Взаимодействие с семьей по формированию экологической культуры у дошкольников

Наталья Ермолович
Взаимодействие с семьей по формированию экологической культуры у дошкольников

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность, - это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьезные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровне его культурно-интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии: «Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Культура природолюбия- личностное интегративное качество, включающее духовный и материальный витагенный опыт, трансформирующийся в субъектное, чувственно-ценностное, созидательное отношение к природе.

С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребенка! Все начинается со средств народной педагогики –сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательное учреждения.

Печально, но развитие культуры подрастающего поколения тормозится низкой культурой взрослых. В раннем возрасте важен их авторитет, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их прагматизму на следующих примерах:

«Костер сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их много». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.

Готова ли современная семья дать ребенку первоначальные умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия? Далеко не всегда. Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:

- этим должны заниматься воспитатели;

-нет необходимых знаний;

-нет времени заниматься воспитанием;

-для этого есть лето.

Одна из особенностей нашего времени заключается в том, что окружающая среда дает в подавляющем большинстве опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности, бескультурья. В поле зрения детей постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным и т. д. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Опыт взаимодействия с окружающей средой крайне беден позитивом.

Родитель должен быть авторитетом и образцом для подражания. Совершая определенные действия по отношению к природе, нужно думать не только о себе, но и о будущем поколениях- детях, внуках. Нужно подарить им радость общения с Природой!

Известный географ и общественный деятель в области охраны природы Д. Л. Арманд в своей книге «Нам и внукам» отмечал: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях» Существуют определенные правила и для посетителей природы (приложение 1) Важно при составлении правил делать акцент на отсутствие в них частицы «не»: вместо правил «Не рви цветы», «Не убивай животных»-«Сохраняй цветы!» «Береги животных!».

Несмотря на то, что большинство родителей знают, как нужно относиться к растениям и животным, в реальных жизненных ситуациях они действуют по привычке, оставаться равнодушными к живым существам.

Среди причин эгоистичного отношения к объектам природы можно выделить следующее:

- недостаток или отсутствие представлений о растений и животных как живых существах;

-низкий уровень наблюдательности;

-недостаточный опыт общения с природой;

-несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с объектами живой природы;

-неумение предвидеть последствие негативных поступков;

-плохой пример окружающих.

Для эффективности изучения особенностей семейного воспитания я провожу- анкетирование родителей. В анкете используются как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, так и открытые, позволяющие опрашиваемому свободно высказать свое мнение (приложение2).

Приложение 1

Правила друзей природы

1. Запрещается разорять муравейники. Муравьи-санитары леса. Они защищают деревья от насекомых- вредителей. Если бы леса остались без муравьев, то урон, нанесенный вредителями,мог бы сравниться с пожаром.

2. Запрещается ловить насекомых. На цветах они отыскивают нектар, которым питаются, а перелетая с цветка на цветок, опыляют растения. Среди них могут оказаться редкие виды, занесенные в Красную книгу. Отлов таких насекомых уменьшит их численность в природе. Снижение количества насекомых приведет к сокращению опыляемых ими растений.

3. Запрещается рвать паутину и уничтожать пауков, которые поедают кровососущих насекомых и мух.

4. Запрещается трогать птичьи гнезда с яйцами, подходить к ним близко. Помните: вынуть яйцо из гнезда-все равно, что убить живого птенца.

5. Запрещается трогать птенцов в гнезде и на земле. Их родители не оставят свое потомство без защиты.

6. Запрещается ловить диких животных и уносить их домой. Животные в природе живут своей жизнью. В домашних условиях они просто погибнут.

7. Запрещается убивать лягушек, жаб, змей, червей: лягушки поедают комаров и других кровососущих насекомых; жабы - единственные животные, поедающие слизней на огородах; змеи регулируют численность грызунов; черви рыхлят почву, повышая ее плодородие.

8. Запрещается рубить деревья.

9. Запрещается ломать ветки деревьев.

10. Запрещается повреждать кору деревьев. Тот, кто вырезает надписи на деревьях, расписывается в своем бескультурье. Нанесенные раны служат «входными воротами» для различных болезней.

11. Запрещается повреждать ягодные кусты и вырывать их с корнем. Лекарственные растения нужно рвать без корня и в небольшом количестве.

12. Запрещается рвать цветы. Растения живые и им тоже больно. Не обязательно срывать цветы, чтобы рассмотреть их. Растения, лишившиеся цветков, не дают семян. На следующий год этих растений уже не будет. Что один букет, от него цветов в лесу не убудет. Нет, убудет! Придут другие люди, потом еще, и цветущая поляна исчезнет. Собирая букет из полевых или лесных цветов, вы присваиваете красоту, которая по праву принадлежит не только вам, но и другим людям. Для букетов цветы выращивают специально.

13. Запрещается сбивать ногами несъедобные грибы. Они нужны лесу.

14. Нужно передвигаться по существующим тропинкам тихо и осторожно. Под ногами погибают не только травы, но и незаметные глазу всходы деревьев, т. е. следующее поколение леса, а также разрушается лесная подстилка с населяющими ее насекомыми и микрофлорой, уплотняется и деградирует почва.

15. Запрещается шуметь, включать в лесу радиоприемники и магнитофоны. Научитесь ценить музыку природы! Громкие звуки распугивают все живое и мешают «общению» животных.

16. Запрещается жечь костры вне специальных кострищ. На лесной поляне кострище не зарастет в течение 5-7 лет. Это не заживающая годами рана на лесной почве. Не сжигайте сухую траву и листья. Огонь уничтожает тысячи живых существ: лягушек, ящериц, мелких зверьков, насекомых и их личинки; в пламени сгорают и миллионы спор и семян растений.

17. Запрещается брать собак в лес или в парк весной и в начале лета, когда размножаются животные. Собаки инстинктивно разоряют гнезда, пугают и уничтожают детенышей животных и птенцов.

18. Запрещается оставлять после себя мусор. Он губит, отравляет живое начало почвы. Весь мусор нужно уносить домой или выбрасывать в специальные урны.

(приложение 2)

Анкета

(для родителей)

1. Как часто Вы отдыхаете семьей на природе?

а) 1 раз в год;

б) 1 раз в месяц;

в) 1 раз в неделю;

г) другое---

2. Чем Вы любите заниматься на природе (можно выбрать несколько) ?

а) отдыхать;

б) принимать пищу;

в) участвовать в играх ;

г) собирать ягоды и грабы;

д) наблюдать за животными и птицами;

е) собирать букеты цветов;

ж) петь песни;

з) читать стихи;

и) рассовать;

к) любоваться природой;

л) другое---

3. Когда Вы приходите с ребенком в осенний лес, то:

а) обращаете внимание ребенка на то, что деревья начали сбрасывать листву, и объясняете причины листопада;

б) по возвращении домой продолжаете начатый в лесу разговор о листопаде (читаете книжки, журналы, составляете гербарий из листьев);

в) хотите побывать в тишине, потому что устали за неделю.

4. Как во время отдыха Вы поступаете с мусором (стеклянными и консервными банками, полиэтиленовыми бутылками?

а) выбрасываете в костер;

б) оставляете в кустах, на берегу;

в) закапываете в землю;

г) уносите с собой, чтобы выбросить в мусорный бак.

5. Когда Вы летом ходите с детьми за грибами, то:

а) рассказываете ребенку о разнообразии грибов, их особенностях, съедобных и ядовитых грибах;

б) ребенок постоянно убегает в сторону, пытаясь отыскать грибы, а Вы изредка проверяете его лукошко;

в) просто молчите, наслаждаясь тишиной.

6. Как Ваш ребенок проявляет интерес к дачному участку?

а) с удовольствием бывает на даче, особенно весной, когда вокруг так красиво;

б) любит ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать, наблюдает за ростом и развитием, цветением;

в) предпочитает бывать на участке тогда, когда поспевают ягоды, овощи.

7. С какой целью Вы содержите домашних животных?

а) вместе с ребенком любите забавляться с Вашими питомцами;

б) ребенок не только развлекается с животными, но и с интересом изучает их жизнь, привычки, вместе с Вами читает специальную литературу;

в) Ваши питомцы (рыбки, птички, собаки, кошки)-еще и материальное подспорье для семьи.

8. С какой целью вы разводите комнатные цветы?

а) для украшения жилища;

б) для обмена с любителями- цветоводами или на продажу;

в) увлекаетесь цветоводством, постоянно повышаете уровень своих знаний;

г) другое---

9. Приобщаете ли Вы своих детей к уходу за комнатными растениями?

а) да;

б) нет.

10. Почему?---

11. Общаетесь ли Вы с детьми на экологическую тематику, изучаете ли с ними новые темы?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12. Оцените свой уровень культуры природолюбия:

а) высокий;

б) средний;

в) низкий.

13. Оцените уровень культуры природолюбия Вашего ребенка:

а) высокий;

б) средний;

в) низкий.

14. Как Вы думаете, необходимо ли формировать у детей культуру природолюбия?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

Спасибо за заполнение анкеты!

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологическое воспитание в детском садуЭкологическое воспитание в детском саду Экологическое воспитание дошкольников приоритетное направление ДОУ. Детскому саду присвоен статус"Центр экологического образования" В.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Взаимодействие с семьей по формированию экологической культуры у дошкольников
Опубликовано: 30 июня 2013 в 12:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...