Получи документы

Выступление по презентации проекта обучения детей шахматам

Гульназ Аллаярова
Выступление по презентации проекта обучения детей шахматам

Выступление по презентации проекта «Шахматка»

Несколько лет подряд работаю со старшим дошкольным возрастом. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памяти, мышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам.

Публикация «Выступление по презентации проекта обучения детей шахматам» размещена в разделах

Шахматы- очень древняя игра, и даже сегодня ее происхождение остается тайной. Единственное, что мы знаем наверняка,- это то, что первые доски с фигурами, которые могли двигаться в разных направлениях, появились на востоке где-то за 2500 лет до нашей эры. Шахматы считались отличным интеллектуальным стимулом, необходимым для культурного воспитания истинного рыцаря.

Прошли тысячелетия, но шахматы не потеряли свою актуальность и по сей день. В эпоху автоматизации, когда все за нас решает машина- и считает,и пишет, и ошибки исправляет, когда мозг наш потихоньку перестает работать, такая игра, как шахматы, заставляет сконцентрировать произвольное внимание, улучшает память, развивает логическое мышление. К работе над проектом подтолкнули слова известного педагога Валерия Александровича Сухомлинского «Без шахмат нельзя представить полноценного развития умственных способностей и памяти».

С целью развития интеллекта детей я и начала работу над проектом. Цель моей работы: обучить древнейшей игре.

Перед проектом поставила такие задачи: развивать память, мышление, воображение, внимание, терпение.

Участники проекта : воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Опирается на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно- на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д ;принцип доступности -игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности- нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей- важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время. Работа по проекту ведется в три этапа, по времени средней продолжительности.

На первом этапе начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.

С детьми сочиняем сказки с главными героями -шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «что изменилось», «построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.

К концу первого этапа дети:

-сочиняют сказки о шахматном королевстве;

-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;

-пересказывают друзьям сказки и легенды;

-знают фигуры;

-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;

-самостоятельно играют, соблюдая правила.

На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.

Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (своих 16, противника-16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника. В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы -обычно, развязывается неплохая дискуссия.

Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться- это, по договоренности, задача родителей.

К концу II этапа дети:

-знают ходы фигур;

-пользуются основными терминами;

-пытаются играть друг с другом;

-подсказывают и исправляют

ошибки друзей.

На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру- играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг-друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.

К концу III этапа:

-самостоятельно играют со сверстниками,

со взрослыми;

-радуются своим успехам,

делятся опытом со сверстниками.

К концу проекта сами запоминают свои ходы и ходы противника,

строят алгоритм своей игры, логические цепочки,

у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание,

самостоятельно мыслят и рассуждают.

Самостоятельно играют, соблюдая все правила.

Таким образом, достигли такого результата, какого предполагали.

У родителей положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей- радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.

Чтобы проверить уровень освоения игры своими воспитанниками, разработала критерии. Инструментарием является, непосредственная игра.

И выявила следующие результаты: если в начале проекта дети ничего не знали об этой игре, то в конце проекта владеют игрой на высоком уровне -30%, на среднем уровне- 60%, на низком уровне-10%.

Таким образом, можно сделать следующие выводы- использовать игру, как средство интеллектуального воспитания детей.

Игра,как говорил политик, писатель и критик Луначарский, основа всей человеческой жизни.

Играйте и выигрывайте, уважаемые коллеги.

Публикации по теме:

Давайте знакомиться! Здравствуйте! Я работаю воспитателем в ГБДОУ д/с №32 присмотра и оздоровления Центрального района Санкт-Петербурга во второй младшей группе.

Презентация работы по проекту «Три кита здоровья» Презентация работы по проекту " Три кита здоровья"Автор презентации: старший воспитатель Тюлякова Светлана Анатольевна Источник презентации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление по презентации проекта обучения детей шахматам
Опубликовано: 12 октября 2012 в 06:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД