Взаимодействие с родителями в период адаптации к ДОУ

Олеся Красночубова
Взаимодействие с родителями в период адаптации к ДОУ

Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом работы по обозначенной теме. Во время адаптации малышей к детскому саду, я активно взаимодействую с семьями. Принимать детей начинаем в августе, не более 3-4 человек в неделю. При этом совместно с родителями стараемся соблюдать «алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад»:

1- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;

2 - приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

3- ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;

4– ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;

5– ребёнок остается один с завтрака до обеда;

6– ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители ;

7– ребёнок остается один на целый день;

К концу сентября группа укомплектована полностью. Эти месяцы для меня период разностороннего изучения вновь пришедших детей, сближения с семьями, поиска форм педагогического информирования, соответствующих особенностям образования и опыта родителей. Через индивидуальные беседы, посещение семьи, проведение совместных детско-родительских игровых сеансов, работу кружка для родителей «Мой малыш», в ходе работы которого стремлюсь установить доброжелательные взаимоотношения с молодыми мамами и папами, узнать привычки и особенности каждого из детей, убедить родителей в том, как важно объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную деятельность, что будет способствовать его развитию.

В ходе индивидуальных бесед с родителями выясняю, как изменяется поведение ребенка дома с момента поступления в детский сад.

Предлагаю родителям принести в группу фотографии ребенка в окружении членов семьи для оформления группового альбома.

Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролирую с помощью “Листа адаптации”, где отмечаются контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16–й, 32-й и при необходимости 64-й (по методике К. Печоры): эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает.

Адаптировались дети по-разному. Наблюдения за ними, информация, полученная от родителей позволила выявить причины трудностей адаптации и условно разделить группу на три подгруппы. У детей первой подгруппы круг общения был ограничен семьей и существовала тесная эмоциональная привязанность к родителям, потребность в постоянном их присутствии. Привыкали они к детскому саду с большим трудом. Дети из второй подгруппы до поступления в детский сад уже имели опыт общения с посторонними взрослыми и поэтому мы (воспитатели) не вызывали у них особого недоверия и опасения. Однако расставаясь с родителями они плакали и часто в течение дня спрашивали когда придет мама.

Третья подгруппа очень радовала. Это ребятки с ярко выраженной

познавательной активностью, достаточно развитой речью. Они легко

расставались с родителями, с удовольствием контактировали со взрослыми и другими детьми.

Для родителей детей каждой подгруппы я подготовила свою папку-передвижку. И, хотя название у них было одно: "Как помочь ребенку

адаптироваться в детском саду", содержание несколько отличалось, и было ориентировано на особенности именно данной подгруппы.

Материалы папок содержали сведения о том, что такое биологическая

и социальная адаптация, в чем состоят особенности привыкания разных детей к детскому саду, кому из малышей привыкать легче, кому труднее и почему, чем мы можем помочь ребенку.

К концу сентября было достаточно материала, чтобы обсудить на собрании вместе с родителями проблему адаптации детей. С каждой семьей согласовали время, просила прийти всех. К собранию подготовила: сводную таблицу «Особенности адаптации детей нашей группы к детскому саду» (различия адаптационных особенностей детей определяли по трем показателям: состояние здоровья, познавательная активность, эмоциональное состояние) ;видеофильм «Нам хорошо в детском саду»; тест-задание «Закончи фразу»; распечатку описания системы закаливания (для каждого) ;аудиторию с круглым столом, телевизором, удобными стульями.

Начала собрание с небольшого вступления и просмотра видеофильма.

Это нужно было, чтобы снять родительскую тревожность, показать мамам и папам, как чувствуют себя дети в их отсутствии. Содержанием фильма стали те события из жизни малышей, которые больше всего волнуют родителей: как и что ест ребенок, как спит, чем занимается, не плачет ли. Детей двух лет невозможно заставить делать что-то специально для видеосъемки, их поведение всегда естественно и родители верили всему, что им показали. А увидели они, как дети учатся самостоятельно мыть руки с мылом, как учатся аккуратно есть, с каким аппетитом они обедают, как спокойно спят в чистой, проветренной комнате, как играют. Просмотр видеофильма помог без особых проблем включить родителей в общий разговор. Предложила родителям напечатанное на листе начало фразы: «Я думаю, что мой малыш легко (трудно) привыкает к детскому саду, так как.». И каждый из родителей высказал свои мысли по этому поводу. Оказалось, что мнение родителей и результат моего изучения особенностей адаптации детей практически совпали. Для одного ребенка адаптация протекает сложно, он дважды болел ОРВИ, не испытывает потребности в совместной со взрослым деятельности, мало разговаривает, вялый, заторможенный.

Ему необходимо постоянное внимание взрослых и это не каприз, это потребность, которую нужно удовлетворять. И маме важно подольше оставаться с малышом в группе, демонстрировать ему, как здесь хорошо. У шести детей оказался средний уровень адаптации. Они за август и сентябрь привыкли к новым условиям, по одному разу в течение 5-7 дней болели, но без осложнений. После болезни спокойно шли в группу, улыбались воспитателю. Остальные малыши прошли этот сложный период с легкой степенью адаптации: они были активны и эмоциональны, не болели, быстро восстановили умения самообслуживания в новых условиях. Дальнейший разговор строился вокруг проблемы оздоровления ребят, ведь для третьего года жизни повышенная ранимость организма и легкая заболеваемость остается возрастной особенностью. Приучение детей к здоровому образу жизни очень важно и этот вопрос будет обсуждаться в дальнейшем неоднократно, а на данном собрании предполагалось обсудить неотложные меры предотвращения заболеваний. Это, во-первых, закаливание детей. Я не просто информировала родителей о системе закаливания, которую проводит детский сад, а договаривались о совместных действиях, чтобы уберечь малыша от болезни. Согласие было достигнуто. Активная позиция родителей есть свидетельство эффективности технологии взаимодействия с семьями, показатель того, что участники педагогического процесса находятся на верном пути достижения цели: обеспечить детям возможность прожить годы дошкольного детства счастливо и радостно.

Публикации по теме:

«Я иду в детский сад». Адаптация ребенка к ДОУ (презентация) Период адаптации - тяжелое время для малышей, а также для их родителей. Поэтому на первой коллективной встрече с родителями, своих будущих.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Автор публикации:
Взаимодействие с родителями в период адаптации к ДОУ
Опубликовано: 1 сентября 2013 в 08:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Декорирование новогодних бутылок. (в г. Армавир)
Новый год - время чудес! Время сказки! Время сюрпризов и подарков! Так пусть же сюрпризы и подарки будут поистине сказочные, необычные и интересные. Так как...
Мастер-класс по изготовлению подвесного мобиля «Яркое лето»
Шаг 1 Нам понадобиться: Обруч Акриловые нитки ( ярких цветов) Ножницы Для украшения изготовили : Птичек из ниток Тучку из бархатного картона...
Мастер класс «Изготовление оберега»
Мастер класс « Изготовление оберега» Педагог – мастер: Воспитатель:Чистовская О. И. Место проведения:МБДОУ ЦРР Д/С №165 Продолжительность мастер – класса:...
Консультация для родителей на тему: «Учим ребенка слушать музыку ♫♫♫».
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если он сам не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку...
Лэпбук «Народное декоративно-прикладное творчество»
В данном лэпбуке собраны дидактические игры по теме: "Народное декоративно-прикладное творчество". Цель: знакомство с народным декоративно-прикладным...