Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников

Юлия Раздайбедина
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников

Развивать и поддерживать интерес воспитанников детского сада к традициям, обычаям, патриотическим праздникам и праздникам русской культуры наш педагогический коллектив предлагает через организацию интегрированной познавательной деятельности в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями, в которую входят увлекательные беседы, творческие задания, фольклорные игры, познавательные тематические занятия: «День семьи», «Мы гордимся тобой, Россия», «Наши выпускники – кадеты, будущие моряки», «Моя малая Родина - поселок Молочный», «Светелка», утренники, посвященные любимым русским праздникам: Пасхе, Рождеству, Троице.

На данный момент можно с уверенностью сказать, что духовно-нравственное и патриотическое воспитание не может быть качественным без привлечения семьи воспитанников.

Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции.

Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитании является: «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу - в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками». Т. е.

1. Довести до родителей истину, что право и обязанности воспитания их детей – это родительское право и обязанность.

2. Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.

3. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.

4. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста.

5. Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.

6. Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми.

7. Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.

Для того чтобы привлечь родителей к мероприятиям педагогами широко применяются различные формы работы, как групповые, подгрупповые так и индивидуальные.

• беседы;

• консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;

• совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

• совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. ;

• досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;

• поручения родителям.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В этом 2013-2014 учебном году наш детский сад подал заявку на участие в инновационной деятельности в качестве региональной площадки, на базе которой будет работать консультационный центр – все виды консультативной помощи педагога-психолога, учителей-логопедов, учителя-дефектолога, методиста, воспитателей, инспектора по охране прав детства, врача-педиатра, музыкального руководителя.

Категорией пользователей данной услугой станут:

-воспитанники

-родители (законные представители)

-неорганизованные дети, не посещающие ДОУ, их родители

- дети-инвалиды, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, их семьи и др.

Нетрадиционной формой работой с родителями является Родительский клуб «Коррекционная мозаика».

Тематика встреч определяется, формируется исходя из потребностей родителей или проблем возникающих в повседневной жизни у воспитанников.

Каждое тематическое мероприятие сопровождается большой предварительной работой педагогов, родителей и детей (подготовка декораций к утреннику, создание подарков к празднику для друзей, родителей, самостоятельная творческая деятельность). Чтобы оставить в душе ребенка яркие впечатления о происходящих событиях, используются разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорная игра, музыка, песня, театрализация и др. Непосредственное участие каждого ребенка в утреннике, посвященном празднику, дает возможность детям соприкоснуться с культурой своего народа через творчество, искусство, открыто проявить собственное эмоциональное переживание радости, удивления, восхищения.

Педагогами ДОУ разработана и реализуется рабочая программа «Растим патриотов России», задачи которой: формирование гражданско-патриотических чувств у детей; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.

Необходимым условием реализацией программы является специально организованная предметно-развивающая среда, стимулирующая познавательные интересы детей: различные аудио- и видеоматериалы, детские народные инструменты, необходимые атрибуты и костюмы к праздникам, оборудована комната «Светелка».

Творческой группой воспитателей накоплен довольно обширный наглядный и дидактический материал (материал о символах России, о флаге и гербе Мурманской области, материал об истории возникновения п. Молочный, его первостроителях и о земляках-героях). Есть у нас и довольно большая коллекция фотоснимков, рассказывающих о прошлом и настоящем нашего поселка. Систематическая работа коллектива ДОУ по данному направлению проводится в нашем детском саду при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с общественными организациями и учреждениями поселка. Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать воспитанникам детсада о прошлом нашего поселка, об участии их в защите нашей страны в годы войны. Мамам и папам – рассказать о памятниках в нашем поселке. Проводятся экскурсии к памятникам наших земляков, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Дети с гордостью говорят о мужестве нашего земляка Леонида Акимовича Гальченко - Героя Советского Союза, который за годы войны участвовал в 90 воздушных боях, сбил 24 самолета противника лично и 12 в группе. Знакомя детей с прошлым поселка, мы рассказываем им и о его трудовой жизни в настоящем. При этом даем воспитанникам задание на дом – узнать, где работают их родители. Одновременно просим родителей больше рассказывать малышам о своей работе. Дети вместе с взрослыми сажают деревья в детском саду, участвуют в субботнике, приводя в порядок двор, что дает ощутить им свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию.

Традиционными стали ежегодные мероприятия, посвященные 9 мая, с приглашением ветеранов. Эти встречи всегда проходят очень в трогательной обстановке, после торжественной части начинается минута воспоминаний, где ветераны рассказывают воспитанникам о своих подвигах, подвигах их товарищей, тяжелых временах.

Детский сад регулярно посещают наши выпускники, учащиеся МБОУ «Кадетской школы г. Мурманска». С большой радостью проходят совместные спортивные, игровые и познавательные программы. По традиции кадеты исполняют «Кадетский гимн». Принимают активное участие в праздничном утреннике, посвящённом Дню защитников Отечества. Воспитанники кадетской школы внимательно и с удовольствием смотрят небольшой концерт детей, принимают участие в конкурсах и эстафетах, показывают своё мастерство в разборке и сборке макета автомата. Заканчиваются мероприятия совместным праздничным чаепитием в уютной обстановке. Дружба кадетов с детским садом продолжается уже несколько лет к взаимному удовольствию сторон.

В 2012-2013 учебном году воспитателями ДОУ был обобщен опыт совместной проектной деятельности с Кадетской школой г. Мурманска по гражданско-патриотическому воспитанию детей, с дальнейшим представлением и размещением на 10 сборе воспитанников кадетских корпусов и школ регионов РФ, за что педагогический коллектив был отмечен благодарственными письмами за сотрудничество в подготовке достойных продолжателей славных традиций Российского воинства.

Чтобы заложить у детей основы духовности и нравственности, мы знакомим детей с православием, как частью истории России по средством праздников: Рождество, Пасха, Троица, старинных народных обычаев Колядки, Святки, Масленица. Дети исследуют особенности каждого народного праздника. В основу образовательной деятельности положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Праздник проводится в форме увлекательной игры, беседы и просмотра детьми кукольного спектакля, в котором принимают непосредственное участие. Заканчивается занятие угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами и т. д.

В декабре 2012 г. в детском саду прошло общее родительское собрание «Дети – наше будущее!», в рамках традиционной межведомственной операции «Декада SOS», с приглашением Священнослужителя Храма Благовещения г. Колы протоиерея Карпова Алексея. В его выступлении не было пафосных речей, он говорил о простых вещах: добре, любви, заботе, что вызвало большой интерес у родителей и простая беседа переросла в бурую дискуссию.

Работа, выстроенная на тесном сотрудничестве с родителями в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Мы многого добились, но останавливаться на достигнутом не собираемся. Будем продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас есть одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Какой человек, такой и мир, который он создает вокруг себя.

Прикреплённые файлы:

trifonovskie-chtenija-2013_v1qpi.pptx | 22569,93 Кб | Скачан: 88
 
Публикации по теме:

Творческая выставка работ, выполненных детьми и родителями «Осенняя сказка»Творческая выставка работ, выполненных детьми и родителями «Осенняя сказка» В нашем детском саду используются разнообразные формы работы с родителями. Одной из самых успешных форм привлечения родителей к деятельности.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников. В наше сложное время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии жестокого.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитании дошкольников
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 13:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...