Взаимодействие ДОУ и семьи в целях формирования здоровья и гармоничного развития детей

Евгения Булычева
Взаимодействие ДОУ и семьи в целях формирования здоровья и гармоничного развития детей

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящая перед нашим дошкольным учреждением, ведь это значит заложить фундамент в развитии здорового поколения в будущем.

Проанализировав состояние здоровья детей нашего детского сада (I группа здоровья – 3 ребёнка, II группа здоровья – 97 детей, III группа здоровья – 41 ребёнок, V группа здоровья – 1 ребёнок, было проведено анкетирование родителей. Анализ данного анкетирования показал высокий уровень заинтересованности родителей наших воспитанников в их физическом развитии (100%). 75 % родителей из числа опрошенных отмечают, что нуждаются в рекомендациях специалистов ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Поэтому был сделан вывод о необходимости оказания помощи родителям в физическом воспитании детей, ведь именно семья и её образ жизни в большей степени определяют состояние здоровья ребёнка.

Согласно ст. 18 закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, а мы – педагоги – выступаем в роли их профессиональных помощников.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада, определяющиеся понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Для решения этой задачи необходимо создать условия, обеспечивающие полноценное взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей и их гармоничного развития, установить доверительные деловые контакты между взрослыми, участвующими в процессе воспитания.

Были определены основные направления работы.

Во-первых, созданы условия для развития и оздоровления детей. В нашем детском саду имеются оснащённый всем необходимым оборудованием спортивный зал, площадка и стадион для проведения физкультурной деятельности на воздухе. Во всех возрастных группах есть физкультурные уголки, оборудованные при активной помощи родителей.

Во-вторых, разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие сотрудничества и установление партнерских отношений с родителями, гармонизацию детско-родительских отношений в нашем ДОУ. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребёнком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Поэтому приоритетными в данной работе стали формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагогов и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка.

Работа с семьями воспитанников предполагает несколько этапов.

Первый этап – знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений, знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами и трудностями в воспитании здорового ребёнка.

С этой целью ежегодно проводим родительское собрание «Стартуем вместе», в ходе которого родители знакомятся с основными направлениями физкультурно-оздоровительной работы детского сада.

Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейного микроклимата. Для этого широко используем такой метод, как анкетирование и опросы, которые помогают:

- получить информацию о ребёнке, его жизни в семье («Физкультура и семейное воспитание», «Семейные традиции», «ЗОЖ в семье» и др.);

- обеспечивать единство воспитательного процесса в семье и детском саду («Организация туристической деятельности», «Организация плавания дошкольников», «Организация подвижных игр» и др.);

- анализировать качество проводимой работы с родителями («Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка»).

Организация фотовыставок «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребёнка»; оформление дневников здоровья «Здоровячок» с фотографиями и короткими рассказами о физическом воспитании детей в семье, рисунками, отражающими их спортивную жизнь; организация конкурса семейных газет «Здоровье – это…» - следующая ступенька на пути знакомства с семейными традициями и достижениями. Зачастую эти формы пропаганды ЗОЖ семей являются продуктом коллективного творчества детей и родителей.

Посещения на дому завершают полную картину, характеризующую развитие и воспитание ребёнка в домашних условиях (данная форма работы с родителями ложится на плечи воспитателей).

Ознакомившись с условиями жизни семьи, мы пришли к выводу, что родители по отношению к физическому развитию ребёнка и здоровому образу жизни условно делятся на три группы:

1. Семьи, недооценивающие значение физического воспитания детей, не уделяющие должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа (таких родителей не так много).

2. Семьи, разделяющие взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени в связи с загруженностью работой; у них отсутствует желание заниматься ребёнком (таких семей большинство).

3. Семьи, с удовольствием занимающиеся с детьми физкультурой, стремящиеся воспитать здорового ребёнка (таких семей тоже немного, но именно они являются опорой в нашей работе, потому что занимают активную позицию в жизни детского сада, их опыт используется в работе с другими родителями).

Таким образом, разделив родителей на условные группы, можно осуществлять дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.

Второй этап – формирование установки на сотрудничество. Здесь используем следующие формы работы:

• ознакомление родителей с результатами диагностики детей «Вот мы какие» в начале и конце учебного года;

• консультационная помощь и составление индивидуальных планов по укреплению здоровья и двигательному развитию детей в семье;

• ежемесячное обновление информационного стенда для родителей «Здоровье – это радость» и групповых рубрик в родительских уголках, освещающих вопросы оздоровления;

• индивидуальные и групповые консультации, проведение тематических родительских собраний («Профилактика нарушений и укрепление опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста», «Подготовка детей к обучению плаванию», «Организация туристической деятельности», которые дают возможность правильно выстроить воспитание и развитие ребёнка в домашних условиях;

• рекомендации в виде буклетов, памяток и папок-передвижек помогают родителям накапливать багаж знаний по физическому воспитанию детей. Использование данного вида текстовой информации доказывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стендах, так как с их содержанием можно спокойно познакомиться дома на досуге;

• выставки (методических пособий, научно-популярной литературы, игр, спортивного и нестандартного оборудования, фотоколлажей и т. д.).

Третий этап – организация совместных мероприятий детей и родителей, в ходе которых родители получают как теоретические знания, так и практическую подготовку по вопросам воспитания.

На этом этапе нами используются следующие формы работы:

* встречи с интересными людьми (родителями - спортсменами). Личный пример людей, которые профессионально занимаются спортом, и добились значительных успехов в этой области, имеет решающее значение в повышении у детей интереса к физической культуре. Встречи с такими людьми, живое общение с ними, экскурсии на место их работы - в спортивные клубы, организация фотовыставки «Мой папа учит любить спорт» дают возможность детям понять, что спортсменом, физически развитым человеком может стать каждый, стоит лишь приложить старание и упорство;

* семейное творчество: словесное творчество «Сочиняем вместе сказку» (дети вместе со взрослыми сочиняли и оформляли сказки на тему ЗОЖ); художественное творчество (совместные работы детей и родителей – рисунки, коллажи - «Любимые игры на прогулке», «Наши любимые спортивные игрушки», «Я здоровым быть мечтаю и др.); кулинарное творчество (выставка-аукцион «Ах, картошка-объеденье!»);

* домашние задания для родителей (найти и предоставить детям информацию о талисманах Олимпийских игр, придумать и нарисовать вместе с детьми свой талисман Олимпиады 2014 г. и т. д.);

* цикл совместной двигательной деятельности детей и родителей (тематическая встреча «Путешествие в Сказкино», конкурс подвижных игр «1-2-3-4-5, выходи скорей играть»); развлечения («Праздник картошки», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Бравые солдаты», «Ай, да папы!»); поход («Путешествие в Почемучию»). При организации таких мероприятий всё направлено на то, чтобы сблизить детей и родителей, доставить радость от совместной деятельности, в ходе которой даже малоподвижные дети активно включаются в игры и движение, ведь самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых. А если такие мероприятия заканчиваются чаепитием, то детям и родителям предоставляется дополнительная возможность пообщаться друг с другом, поделиться впечатлениями, обсудить планы на будущее.

Своеобразным итогом данной работы стали публикации в СМИ «Туризм для самых маленьких» (о поездке на б/о «Алые паруса», «Конкурс семейных газет» (о проведении и итогах конкурса газет).

Среди множества форм мы определили наиболее эффективные для нашего учреждения. Не отказываясь от проверенных и традиционных (консультации, собрания, цель которых – психолого-педагогическое просвещение родителей, старались шире внедрять в практику своей работы нетрадиционные формы организации общения с родителями, придавая им живой, практический характер. К этой работе активно подключились все воспитатели, музыкальный руководитель. Родители получили возможность приобщиться к делам детского сада, видели результаты деятельности своих детей и заинтересованность педагогов. На каждом из проведённых мероприятий царила атмосфера творчества, добра, сплоченности, инициативы, что положительно влияет как на детей, так и на родителей, по-настоящему сближает их. Всё это доказывает то, что в ДОУ действительно предпринята удачная попытка создания детско-взрослого сообщества (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Используя различные формы работы с семьями воспитанников, мы убедились в том, что они весьма эффективны, а также что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени её новизны, актуальности и неординарной подаче.

Публикации по теме:

Анкета. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка» Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в опросе в целях подготовки к городской научно-практической конференции «Взаимодействие.

Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:"Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. ""здоровье-бесценный.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в целях формирования здоровья и гармоничного развития детей
Опубликовано: 29 февраля 2012 в 17:04
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...