Выступление по презентации проекта обучения детей шахматам

Гульназ Аллаярова
Выступление по презентации проекта обучения детей шахматам

Выступление по презентации проекта «Шахматка»

Несколько лет подряд работаю со старшим дошкольным возрастом. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памяти, мышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам.

Шахматы- очень древняя игра, и даже сегодня ее происхождение остается тайной. Единственное, что мы знаем наверняка,- это то, что первые доски с фигурами, которые могли двигаться в разных направлениях, появились на востоке где-то за 2500 лет до нашей эры. Шахматы считались отличным интеллектуальным стимулом, необходимым для культурного воспитания истинного рыцаря.

Прошли тысячелетия, но шахматы не потеряли свою актуальность и по сей день. В эпоху автоматизации, когда все за нас решает машина- и считает,и пишет, и ошибки исправляет, когда мозг наш потихоньку перестает работать, такая игра, как шахматы, заставляет сконцентрировать произвольное внимание, улучшает память, развивает логическое мышление. К работе над проектом подтолкнули слова известного педагога Валерия Александровича Сухомлинского «Без шахмат нельзя представить полноценного развития умственных способностей и памяти».

С целью развития интеллекта детей я и начала работу над проектом. Цель моей работы: обучить древнейшей игре.

Перед проектом поставила такие задачи: развивать память, мышление, воображение, внимание, терпение.

Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Опирается на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно- на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д ;принцип доступности -игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности- нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей- важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время. Работа по проекту ведется в три этапа, по времени средней продолжительности.

На первом этапе начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.

С детьми сочиняем сказки с главными героями -шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «что изменилось», «построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.

К концу первого этапа дети:

-сочиняют сказки о шахматном королевстве;

-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;

-пересказывают друзьям сказки и легенды;

-знают фигуры;

-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;

-самостоятельно играют, соблюдая правила.

На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.

Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (своих 16, противника-16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника. В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы -обычно, развязывается неплохая дискуссия.

Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться- это, по договоренности, задача родителей.

К концу II этапа дети:

-знают ходы фигур;

-пользуются основными терминами;

-пытаются играть друг с другом;

-подсказывают и исправляют

ошибки друзей.

На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру- играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг-друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.

К концу III этапа:

-самостоятельно играют со сверстниками,

со взрослыми;

-радуются своим успехам,

делятся опытом со сверстниками.

К концу проекта сами запоминают свои ходы и ходы противника,

строят алгоритм своей игры, логические цепочки,

у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание,

самостоятельно мыслят и рассуждают.

Самостоятельно играют, соблюдая все правила.

Таким образом, достигли такого результата, какого предполагали.

У родителей положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей- радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.

Чтобы проверить уровень освоения игры своими воспитанниками, разработала критерии. Инструментарием является, непосредственная игра.

И выявила следующие результаты: если в начале проекта дети ничего не знали об этой игре, то в конце проекта владеют игрой на высоком уровне -30%, на среднем уровне- 60%, на низком уровне-10%.

Таким образом, можно сделать следующие выводы- использовать игру, как средство интеллектуального воспитания детей.

Игра,как говорил политик, писатель и критик Луначарский, основа всей человеческой жизни.

Играйте и выигрывайте, уважаемые коллеги.

Публикации по теме:

Давайте знакомиться! Здравствуйте! Я работаю воспитателем в ГБДОУ д/с №32 присмотра и оздоровления Центрального района Санкт-Петербурга во второй младшей группе.

Презентация работы по проекту «Три кита здоровья» Презентация работы по проекту " Три кита здоровья"Автор презентации: старший воспитатель Тюлякова Светлана Анатольевна Источник презентации:.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Выступление по презентации проекта обучения детей шахматам
Опубликовано: 12 октября 2012 в 06:14
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...