Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры

Валентина Шарова
Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры

Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом. Все граждане России должны, в определенной степени, обладать знаниями о правах.

Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. В статье 44 (п. 1) Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Эта же статья (п. 2) гласит: «… образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психологического здоровья, развитии индивидуальных способностей».

Образовательная организация выступает как главное действующее лицо всей работы по правовому образованию детей и родителей. Именно образовательная организация, в первую очередь, призвана соблюдать права маленьких граждан, а также, просвещать родителей в вопросах правовой защиты детей. От личностной позиции педагога, знания и понимания им правовых вопросов зависит соблюдение прав детей в образовательной организации и в семьях воспитанников.

В первую очередь в нашей ДОО организована работа с педагогами, где с помощью анкетирования и опроса выявили уровень знаний педагогами нормативно – правовой базы по данной проблеме. Затем рабочей группой составлен перспективный план работы с педагогами по данной теме.

Для закрепления педагогами основных положений Конвенции о правах детей, нормативно-законодательными актами РФ, содействующими реализации Конвенции проводились следующие мероприятия: деловая игра «Знатоки права», индивидуальные и групповые консультации «Защита детей в условиях ДОО». Вместе с родителями и для родителей разрабатывались памятки, буклеты «Нормативно – правовая база по защите прав детей», «Признаки жестокого обращения с детьми», конференции «Знатоки права». Педагогами разработаны конспекты непосредственной образовательной деятельности «Детям о правах и их обязанностях». Оформлены картотеки игр, бесед на данную тему. Подобран методический материал для взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Решение задач правового воспитания предполагает тесное сотрудничество образовательной организации и семьи. Семья играет ведущую роль в становлении личности, физического и психического благополучия. Но, к сожалению, именно в семье чаще всего можно наблюдать нарушение прав ребенка – насильственные методы воспитания, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка. Поэтому так важно формировать правильную родительскую позицию, учить методам гуманного обращения с ребенком.

Цель: формирование правовой культуры и активной педагогической позиции родителей.

Задачи: знакомить родителей с нормативно-правовыми документами;

повысить уровень правовой культуры родителей;

формировать индивидуальную родительскую позицию, стиль гуманных взаимоотношений с детьми;

вовлекать родителей в процесс воспитания и развития детей, в жизнь ДОО;

вести работу по профилактике жестокого обращения с детьми.

Сотрудничество с родителями проходит по трем направлениям: просветительское, традиционное, интерактивное.

Просветительское направление: оформление информационных стендов «Права ребёнка», «Права и обязанности родителей», «Изучаем Конвенцию о правах детей», «Защита детства в международном и Российском праве».

Разработаны памятки, буклеты для родителей «Если ребёнок провинился…», «Наказывая ребёнка, нужно помнить…», «Двадцать веселых игр, способных утихомирить ребенка»; «Права, обязанность и ответственность родителей в отношении несовершеннолетних детей». Организованы тематические выставки совместных работ рисунков детей и родителей «Под защитой закона».

Традиционное направление: родительские собрания «Знаем ли мы права ребёнка», «Создание благоприятной семейной атмосферы», «Защита прав и достоинств ребёнка», где знакомим родителей с нормативно – законодательными актами РФ.

Проводим индивидуальные и групповые консультации «Права и обязанности родителей», «Конвенция на защите прав ребёнка», «Как воспитать ребёнка без физических наказаний», «Понимаем ли мы своих детей».

Особенно радуют детей и взрослых семейные праздники, досуги. Родители вместе с детьми изготавливают атрибутов к играм; оформляют «Семейные альбомы».

Интерактивное направления: проводим дискуссии на данную тему; анкетирования «Какой Вы воспитатель», «Знаете ли Вы права детей», «Наказания в воспитании», «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе»; тестирования «Я и мой ребенок», «Какой Вы родитель»; «круглые столы»: «Я и мой ребёнок», «Обсуждаем права детей», «Соблюдение прав ребёнка в семье»; тренинги «Учимся общаться с ребенком», деловые игры «Воспитание без наказания»,

участие в коллективных делах ДОУ; индивидуальные и групповые беседы; посещения на дому; шкатулка «Доверия».

Очень много полезной информации родители получают на сайте детского сада.

И, конечно же, мы знакомим с правами самых юных граждан нашей страны – дошкольников. Именно в этом возрасте, по рекомендации ЮНЕСКО, предлагается начинать правовое образование. К 5 годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения.

В процессе правового образования детей мы не только предоставляем детям знания о правах и обязанностях, но и создаем условия для их практического применения.

При ознакомлении дошкольников с правами мы используем следующие формы работы: образовательная и продуктивная деятельность: рисование, аппликация, конструирование, лепка и т. д., дидактические и сюжетно – ролевые игры, игры на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений, чтение художественной литературы, проигрывание практических ситуаций, беседы, театрализованные представления.

В процессе НОД дети знакомятся с правами и обязанностями, закрепляют знания в рисовании, лепке и аппликации, а затем в свободной деятельности педагог организует игры, беседы, практические ситуации, в которых дети принимают самостоятельные решения - как поступить, ориентируясь на нормы права. Накапливая определенные знания о своих правах и обязанностях, ребенок получает возможность использовать их как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми.

Воспитательно-образовательная работа по правовому образованию всех участников образовательного процесса проводится системно весь учебный год.

В результате, у родителей повышается уровень правовых знаний; устанавливаются доверительные отношения с семьями воспитанников, что дает достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье. В результате проводимой работы повышается правовая компетентность родителей, они становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и образовательной организации.

Дети приобретают устойчивые представления о своих правах, проявляют уважение и к другим, начинают правильно оценивать свои поступки и поступки других и сами стараются поступать, ориентируясь на нормы права.

Значит и педагоги двигаются в правильном направлении.

Здоровье наших детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью работы по защите их прав.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры

Прикреплённые файлы:

sharova-v-n-pravovoe-vospitanie_los4r.pptx | 22998,77 Кб | Скачан: 44
 
Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста «Веселая прогулка» Образовательная область: Речевое развитие. Вид НОД: Развитие речевого фонематического восприятия. Старший дошкольный возраст ГКН для детей.

Мероприятие по формированию здорового образа жизни с детьми старшего дошкольного возраста. Мероприятие по формированию здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: Здоровье,.

Модель проведения образовательной деятельности по формированию правовой культуры «Путешествие в город «Правознайка» Цель: приобщение детей к социокультурным нормам семьи, общества и государства в части соблюдения прав детей. Задачи образовательных областей:.

Осенний поход с детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителямиОсенний поход с детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями Авторы: Ибрагимова Ф. И., Клеева Л. Задачи: Формировать основы здорового образа жизни в семье: проводить досуг активно на природе, на воздухе,.

Совместная досуговая деятельность с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Береги зубы с молоду!» (фотоотчёт)Совместная досуговая деятельность с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Береги зубы с молоду!» (фотоотчёт) Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами проведенным мною мероприятием в рамках городского проекта "Неделя здоровья".

Проект по формированию чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством физической культуры Визитная карточка портфолио педагогического проекта Автор (ы) проекта Фамилия, имя, отчество Мустафина Гульфия Салимовна Город, район.

Взаимодействие логопеда с родителями и воспитателями детей младшего дошкольного возраста .

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения Семинар для родителей «Формирование целостной картины мира у детей раннего возраста через развивающие и адаптивные игры» Цель: создание.

Взаимодействие с родителями в области физической культуры в условиях ДОУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н. И. Снигирева ГБДОУ № 56.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры
Опубликовано: 30 марта 2016 в 17:45
+169Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 92.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс с детьми подготовительной группы «Нетрадиционные методы обучения детей...
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных методах рисования. Задачи: - познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области...
Картотека малоподвижных игр по правилам дорожного движения для старшего дошкольного...
МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ по ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ М/и «Будь внимательным! » М/и «Внимание, пешеход! » М/и «Где мы были , мы не скажем, на чём ехали...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Мытьё посуды для куклы Даши» в средней группе
Конспект сюжетно – ролевой игры «Мытьё посуды для куклы Даши» в средней группе Тема «Мытье посуды для куклы Даши» Программное содержание. Учить детей...
Формирование основ гражданственности у дошкольников
Сейчас Россия переживает глубокие преобразования во всех сферах жизни, и особенно сегодня она нуждается в формировании общества, состоящего из...
Фотоотчет «Ура! Лето!»
Фотоотчет Ура! Лето! Ковалева Софья Столько света! Столько солнца! Столько зелени кругом! Наступило снова лето, И тепло пришло к нам в дом. А вокруг так...