Выученная беспомощность

Наталья Соколова
Выученная беспомощность

Выученная беспомощность

В последние годы детские психологи всё чаще сталкиваются с так называемой выученной беспомощностью у детей-дошкольников.

Пример. Предлагаю Юре (5 лет): «Давай поиграем. Смотри, какие красивые кубики. А вот картинки, которые можно сложить из них. Выбери любую и сложи». Юра: «Я не умею». Я: «Выбери картинку не сложную, которую сможешь сложить». Юра: «Я никакую не смогу». Я: «А почему ты думаешь, что у тебя не получится?» Юра: «А у меня никогда не получается».

Подозреваю, что у этого ребёнка уже появилась эта самая выученная беспомощность: ведь он ещё не попробовал что-то сделать, а уже уверен, что у него ничего не получится. Откуда эта уверенность?

Причин формирования выученной беспомощности может быть несколько.

Например, постоянные неудачи ребёнка. Не получилось раз, два, три. А взрослые при этом говорят что-то вроде: «Неумеха»; «Не из того места у тебя руки растут»; «Какой ты бестолковый!». Или ребёнок видит, что его попытки решить задачу взрослые не ценят: ведь им нужны только результативные попытки. Да и задание кажется ребёнку очень трудным, а порой совсем невыполнимым. После всего этого ребёнок может прекратить действовать. Ему проще сказать «не знаю» (ведь это «не знаю», как правило, не наказывается так сурово, как неудача).

Ребёнок, как любой человек хочет контролировать внешний мир, он учится это делать, но начинает очень быстро понимать, что иногда какие-то события невозможно контролировать или предсказать. Что же мешает процессу контроля над внешним миром?

1. Полное отсутствие последствий.

2. Однообразие последствий

3. Отсутствие видимой связи между действиями и последствиями.

Ребёнок получает от родителей и других взрослых какой-то ответ (обратную связь) на своё поведение. Как же реагируют взрослые? Иногда очень стереотипно. Это может быть одинаково безразлично или одинаково приятно. Например, что бы ребёнок ни совершил, его родители обязательно попытаются оправдать его поведение, защитить своё чадо от неприятностей. Это может быть одинаково неприятно: как бы ни старался, всё равно им останутся недовольны: «Мог бы и получше.». В этих случаях ребёнок теряет ориентиры для управления собственной активностью. Возникает выученная беспомощность.

Иногда между действиями и последствиями проходит много времени. Например, сын провинился утром, а вечером после прихода папы с работы, мама, рассказав отцу о провинности, устраивает вместе со своим благоверным сыну разнос за утренний проступок. Бывает, что реакция запаздывает не на день, а на несколько дней. В таких случаях последствия асинхронны во времени с их причинами и ребёнок не может связать реакции взрослых с собственными действиями.

Родители – это так называемые «значимые другие», которым ребёнок доверяет, которые могут не только показать, но и обеспечить своему малышу возможности контроля над внешней средой. Это родители должны предоставлять ребёнку синхронную и разнообразную обратную связь – разную на разные его действия.

Профилактика выученной беспомощности

Ребёнка необходимо познакомить с разными сторонами реальности. Пусть он сам найдёт нужные ему последствия.

Ведите себя по-разному в ответ на разное поведение ребёнка, ведите себя адекватно его поведению. Говорите о своих чувствах, о своём состоянии. Обязательно поощряйте ребёнка за поведение, которое вы одобряете.

Реагируйте сразу после поступка, не откладывайте (но помните, что ругать ребёнка надо один на один, а хвалить при всех).

Всё вышесказанное не значит, что вам надо реагировать на любой поступок вашего ребёнка. Исследования психологов показали, что несистематические и случайные последствия лучше действуют, чем постоянные. Ребёнок и сам сможет увидеть последствия своих действий. Просто помогите ему иногда.

Публикации по теме:

«Афазия». Стихи Еще один понедельник настал хмурый,пасмурный. Год убегает трусливый,моменты в прошлом сладости Дни,часы,минуты,. афазия,беспамятство ну.

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Выученная беспомощность
Опубликовано: 19 сентября 2013 в 16:30
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт. «Субботник — как форма работы с родителями по благоустройству зимнего...
Зима в январе заявила о себе как полноправная хозяйка на наших зимних прогулках. Постройки, которые мы сделали еще до нового года, пострадали от оттепели, и...
Спортивный праздник «Шашечный турнир».
Сценарий «Шашечный турнир! » Цель: создать условия для интеллектуального развития воспитанников различного возраста через проведения шахматно-шашечных...
Конспект исследовательской деятельности на зимней прогулке в средне — старшей группе...
Цель: Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья и жизни человека. Задачи: закреплять порядковый счет шариков до двух;...
Сценарий новогоднего утренника «Как зайчата Новый год встречали» (младшая группа)
Ведущий Вот снова закружилась снежная метель, И в зале появилась наряженная ель! реб Ёлочка красивая, Ёлочка густая, На пушистых веточках- Бусинки...
Конспект ОД «Пусть знает каждый гражданин пожарный номер -01»
Конспект ОД по ОБЖ "Пусть знает каждый гражданин важный номер -01" Цель : познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности , с первичными...