МААМ-картинки

Выступление «Ознакомление детей дошкольного возраста с театральными профессиями»

Галина Сильнова
Выступление «Ознакомление детей дошкольного возраста с театральными профессиями»

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?». Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни все не так просто. «Ну, вот, подумай на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастешь?»,- спрашиваем малыша. «Царем, Королем?». Хотелось бы, наверное, но увы! А что если артистом стать? Или художником? Или.? В наши дни профессий стало очень много. Так много, что все не перечислишь. Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся.

Публикация «Выступление „Ознакомление детей дошкольного возраста с театральными профессиями“» размещена в разделах

Знакомство дошкольников с многообразием мира профессий в обществе, не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней «профессиональной ориентации».

Создание на базе нашего детского сада учреждения инновационной направленности по развитию творческой активности детей средствами театрального искусства, дало нам возможность знакомить детей с театральными профессиями : актер – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении; кукловод – артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий куклами при помощи тростей, нитей, специальных перчаток.

Серия образовательных мероприятий помогает детям понять, что спектакль – это результат творческого труда большой группы людей, куда входят и те, которых не видят зрители, это – костюмер, гример, декоратор, режиссер, осветитель. Надо до каждого ребенка довести значимость этих профессий, подчеркнуть их эстетическую социальную сущность.

Помогает в этом нам, современная предметно-развивающая среда по театрализованной деятельности, созданная в детском саду. В распоряжении детей музыкальный зал, где имеется сцена-подиум, зеркальная стена; оформлено специальное помещение – костюмерно-гримерная, где есть все необходимое для подготовки детей к спектаклю : костюмы героев сказок, парики, грим, сосредоточены куклы разных видов театра : куклы-марионетки, куклы-живая рука, люди-куклы, тростевые куклы, би-ба-бо, куклы на гапите, представлены элементы декораций, афиши к спектаклю, программки.

В группах также имеются уголки театральной деятельности. Причем каждый отличается оригинальностью, фантазией и эстетикой оформления. В детском саду оформлена фотовыставка «Творение рук гримера» (виды макияжа различных персонажей); мини-театры : «Театр масок», «Театр-творчество-дети»; выставка детских работ «Мой любимый спектакль».

Много впечатлений дают и экскурсии в настоящие театры города, беседы с работниками (билетер, кассир, осветитель).

Закреплять представления о специалистах театра помогают дидактические игры серии «Кому что нужно для работы?», «Кто это делает?», цепочка сюжетно-ролевых игр «В гримерной», «Художники-декораторы».

Учитывая возрастные возможности детей, занятия по театрализованной деятельности во 2-ой младшей группе начинаются с рассматривания театрального зала. Обращаем внимание на сцену, ширму для кукольного театра, на игрушки. Дети на занятиях имитируют движения героев, разыгрывают фрагменты сказок, проводится драматизация сказок и все это начинается с распределения ролей. Дети сталкиваются с понятием – актер. Дети становятся актерами по своему желанию, затем выбираются с помощью считалки или по очереди исполняют роль. То, что дети стали артистами, воспитатель все время подчеркивает и напоминает, обязательно хвалит за артистические способности, например:

Артисты были очень хороши,

Похлопаем друг другу малыши!

В конце учебного года, во 2-ой младшей группе, закрепляются понятия: «дети-актеры» - которые выполняли роли, были исполнителями; «дети-зрители» - которые следили за происходящим.

Также во 2-ой младшей группе знакомим с профессией – костюмер. Костюмер – работник театра, готовящий к спектаклю костюмы и помогающий актеру одеваться перед выходом на сцену.

На занятиях, в качестве сюрпризного момента, воспитатель достает костюмы, в качестве которых могут служить элементы: шапочки, юбочки, шортики и др. Дети, по желанию, надевают костюмы полюбивших героев, рассматривают себя в зеркале и проводится игра-упражнение «Изобрази героя». Часто, на занятиях, проходит ряжение в героев сказки, дети учатся имитировать движения под музыку с использованием костюмов. Драматизируя сказку, дети по желанию, выбирают костюм понравившегося героя. Проводятся разнообразные игры, например, «Догадайся, какому герою принадлежит костюм».

Далее, в среднем и старшем дошкольном возрасте, происходит закрепление и пополнение знаний о профессиях : костюмер, актер.

В средней группе, уже в начале учебного года, воспитатель рассказывает детям о том, что актер изменяет себя, чтобы быть похожим на героя, которого он изображает. Измениться можно, если: надеть маску, изменить голос, движение, нарядиться в костюм, загримироваться.

Дети знакомятся с театральной профессией : гример – это работник театра, специалист по гриму, который умеет изменить лицо актера при помощи специальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика в соответствии с исполняемой ролью.

На занятиях, дети учатся накладывать грим, чтобы быть похожим на какого-нибудь сказочного героя. Рассматриваются иллюстрации с разными видами макияжа различных персонажей. Ставятся проблемные ситуации, например, «Как сделать похожим на Карабаса-Барабаса одного из нас?». Даются творческое задания «Мы гримеры», самостоятельно создать заданный педагогом образ с использованием элементов гримирования.

Занятия по театрализованной деятельности проводятся с элементами декораций (деревья, кусты, сказочный дом, элементы мебели и др., воспитатель продумывает и выставляет декорации, чтобы создать сказочную обстановку.

Но, уже в средней группе, дети вместе с педагогом распределяют игровое пространство, расставляют заранее приготовленные декорации, например: елки, пенечки, кусты. Во-время подготовки к спектаклю, вместе с педагогом, дети заполняют сцену и место перед ней: распределяют где будет стоять дом, двор, расставляют нужные декорации.

Таким образом, в средней группе, дети знакомятся еще с одной театральной профессией : декоратор – театральный художник, пишущий декорации, специалист по убранству, украшению зданий, помещений. На сцене может сделать все: и глухой, дремучий лес и сказочный замок.

В старшей группе, обращают внимание детей на то, что в театральное занятие включается музыкальное сопровождение, которое дает более полное, эмоциональное понимание происходящего. Вместе с педагогом приходят к выводу, что музыка выражает характер каждого героя, служит средством выразительности, например, белка – быстрая и резвая, поэтому музыка будет звучать энергичная; характер лисы передается плавной музыкой. Дети узнают, что, музыка помогает передавать настроение персонажей сказки. Выполняют такие задания, как прослушать музыкальный фрагмент и догадаться, в гости к какой сказке зовет эта музыка.

Все эти сведения дают основание знакомить детей с профессией : звукорежиссер – как и художник, он находит музыкальное решение спектакля. Материалом для музыкального оформления может стать и уже известная музыка: классическая и современная. Подбор шумовых эффектов: шум дождя, грохот грома.

В старшей группе также детей знакомят с театральной профессией режиссер –главный организатор и создатель спектакля. Детям рассказывают, что он следит за ходом работы актеров, делает замечания, дает советы; он помогает актеру быть более выразительным, интересным, т. к. со стороны виднее, как он играет; он следит, чтобы вовремя зазвучала музыка, сменились декорации; эта работа в театре самая сложная, от нее зависит, чтобы все на сцене действовало как слаженный организм.

Играя в сказку, дети становятся маленькими режиссерами: они самостоятельно распределяют роли, определяют игровое пространство, в роли рассказчика выступает ребенок, а педагог – в роли зрителя. Подобная работа подготавливает детей к «профессиональному» участию в театральных постановках, к свободной доступной импровизации, формирует у них театральную талантливость, «актерскую» одаренность.

Участие детей в кукольном театре, а также знакомство с профессией – кукловод, мы уделяем особое внимание, так как «театр кукол» наиболее любим детьми. Кукла – центр их жизни, стержень игровой деятельности.

С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещенном экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредотачиваться. К концу года дети 1-ой мл. группы, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Для этой цели подойдет пальчиковый театр, он поможет малышу лучше управлять движениями собственных пальцев, овладеть ценными навыками общения, развить воображение ребенка.

Для детей 2-ой мл. группы самый простой и доступный театр – это театр кукол на столе. Он изготавливается из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты, можно сшить из кусочков ткани, меха, связать крючком или на спицах.

В средней группе переходим к более сложному театру. Учим работать за театральной ширмой с верховыми куклами на гапите (основу составляет деревянный стержень). Театр ложек, являясь упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приемы кукловождения.

В старшей группе знакомим с марионетками, которые управляют с помощью нитей. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

Знакомят со способами управления куклами с «живой рукой» в подготовительной группе. Ребенок надевает огромную голову-маску, большие ладони, огромные ботинки и превращается в живую куклу. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Итак, мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.

Литература:

1. Кононова В. Сценический грим и дети. – Журнал «Обруч», 1999. - №4.

2. Культурологическое образование детей дошкольного возраста : Методическое пособие. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – Творческий центр «Сфера». – М. ,2003.

4. Потапова Т. В. Беседа с дошкольниками о профессиях. – Творческий центр

«Сфера». – М. ,2003.

5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. – Программа «Театр – Творчество –Дети». – М. ,2002.

6. Чубенко Н. Ребенок в мире профессий. – Дошкольное воспитание. – 2007. - №11.

Публикации по теме:

Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры". СЛАЙД 1. Наше современное общество переживает кризис.

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла» «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла» ЗАДАЧИ: Познакомит детей с историей возникновения стекла. Познакомить.

Ознакомление с городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

«Ознакомление с родным поселком Черноморское, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Видео Цель Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным.

Годовое перспективное планирование по разделу «Ознакомление детей с профессиями» Сентябрь. Тема. Труд взрослых в детском саду: помощник воспитателя (няня). Цель. Воспитывать интерес и уважение к труду няни, стремление.

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с иллюстрацией Ю. А. Васнецова «Сорока-Белобока» Скажите, какие книжки вам больше нравятся? С картинками или без? А вы знаете, как зовут людей, которые рисуют картинки для книжек? Их зовут.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями Введение Одной из важных задач дошкольного образования во все времена является задача ознакомления детей с окружающим миром. Ребенок старшего.

Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством А. С. Пушкина» Проект на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством А. С. Пушкина». Актуальность: Искусство – одно из мощных.

Выступление на педагогическом совете «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно.

Выступление на педагогическом совете «Наблюдение как наглядный метод ознакомления детей дошкольного возраста с природой» Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление «Ознакомление детей дошкольного возраста с театральными профессиями»
Опубликовано: 13 апреля 2016 в 21:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД