Взаимодействие с родителями в период адаптации к ДОУ

Олеся Красночубова
Взаимодействие с родителями в период адаптации к ДОУ

Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом работы по обозначенной теме. Во время адаптации малышей к детскому саду, я активно взаимодействую с семьями. Принимать детей начинаем в августе, не более 3-4 человек в неделю. При этом совместно с родителями стараемся соблюдать «алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад»:

1- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;

2 - приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

3- ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;

4– ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;

5– ребёнок остается один с завтрака до обеда;

6– ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители ;

7– ребёнок остается один на целый день;

К концу сентября группа укомплектована полностью. Эти месяцы для меня период разностороннего изучения вновь пришедших детей, сближения с семьями, поиска форм педагогического информирования, соответствующих особенностям образования и опыта родителей. Через индивидуальные беседы, посещение семьи, проведение совместных детско-родительских игровых сеансов, работу кружка для родителей «Мой малыш», в ходе работы которого стремлюсь установить доброжелательные взаимоотношения с молодыми мамами и папами, узнать привычки и особенности каждого из детей, убедить родителей в том, как важно объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную деятельность, что будет способствовать его развитию.

В ходе индивидуальных бесед с родителями выясняю, как изменяется поведение ребенка дома с момента поступления в детский сад.

Предлагаю родителям принести в группу фотографии ребенка в окружении членов семьи для оформления группового альбома.

Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролирую с помощью “Листа адаптации”, где отмечаются контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16–й, 32-й и при необходимости 64-й (по методике К. Печоры): эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает.

Адаптировались дети по-разному. Наблюдения за ними, информация, полученная от родителей позволила выявить причины трудностей адаптации и условно разделить группу на три подгруппы. У детей первой подгруппы круг общения был ограничен семьей и существовала тесная эмоциональная привязанность к родителям, потребность в постоянном их присутствии. Привыкали они к детскому саду с большим трудом. Дети из второй подгруппы до поступления в детский сад уже имели опыт общения с посторонними взрослыми и поэтому мы (воспитатели) не вызывали у них особого недоверия и опасения. Однако расставаясь с родителями они плакали и часто в течение дня спрашивали когда придет мама.

Третья подгруппа очень радовала. Это ребятки с ярко выраженной

познавательной активностью, достаточно развитой речью. Они легко

расставались с родителями, с удовольствием контактировали со взрослыми и другими детьми.

Для родителей детей каждой подгруппы я подготовила свою папку-передвижку. И, хотя название у них было одно: "Как помочь ребенку

адаптироваться в детском саду", содержание несколько отличалось, и было ориентировано на особенности именно данной подгруппы.

Материалы папок содержали сведения о том, что такое биологическая

и социальная адаптация, в чем состоят особенности привыкания разных детей к детскому саду, кому из малышей привыкать легче, кому труднее и почему, чем мы можем помочь ребенку.

К концу сентября было достаточно материала, чтобы обсудить на собрании вместе с родителями проблему адаптации детей. С каждой семьей согласовали время, просила прийти всех. К собранию подготовила: сводную таблицу «Особенности адаптации детей нашей группы к детскому саду» (различия адаптационных особенностей детей определяли по трем показателям: состояние здоровья, познавательная активность, эмоциональное состояние) ;видеофильм «Нам хорошо в детском саду»; тест-задание «Закончи фразу»; распечатку описания системы закаливания (для каждого) ;аудиторию с круглым столом, телевизором, удобными стульями.

Начала собрание с небольшого вступления и просмотра видеофильма.

Это нужно было, чтобы снять родительскую тревожность, показать мамам и папам, как чувствуют себя дети в их отсутствии. Содержанием фильма стали те события из жизни малышей, которые больше всего волнуют родителей: как и что ест ребенок, как спит, чем занимается, не плачет ли. Детей двух лет невозможно заставить делать что-то специально для видеосъемки, их поведение всегда естественно и родители верили всему, что им показали. А увидели они, как дети учатся самостоятельно мыть руки с мылом, как учатся аккуратно есть, с каким аппетитом они обедают, как спокойно спят в чистой, проветренной комнате, как играют. Просмотр видеофильма помог без особых проблем включить родителей в общий разговор. Предложила родителям напечатанное на листе начало фразы: «Я думаю, что мой малыш легко (трудно) привыкает к детскому саду, так как.». И каждый из родителей высказал свои мысли по этому поводу. Оказалось, что мнение родителей и результат моего изучения особенностей адаптации детей практически совпали. Для одного ребенка адаптация протекает сложно, он дважды болел ОРВИ, не испытывает потребности в совместной со взрослым деятельности, мало разговаривает, вялый, заторможенный.

Ему необходимо постоянное внимание взрослых и это не каприз, это потребность, которую нужно удовлетворять. И маме важно подольше оставаться с малышом в группе, демонстрировать ему, как здесь хорошо. У шести детей оказался средний уровень адаптации. Они за август и сентябрь привыкли к новым условиям, по одному разу в течение 5-7 дней болели, но без осложнений. После болезни спокойно шли в группу, улыбались воспитателю. Остальные малыши прошли этот сложный период с легкой степенью адаптации: они были активны и эмоциональны, не болели, быстро восстановили умения самообслуживания в новых условиях. Дальнейший разговор строился вокруг проблемы оздоровления ребят, ведь для третьего года жизни повышенная ранимость организма и легкая заболеваемость остается возрастной особенностью. Приучение детей к здоровому образу жизни очень важно и этот вопрос будет обсуждаться в дальнейшем неоднократно, а на данном собрании предполагалось обсудить неотложные меры предотвращения заболеваний. Это, во-первых, закаливание детей. Я не просто информировала родителей о системе закаливания, которую проводит детский сад, а договаривались о совместных действиях, чтобы уберечь малыша от болезни. Согласие было достигнуто. Активная позиция родителей есть свидетельство эффективности технологии взаимодействия с семьями, показатель того, что участники педагогического процесса находятся на верном пути достижения цели: обеспечить детям возможность прожить годы дошкольного детства счастливо и радостно.

Публикации по теме:

«Я иду в детский сад». Адаптация ребенка к ДОУ (презентация) Период адаптации - тяжелое время для малышей, а также для их родителей. Поэтому на первой коллективной встрече с родителями, своих будущих.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Автор публикации:
Взаимодействие с родителями в период адаптации к ДОУ
Опубликовано: 1 сентября 2013 в 08:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...
Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт
Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на бумаге, просто...
«Мы желаем счастья вам». Песня-поздравление детского сада с юбилеем
Песня-поздравление детского сада с юбилеем Эту песню мы исполнили коллективом на юбилее старейшего в нашем городе детского сада. Такой вот был музыкальный...
Беседа с детьми «Сирень»
Тема "Сирень" Цель: Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием цветов. Задачи: Рассказать детям о сирени; расширять кругозор ; развивать...
Фотоотчет «Веселые старты»
На последнем занятии по физической культуре мы детям устроили спортивные веселые старты с разным спортивным инвентарем и спортивными играми. Для начала...