. Вырежьте из картона квадрат и разрежьте его на несколько геометрических фигур. Например, прямоугольник, два треугольника и квадрат. Задание можно усложнить, увеличив количество частей и сделав разрезы несимметричными.

Поиск решения подобных задач может осуществляться ребенком чисто практически, через сочетание практических и мыслительных действий или только мысленно.

Для активизации мышления дошкольника родители могут вовлекать его в разнообразную поисковую деятельность и экспериментирование. Это побуждает ребенка к высказыванию предположений и их проверке, развивает наблюдательность, любознательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Обратите внимание ребенка на то, что некоторые вещества (соль, сахар, мед, варенье) растворяются в воде, и пусть он сам это проверит. Предложите окрашивать воду, налитую в прозрачные стаканчики, в разные цвета. Кроме того, окрашивание воды продемонстрирует законы смешивания цветов. Сочетая красную и желтую краски, он получит оранжевую воду, желтую и синюю – зеленую, синюю и красную – фиолетовую. Окрашенную воду заморозьте, а затем, рассматривая разноцветные льдинки, вспомните, как эти цвета получились.

Во время прогулки обратите внимание ребенка на лужи и выясните, когда они высыхают быстрее – в теплую или холодную погоду, ветреную или безветренную погоду. В зимний период года понаблюдайте за тем, как вода замерзает на морозе и превращается в лёд; как она принимает форму сосуда, в котором замерзла; как через прозрачный лёд можно видеть другие предметы; как лёд плавает на поверхности воды и тает в тепле, превращаясь в воду.

В домашних условиях можно провести и некоторые эксперименты. Например, вместе с ребенком экспериментальным путем выявить отдельные свойства предметов (плавают – тонут).В таз с водой малыш поочередно опускает кнопку, ключ, дощечку, ложку, карандаш, гвоздь, предварительно высказывания предположения относительно их плавучести. Предположения экспериментально проверяются, подтверждаются или опровергаются, после чего предметы делятся на две группы: те, что плавают, и те, что тонут.

Вообще старайтесь чаще задавать ребенку вопросы, в том числе встречные, типа: «А ты как думаешь?», не торопитесь с подсказками, ищите ответ вместе с ним. Помните, что мысленную и познавательную активность дошкольника стимулируют вопросы:

- Требующие установления сходства и различия (Чем похожи и не похожи хвойные и лиственные деревья, квадрат и треугольник, книга и тетрадь). Чем менее очевидно сходство и различие, тем интереснее его обнаружить;

- Нацеливающие на некие поисковые действия и осмысление их результатов (Как ты узнал, что в банке и в кувшине воды поровну? Что надо сделать, чтобы пластилин стал мягким);

- Связанные с рассуждением, установлением причинно – следственных связей (Почему эти предметы плавают, а эти тонут? Почему деревья качаются);

Предполагающие прогнозирование результатов действия (Что будет, если смешать желтую и зеленую краски? Что произойдет, если снег внести в комнату).

Шестилетний ребенок уже способен видеть в предмете разные его стороны, воспроизводить внешний вид предмета на основе отдельной части, находить в двух и более предметах общие и различные признаки, комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других. У ребенка формируется умение логически мыслить, в играх он использует планы, схемы, чертежи.

Полезной для познавательного развития детей шести – семи лет является игра «Все узнаем о предмете», благодаря которой развивается умение вглядываться в предмет и на основе ряда признаков делать умозаключения и предположения. Например, ребенок рассматривает обычный карандаш и отвечает на вопросы:

- Подумай и скажи, этот карандаш старый или новый (Вывод делается на основе внешнего вида)

Часто ли рисовали этим карандашом или он лежал без дела? Почему ты так думаешь? (Оценивается размер и грифель)

- Что не умели или не любили делать дети, которые пользовались этим карандашом? (Точить т. к. грифель сильно стерт)

- За что воспитатель делала им замечания (Дети грызли карандаш, т. к. на нем следы зубов)

-Почему нельзя грызть карандаш (Вредно для зубов, не красиво)

-Как ты думаешь, о чем мечтает этот карандаш и что нужно сделать, чтобы он был доволен своей жизнью (Ребенок аргументирует свои предположения)

- Придумай историю о карандаше. (Ребенок придумывает историю о том как карандаш нашел друзей, как они построили новый дом. Как отправились в сумке журналиста в далекие страны, как писатель писал с их помощью книгу)

В подобных играх у детей развиваются аналитические способности, формируется любознательность, воображение творчество.

Гораздо более сложной является игра «расскажем о прошлом, настоящем и будущем предмета». Дошкольнику нужно мобилизовать весь объем знаний о предмете и добыть недостающие, свободно задавать вопросы и отвечать на них, рассуждать, делать предположения. Например:

- Что было с книгой до того, как она попала к нам домой?

- Кто её создал?

- О чем мечтали люди, создавшие эту книгу?

- Существовала ли эта книга до того, как её отпечатали в типографии (она жила в замысле писателя, в его рукописи)

- О чем мечтала книга, когда лежала на полке в магазине?

- Сбылись ли её мечты?

- Можно ли сказать. Что она сейчас довольна жизнью (ребенок оценивает внешний вид книги, вспоминает её содержание)

- Требует ли книга ремонта?

- Какое у книги будущее (она ещё долго служить людям.

Ребенку понравится игра «Волшебная мозаика».Вырежьте из плотного картона геометрические фигуры: несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин и предложите сложить из них что – нибудь интересное: домики. Машины, поезда, человечков, а затем придумать и рассказать о них историю.

Чтобы у детей гибкость, самостоятельность мышления, можно предложить игровые ситуации типа «Нравится – не нравится. Что можно изменить?».Рассматривая знакомый предмет, дети сначала рассказывают о тех свойствах. которые им нравятся, а затем, что не удовлетворяют. После чего придумывают новый предмет, у которого нет указанных недостатков.

Например, дети рассматривают грузовой автомобиль и перечисляют его положительные свойства, повышающие привлекательность игры (можно перевозить грузы; если его подтолкнуть он катится; игрушка не тяжелая, ее можно переносить.)Затем выявляются недостатки (не заводится, кузов не поднимается, груз трудно доставать, фары не горят)и изобретают новый автомобиль, с которым они хотели бы играть.

В таком плане может проходить обсуждение самых разных предметов. В результате у детей формируется критический взгляд на вещи, появляется желание их изменить, развивается способность к изобретательству. Главное, чтобы взрослый проявлял живой интерес к детским высказываниям. Побуждал к решению проблемных ситуаций.

Вовлекайте ребенка в поисковую деятельность, предлагайте такие вопросы и задания, которые развивают его наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Например:

- какие семена быстрее взойдут: пророщенные или нет?

- Какие срезанные ветки распустятся быстрее: поставленные в теплом или холодном месте?

- Как очистить воду от примесей?

Помните. Что содержание заданий должно быть трудным, но посильным, т. к. слишком трудный материал не вызывает интереса, а легкий – не позволяет ощутить радость интеллектуальной победы.

Надеюсь, что предложенные игры и задания сформируют у детей желание познавать окружающий мир и потребность в познавательной деятельности.

Публикации по теме:

Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика Очень важной частью работы по оздоровлению детского организма являются пальчиковые игры. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются.

Пальчиковый театр своими руками!Пальчиковый театр своими руками! Пальчиковый театр своими руками! Пальчиковый театр является одним из самых увлекательных и интересных видов развивающих игр. Веселый кукольный.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
Выступление на заседании творческой группы «Развиваем у детей умение познавать окружающий мир»
Опубликовано: 5 января 2013 в 05:08
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...