Лариса Шабалина
Выступление Шабалиной Л. К. на педсовете с темой: «Развитие физических качеств детей старшей группы» МБДОУ №19 г. Городец
Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста как одна из задач по физическому развитию дошкольников
Физическое развитие дошкольника определяется ФГОС ДО как одно из пяти направлений образовательной работы, осуществляемой в современных дошкольных образовательных организациях.
Публикация «Выступление Шабалиной Л, К, на педсовете с темой: „Развитие физических качеств детей старшей группы“ МБДОУ №19 г, Городец» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Понятие «физическое развитие» раскрывается Э. Я. Степаненковой, как «процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств».
Понятие «физическое развитие» имеет разную интерпретацию, если рассматривается в узком или широком значении.
В узком значении понятие «физическое развитие» обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова «физическое развитие» понимается как развитие психофизических качеств - быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т. д.
Во избежание терминологической путаницы Л. П. Матвеев предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития.
В специальной педагогической литературе термины «двигательные качества», «двигательные способности», «физические качества», «психофизические качества» большинством создателей современной теории физического воспитания дошкольников используются как синонимы, доказательством чему является описание одних и тех же проявлений: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Так, Е. Н. Вавилова применяет термин «двигательные качества», Э. Я. Степаненкова употребляет термин «психофизические качества». Л. В. Волков пользуется термином «физические способности», а В. М. Зациорский, В. С. Попов используют термин «физические качества».
Но, несмотря на представленные различия в терминологии, исследователи сходятся в вопросе формулировки понятия физических качеств как отдельных проявлений двигательных возможностей человека, взаимообусловленных врождёнными анатомо-физиологическими, биохимическими, психологическими особенностями, а также социальными факторами обучения и воспитания. Особенное внимание уделяется факту влияния систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Физическими качествами В. С. Попов называет врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Под развитием физических качеств В. С. Попов понимает «процесс целенаправленного воздействия физическими упражнениями на комплекс естественных свойств организма, обеспечивающих активную двигательную деятельность».
К основным психофизическим качествам Кожухова, Степаненкова, Попов, Филиппова, Шебеко, - специалисты в области физического развития детей дошкольного возраста относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Кроме этого, Е. Н. Вавилова указывает еще на необходимость проявления внимания развитию глазомера и равновесия.
Задачи по развитию физических качеств дошкольников конкретизированы и представлены в образовательных программах детей дошкольного возраста. Программные требования по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста, содержащиеся в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, приведены в приложении А. Многие ученые, в частности А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева указывают на тесную связь в развитии физических качеств старших дошкольников с формированием двигательных умений, поэтому в Приложении 1 приведены задачи по физической культуре старших дошкольников в целом.
Так, Е. Н. Вавилова отмечает, что «при выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота; при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой».
Охарактеризуем сущность физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
Быстрота, по определению Э. Я. Степаненковой, - это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные формы проявления быстроты – быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений, способность к быстрому началу движения (резкость) и комплексные формы ее проявления в целостных двигательных действиях: способность набирать максимальную скорость и длительно поддерживать ее, способность быстро переключаться с одних действий на другие. Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот.
В основе быстроты лежат различные морфофункциональные особенности центральной нервной системы и нервно- мышечного аппарата движений.
У дошкольников одним из компонентов скоростных качеств является максимальная скорость бега. За дошкольный период, как у мальчиков, так и у девочек, она возрастает на 1/3. Самые высокие ее показатели зарегистрированы в беге на дистанции 30 метров. Наибольшие темпы прироста по всем показателям скоростных возможностей отмечены у детей обоего пола в возрасте 4-6 лет, отмечает Н. Н. Кожухова.
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет.
В соответствии с особенностями проявления быстроты выделяются две основные задачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение: учить детей быстро начинать движение, мгновенно реагировать действиями на сигнал; поддерживать высокий темп движения.
Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н. Вавилова предлагает использовать силовые и скоростно-силовые упражнения: быстрый и медленный бег, бег с ускорением по прямой, бег в максимальном темпе на дистанцию 10 м, бег за партнером, стартующим на 2-3 м впереди, бег на дистанцию 30 м, бег с неожиданным ускорением по сигналу, старты из разных исходных положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т. д., бег, изменяя направление, специальные упражнения с элементами предельно быстрых движений (из положения лежа на спине встать по сигналу и добежать до предмета, подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения (продолжительность бега в играх не более 30 секунд).
Сила - это психофизическое качество, необходимое для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).
К силовым способностям Н. Н. Кожухова относит быструю и взрывную силу. Быстрая сила проявляется в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью (бег, взрывная сила – в показателях прыжков, метания.
В дошкольном возрасте прирост количественных показателей скоростно-силовых способностей носит волнообразный характер: более медленный темп отмечается в 4 года и от 5 до 6 лет, ускорение темпа от 4 до 5 лет и значительное ускорение в 6-7 лет.
Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
При развитии силы Е. Н. Вавилова рекомендует применять:
метод динамических усилий, который предусматривает выполнение упражнений с непредельным отягощением и максимальной скоростью (например, метание мешочка с песком, упражнения с набивными мячами (например, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди или толчок, бросок из-за головы);
игровой метод, когда с помощью игровых ситуаций и игр создают возможности менять режимы напряжения различных мышечных групп. К таким играм можно отнести игры с преодолением внешнего сопротивления (перетягивание каната, эстафеты с переносом грузов);
упражнения, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице, бег (на 30 м, прыжки, спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки.
Выносливость исследователи определяют по-разному. Так, В. М. Зациорский как и большинство исследователей, принимая формулировку этого качества, данную отечественным физиологом B.C.Фарфелем, под выносливостью понимает способность противостоять утомлению.
Применительно к детям дошкольного возраста Э. Я. Степаненкова рассматривает выносливость «как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент», считая целесообразным говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию.
Ученые отмечают существенную зависимость общей выносливости от функциональных возможностей организма детей, от подготовленности к мышечной работе различных органов и систем (особенно центральной нервной системы, сердечнососудистой, дыхательной и мышечного аппарата, от степени владения техникой движений, экономного их выполнения.
В исследованиях В. Г. Фролова определена возрастно-половая динамика выносливости и показано, что она значительно возрастает на протяжении всего дошкольного возраста при целенаправленном воздействии со стороны взрослых. У мальчиков сдвиги за период от трех до семи лет определены в 3,45 раза (в начале эксперимента дети пробегали 256 м, в конце — 884 м, у девочек - в 2,96 раза (увеличение с 241 м до 715 м). Таким образом, по данным В. Г. Фролова, у мальчиков дошкольного возраста наибольшие сдвиги в развитии выносливости наблюдаются через два года (в 4 и 7 лет, а у девочек - через один (в 4 и 6 лет). В 5-6 лет у мальчиков наблюдается период относительной стабилизации в развитии выносливости, а у девочек - ее значительное повышение, что необходимо учитывать, осуществляя дифференцированный подход к организации всей работы по физическому воспитанию с детьми данного возраста.
В исследованиях Ю. Ф. Змановского показано, что лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, на коньках и т. д.
В исследованиях Е. Н. Вавиловой по развитию выносливости у детей подчеркивается необходимость более широкого использования ходьбы, бега, лазания, катания на велосипеде и т. п. - именно тех движений, которые требуют участия большого числа мышечных групп, способствуя всестороннему физическому развитию и воспитанию. Достоинствами применяемых движений являются их динамизм, простота, возможность использования в различных играх.
Гибкость - морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. «Гибкость, -пишет Л. П. Матвеев, - определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений… Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движений. Соответственно ее показатели определяются по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах)».
Гибкость определяется Э. Я. Степаненковой как «способность выполнять движение с максимальной амплитудой».
Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу, а также конфигурацией суставных концов костей, толщиной суставного хряща. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться. Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки. Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости.
Методическими рекомендациями для развития гибкости, являются следующие:
выполнять упражнения на растягивание необходимо ежедневно;
чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.
подбирать упражнения на растягивание мышц и связок на основе оптимального сочетания в процессе физического воспитания таких упражнений, которые развивают гибкость, силовые физические качества и помогают расслабить мышцы. Например, плавные движения по большой амплитуде, повторные пружинящие движения, пассивное/активное сохранение максимальной амплитуды, махи с постепенным увеличением амплитуды.
Полезным считается растягивание, или «стрейчинговые» движения, их сущность, значение и возможности использования в работе с детьми дошкольного возраста описывает Э. Я. Степаненкова.
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н. А. Бернштейну, он дает научное понятие ловкости: «Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно (т. е. адекватно и точно); быстро (т. е. скоро и споро); рационально (т. е. целесообразно и экономично); находчиво (т. е. изворотливо и инициативно)». Ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, Н. А. Бернштейн выделяет 2 «разряда» ловкости: телесная ловкость; предметная, или ручная, ловкость.
В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы: применение упражнений с необычными исходными положениями; зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости и темпа движений; варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение; усложнение упражнений дополнительными движениями. Подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры - игровые упражнения. Большое место в развитии ловкости занимают игры, относящиеся к «Школе мяча».
Многие исследователи, в частности В. С. Попов, отмечают зависимость проявления и развития физических качеств от сформированности личностно-психологических особенностей, которые включают в себя мотивацию на достижение результатов, волевые компоненты (целеустремленность, настойчивость, выдержка, эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.
Таким образом, развитие физических качеств является одной из основных задач физического развития дошкольников. Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков в процессе выполнения физических упражнений. Физические качества формируются у ребенка
комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других физических качеств. Особенности развития физических качеств определяют успешность двигательной деятельности детей и способность к овладению новыми формами движений, умение целесообразно пользоваться ими в жизни. Опубликовано 01.11.2017