Взаимодействие логопеда и воспитателей в процессе обучения дошкольников связной речи

Ирина Оськина
Взаимодействие логопеда и воспитателей в процессе обучения дошкольников связной речи

Взаимодействие логопеда и воспитателей в процессе обучения дошкольников связной речи

Основной задачей коррекционно-логопедической работы с детьми с ОРН является обучение их связной речи. Дети должны научиться грамотно и последовательно излагать свои мысли, пользоваться диалогической и монологической речью, т. е. они должны овладеть навыками речевого общения, речевой коммуникации. Для того, чтобы дети могли планировать развернутые высказывания, выделять смысловые звенья художественного текста, последовательно передавать в своем рассказе те или иные события, правильно пользоваться грамматическим оформлением речи, необходимо целенаправленно активизировать и развивать психические процессы. Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя. Руководство коррекционной работой по формированию связной речи всегда осуществляется логопедом. При этом принимаются во внимание методические рекомендации, имеющиеся в специальной литературе.

В нашей группе совместная деятельность логопеда и воспитателей прослеживается следующим образом: обсуждаются темы ближайших занятии и план их проведения с учетом уровня речевого развития детей и возрастных особенностей; согласовываются содержание работы, методы обучения и закрепленных речевых навыков; при изучении каждой темы намечается тот словарный минимум, который дети должны усвоить; и затем использовать в связной речи; уточняется, какие типы предложении должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, каждый на своем занятии решали как коррекционно – развивающие, так и общеразвивающие задачи. Т. о. развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.

Выделяется три этапа: подготовительный, основной, закрепляющий.

1 этап. Воспитатель формирует у детей необходимый, допустимый их пониманию объем знании по той или иной теме во время наблюдении на прогулках и экскурсиях, способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря. Наряду с этим воспитатель лог. гр. Решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной, самостоятельной речью. При наблюдении за предметами окружающего воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в своей речи. Эта работа является основной для проведения речевых упражнении. Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется воспитателем во время большинства режимных моментов. Все эти виды работы способствуют формированию лексико-грамматического строя:

-активные наблюдения за жизненными явлениями, экскурсии;

-практические действия с предметами;

-рассматривание предметов, картин;

-игры;

-чтение художественной литературы;

-беседы;

-упражнения на развитие высших психических функции;

-занятия воспитателем по ознакомлению с окружающим миром;

-занятие логопеда по формированию лексико-граматического строя.

2 этап. Но как показывает практика, наличие словарного запаса еще не предполагает умения рассказывать. Необходимо задействовать этот словарный запас, заставит его,работать, Для этого проводится специально организованные занятия по развитию связной речи. В зависимости от характера материала, степени его сложности, вида занятия коррекционную работу начинают то логопед, то воспитатель. Логопед и воспитатель работая с детьми должны строго соблюдать постепенный переход от формирования у них репродуктивных форм речи к самостоятельным, от высказывания с опорой на наглядность к высказыванию по собственному замыслу. При планировании занятии соблюдается алгоритм усложнения речевой деятельности по видам повествования.

Пересказ: -рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;

-с опорой на серию сюжетных картинок;

-с опорой на предметные картинки;

-с опорой на одну сюжетную картинку;

-без опоры на наглядность;

-пересказ деформированного текста;

-пересказ по плану-схеме;

-по блокам;

-с изменением времени действия, от другого лица, продолжение с добавлением фактов, героев;

-краткий, выборочный пересказ.

Аналогично проводится работа по составлению описательного рассказа, составлению рассказа по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, творческих рассказов.

3 этап. Это работа по закреплению навыков рассказывания. Эта работа ведется и логопедом и воспитателем. Она включает в себя:

-рисование на тему рассказа;

-игры драматизации;

-применение дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых ситуации;

-обсуждение и анализ детских рассказов;

-домашние задания, пересказ родителям составленного на занятии рассказа;

-театрализованная деятельность;

-отработка рассказа с детьми,слабой подгруппой,

Вся коррекционная работа в речевой группе должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями. Воспитатель поясняет задания, записанные логопедом в рабочей тетради ребенка, убеждает родителей в необходимости соблюдении речевого режима, выполнения домашних задании. С родителями проводится следующая работа:

-родительские собрания;

-консультации на темы, интересующие родителей;

-анкетирование;

-совместные праздники;

-открытые занятия;

-ведутся,семейные альбомы,

До родителей необходимо донести, что только совместными усилиями можно добиться положительных результатов в коррекции речевого нарушения.

Публикации по теме:

Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картинеМодели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР является важнейшей задачей коррекционно-воспитательной работы., т. к. - это.

Развитие речиРазвитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие логопеда и воспитателей в процессе обучения дошкольников связной речи
Опубликовано: 20 марта 2012 в 16:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Оформление группы к Новому Году.
Вот и настало то волшебное время, когда мы окунаемся в сказку. Так и мы с ребятами решили побывать в сказке и оформили гпуппу в этом стиле. Новый год -...
Куклы из фетра.
Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные...
Консультация для родителей «Быт и устои казачьей семьи»
До конца IXX – начала XX веков характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение...
Фото отчет литературный час «Мои любимые сказки Шарля Перро»
Фото отчет литературный час "Мои любимые сказки Шарля Перро". Людмила Руденко Нам с детства Шарль Перро знаком почти что также как Чуковский- его мы сказки...
Конспект НОД во второй младшей группе по нетрадиционному рисованию — пальчиковая...
Программное содержание: Продолжать знакомить детей со временем года - зима. Учить детей рисовать точки пальчиком, распределяя их по всему листу....