Проект «Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой»

Вера Кульбовская
Проект «Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой»

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

В декабре 2013 года я прошла аттестацию. Предлагаю Вашему вниманию проект, который я защитила.

Тема проекта:

«Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой»

Тип проекта – открытый

По характеру содержания – ребёнок, общество и природа

По количеству участников – групповой

Продолжительность – 1 год

В проекте принимали участие:

-Дети старшей группы №3

-Воспитатели

-Родители

Актуальность

Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Успешно заниматься воспитанием бережного отношения к природе можно тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Под воспитанием бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом. Достичь этого можно в том случае, если учить детей понимать себя, и всё то, что происходит вокруг.

А поскольку дидактическая игра является одной из форм обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное я решила использовать возможности дидактической игры, как эффективного средства воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста.

Гипотеза

Любовь и положительное отношение к природе будет более эффективно, если использовать систему дидактических игр на основе природо- познавательного содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию и с использованием инновационных технологий.

Цель проекта:

Формирование у детей интереса и любви к природе через дидактическую игру

Задачи:

* Анализ научно-методической литературы по проблеме

* Расширить представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях посредством дидактических игр

* Формировать у детей устойчивый интерес к дидактическим играм, ответственное отношение к окружающей среде;

* Развивать познавательный интерес, наблюдательность;

* Воспитывать бережное отношение к природе

Основные ожидаемые результаты:

1. Дети приобретут доступные их пониманию знания о природе, их ответственное отношение к окружающей среде и умение использовать эти знания в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.

2. Повысится уровень познания природы у воспитанников, родителей и педагогов.

3. У участников проекта сформируется интерес к дидактическим играм, связанных с природой.

4. Между детьми, родителями и педагогами установятся доверительные отношения, основанные на взаимопонимании и взаимоотношениях.

Этапы проекта:

1 этап подготовительный включает следующее содержание работы:

* Ознакомление педагогов с содержанием и методикой проекта;

* Входная диагностика;

* Перспективное планирование по реализации проекта;

* Работа с родителями о содержании проекта;

* Анкетирование родителей;

* Подбор дидактических игр и наглядного материала о природе.

(Срок выполнения сентябрь, ответственное лицо воспитатель).

2 этап практический (реализация проекта): сюда входит:

* Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей познавательного цикла с включением дидактических игр;

* Изготовление папки-передвижки «Лесные правила»;

* Мастер-класс по дидактическим играм;

* Разработка дидактической игры «Узнай растения по семенам»;

* Включение дидактических игр в перспективный план по ФЦКМ.

* Работа с родителями: консультации, беседы, мастер – классы;

* Викторина «Знатоки природы»;

* Изготовление гербария «Растения нашего края»;

* Фото – сессия «Путешествие по растениям»

* Досуг «Лесная аптека на службе человека»

(Срок выполнения октябрь-апрель, ответственное лицо воспитатель).

3 этап заключительный:

* Итоговая диагностика;

* Анализ результатов;

(Срок выполнения май, ответственное лицо воспитатель)

Перспектива на будущее

Обобщение результатов работы: Есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях действенного отношения к окружающему посредством использования системы дидактических игр, как одного из средств в ознакомлении дошкольников с природой.

Перспективное планирование по проекту

Сентябрь

Тема – Природа родного края.

Содержание работы:

• Подбор методической литературы и ознакомление с задачами и целью проекта его участников

• Анкета для родителей «Игра в жизни ребёнка»

• Беседа на тему «Поможем природе»

• Изготовление папки- передвижки «Лесные правила»

Дидактические игры «Времена года», «Подбери пару», «Опиши, мы отгадаем»

Октябрь

Тема – Золотая осень.

• Экскурсия в парк, сбор природного материала

Дидактические игры «Что в корзину мы берём?», «Угадай, кто я?», «Грибная полянка»

• Изготовление гербария «Растения нашего края»

• Праздник «Осень в гости к нам пришла»

Ноябрь

Тема – Осенние заботы зверей и птиц.

• НОД по формированию целостной картины мира «Как звери и птицы к зиме готовятся»

• Совместная работа с детьми и родителями: подбор и сортировка материала к игре «Узнай растения по семенам»

Дидактические игры «Птички на ветках», «Накорми зверей и птиц», «Кто, где живёт?»

• Тематический день «В мире природы»

Декабрь

Тема – Зима

• Беседа «Зима полна серебра»

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Назови действие»

• Исследовательская деятельность «Где снежинки?»

• Экскурсия к водоёму

• Консультация для родителей «Игры как средство эколого – эстетического воспитания»

Январь

Тема – Белый снег пушистый

Дидактические игры «Чьё жилище?», Чьи следы?», «Кто у кого?»

• НОД по формированию целостной картины мира «Покормите птиц зимой»

• Слушание голосов птиц в записи

Февраль

Тема – Наедине с природой

• Экскурсия в музей

Дидактические игры «Мы знаем и любим природу», «Лес», «Какое время года?», «Четвёртый лишний»

• НОД по формированию целостной картины мира «Голоса природы»

• Досуг «Лесная аптека на службе человека»

Март

Тема – Весна – красна

Дидактические игры «Отгадывание загадок о весне», «Назови действия, которые происходят весной»

• НОД по формированию целостной картины мира «Прогулка на лесную полянку»

• Мастер – класс по дидактическим играм

Апрель

Тема – Здравствуй, матушка – природа!

Дидактические игры: «Узнай насекомое», «Кто летает, прыгает, плавает?», Угадай, что где растёт?», «Цветы»

• Викторина «Знатоки природы»

• НОД по формированию целостной картины мира «лес – наше богатство»

Май

Тема – Весна красна цветами, цветущими лугами

• Совместная экскурсия с родителями и детьми на луг – фото-сессия «Путешествие по растениям»

• Подведение итогов проекта

• Анализ полученных результатов, сравнение с ожидаемыми

Литература

• Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

• Мамина школа «Игры в детском саду»

• Грехова «В союзе с природой»

• Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»

• Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»

• Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Здравствуй, Зимушка-Зима» Составители проекта: воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: воспитательно-образовательный Цель проекта: создание условий.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Головоломки
  • Экология
Автор публикации:
Проект «Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой»
Опубликовано: 25 января 2014 в 14:09
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Эссе «Я — воспитатель!»
Несколько лет назад мне довелось участвовать в конкурсе "Воспитатель года". Тогда конкурс проводился у нас в районе первый раз. И хотя я заняла второе место,...
Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития...
Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка». Как я...
Конспект НОД «Это я, это я, это вся моя семья»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие» Цели • Воспитывать...
Методика исследования уровня развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением...
1. Тесты мотометрической шкалы. ( Озерецкий-Гельнитц, Рычкова Н. А) 2. Обследование мелкой моторики рук ( Гризик Т. И) 1. Тесты мотометрической шкалы (...
Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Пушкинский бал».
Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе: «Пушкинский бал» Автор: Табакова О. И. Соавторы: Лантухова Е. М, Мансурова С. А. Интеграция...