Проект «Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой»

Вера Кульбовская
Проект «Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой»

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

В декабре 2013 года я прошла аттестацию. Предлагаю Вашему вниманию проект, который я защитила.

Тема проекта:

«Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой»

Тип проекта – открытый

По характеру содержания – ребёнок, общество и природа

По количеству участников – групповой

Продолжительность – 1 год

В проекте принимали участие:

-Дети старшей группы №3

-Воспитатели

-Родители

Актуальность

Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Успешно заниматься воспитанием бережного отношения к природе можно тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Под воспитанием бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом. Достичь этого можно в том случае, если учить детей понимать себя, и всё то, что происходит вокруг.

А поскольку дидактическая игра является одной из форм обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное я решила использовать возможности дидактической игры, как эффективного средства воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста.

Гипотеза

Любовь и положительное отношение к природе будет более эффективно, если использовать систему дидактических игр на основе природо- познавательного содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию и с использованием инновационных технологий.

Цель проекта:

Формирование у детей интереса и любви к природе через дидактическую игру

Задачи:

* Анализ научно-методической литературы по проблеме

* Расширить представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях посредством дидактических игр

* Формировать у детей устойчивый интерес к дидактическим играм, ответственное отношение к окружающей среде;

* Развивать познавательный интерес, наблюдательность;

* Воспитывать бережное отношение к природе

Основные ожидаемые результаты:

1. Дети приобретут доступные их пониманию знания о природе, их ответственное отношение к окружающей среде и умение использовать эти знания в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.

2. Повысится уровень познания природы у воспитанников, родителей и педагогов.

3. У участников проекта сформируется интерес к дидактическим играм, связанных с природой.

4. Между детьми, родителями и педагогами установятся доверительные отношения, основанные на взаимопонимании и взаимоотношениях.

Этапы проекта:

1 этап подготовительный включает следующее содержание работы:

* Ознакомление педагогов с содержанием и методикой проекта;

* Входная диагностика;

* Перспективное планирование по реализации проекта;

* Работа с родителями о содержании проекта;

* Анкетирование родителей;

* Подбор дидактических игр и наглядного материала о природе.

(Срок выполнения сентябрь, ответственное лицо воспитатель).

2 этап практический (реализация проекта): сюда входит:

* Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей познавательного цикла с включением дидактических игр;

* Изготовление папки-передвижки «Лесные правила»;

* Мастер-класс по дидактическим играм;

* Разработка дидактической игры «Узнай растения по семенам»;

* Включение дидактических игр в перспективный план по ФЦКМ.

* Работа с родителями: консультации, беседы, мастер – классы;

* Викторина «Знатоки природы»;

* Изготовление гербария «Растения нашего края»;

* Фото – сессия «Путешествие по растениям»

* Досуг «Лесная аптека на службе человека»

(Срок выполнения октябрь-апрель, ответственное лицо воспитатель).

3 этап заключительный:

* Итоговая диагностика;

* Анализ результатов;

(Срок выполнения май, ответственное лицо воспитатель)

Перспектива на будущее

Обобщение результатов работы: Есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях действенного отношения к окружающему посредством использования системы дидактических игр, как одного из средств в ознакомлении дошкольников с природой.

Перспективное планирование по проекту

Сентябрь

Тема – Природа родного края.

Содержание работы:

• Подбор методической литературы и ознакомление с задачами и целью проекта его участников

• Анкета для родителей «Игра в жизни ребёнка»

• Беседа на тему «Поможем природе»

• Изготовление папки- передвижки «Лесные правила»

Дидактические игры «Времена года», «Подбери пару», «Опиши, мы отгадаем»

Октябрь

Тема – Золотая осень.

• Экскурсия в парк, сбор природного материала

Дидактические игры «Что в корзину мы берём?», «Угадай, кто я?», «Грибная полянка»

• Изготовление гербария «Растения нашего края»

• Праздник «Осень в гости к нам пришла»

Ноябрь

Тема – Осенние заботы зверей и птиц.

• НОД по формированию целостной картины мира «Как звери и птицы к зиме готовятся»

• Совместная работа с детьми и родителями: подбор и сортировка материала к игре «Узнай растения по семенам»

Дидактические игры «Птички на ветках», «Накорми зверей и птиц», «Кто, где живёт?»

• Тематический день «В мире природы»

Декабрь

Тема – Зима

• Беседа «Зима полна серебра»

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Назови действие»

• Исследовательская деятельность «Где снежинки?»

• Экскурсия к водоёму

• Консультация для родителей «Игры как средство эколого – эстетического воспитания»

Январь

Тема – Белый снег пушистый

Дидактические игры «Чьё жилище?», Чьи следы?», «Кто у кого?»

• НОД по формированию целостной картины мира «Покормите птиц зимой»

• Слушание голосов птиц в записи

Февраль

Тема – Наедине с природой

• Экскурсия в музей

Дидактические игры «Мы знаем и любим природу», «Лес», «Какое время года?», «Четвёртый лишний»

• НОД по формированию целостной картины мира «Голоса природы»

• Досуг «Лесная аптека на службе человека»

Март

Тема – Весна – красна

Дидактические игры «Отгадывание загадок о весне», «Назови действия, которые происходят весной»

• НОД по формированию целостной картины мира «Прогулка на лесную полянку»

• Мастер – класс по дидактическим играм

Апрель

Тема – Здравствуй, матушка – природа!

Дидактические игры: «Узнай насекомое», «Кто летает, прыгает, плавает?», Угадай, что где растёт?», «Цветы»

• Викторина «Знатоки природы»

• НОД по формированию целостной картины мира «лес – наше богатство»

Май

Тема – Весна красна цветами, цветущими лугами

• Совместная экскурсия с родителями и детьми на луг – фото-сессия «Путешествие по растениям»

• Подведение итогов проекта

• Анализ полученных результатов, сравнение с ожидаемыми

Литература

• Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

• Мамина школа «Игры в детском саду»

• Грехова «В союзе с природой»

• Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»

• Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»

• Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Здравствуй, Зимушка-Зима» Составители проекта: воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: воспитательно-образовательный Цель проекта: создание условий.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
  • Осень
Автор публикации:
Проект «Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с природой»
Опубликовано: 25 января 2014 в 14:09
+26
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...
Развивающая книга «Что ни рукавичка, то интересная страничка «Загадки». Фотоотчет об...
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня представляю Вашему вниманию свое многофункциональное дидактическое пособие - развивающую книжку «Что ни рукавичка,...
Открытка «С Новым годом!» своими руками. Мастер-класс
Мастер – класс рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Назначение: в качестве подарка, украшения интерьера...
Мастер-класс по изготовлению новогодних гномиков из соленого теста. +проверенный...
Сперва делаем тесто. Тесто для лепки - удивительный материал, который можно легко сделать дома. Создав массу для лепки самостоятельно вы будете на 100%...