Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ирина завадько
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Творческая разработка

Содержание

Введение

1. Взаимодействие ДОУ и семьи как педагогическая проблема.

2. Опыт взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в условиях реализации ООП ДО.

Заключение

Введение

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.

Цель нашей работы: определить роль и место взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации образовательной программы.

Конкретизируя цель, мы ставим такие задачи:

1. Проанализировать литературу и рассмотреть проблему взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях реализации программы воспитания и образования.

2. Определить основные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями.

Современная ситуация в образовании ставит педагога и родителя в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей», тренинги и так далее

1. Взаимодействие ДОУ и семьи как педагогическая проблема.

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

Анализ психолого - педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С. К. Карлиев, В. К. Котырло, Т. А Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др., а также осмысление практики работы ДОУ в этом направлении показывает: что хотя в последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, тем не менее, семья при этом остается лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Но для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Следовательно, педагогам следует подбирать различные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

2. Опыт взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в условиях реализации ООП ДО.

В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в детском саду осуществляется в следующих направлениях:

-профилактическая;

-разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей;

- формирования личности и индивидуальная воспитательная работа;

-выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы;

-защита прав ребёнка.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему «Социальный портрет семьи». Анализ рисунков воспитанников на тему «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания.

В работе со всеми родителями мы активно используем разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, семейные клубы, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, защита семейных проектов, выставках детско-родительских работ. Уже не первый год работает клуб для родителей «Что? Как? Зачем? И почему?» с целью психолого-педагогического консультирования родителей вновь сформированных групп.

В детском саду с 2012 года начал свою работу родительский клуб «Откровение», для родителей из неблагополучных семей на занятиях которого используются тренинговые упражнения по коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, ролевое проигрывание семейных ситуаций и решение проблемных задач семейного воспитания, проводятся индивидуальные встречи.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. В течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий «Готов ли ребенок к школе?», КВН, диспутов, решения кроссвордов, которые теперь широко используют на практике.

Одной из них является ежегодное проведение конкурса «Семья года». Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскрываются творческие таланты детей и взрослых. Родители вместе с детьми участвуют во всех этапах конкурса: оформление газеты «Генеалогическое древо семьи»; «Таланты семьи», где были представлены танцевальный, вокальный жанры, прикладное искусство; конкурс «Папа, мама, я –спортивная семья».

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Уже который год выпускается внутренняя газета детского сада «Настоящие артисты». Традиционно оформляются папки-передвижки. Постоянно обновляется информация на сайте детского сада.

В учреждении проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за «круглым столом», деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность.

В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс:

- проектная деятельность;

- тематические родительские собрания, практикумы, семинары;

- встречи в родительском клубе;

- дни открытых дверей,

- тематические выставки рисунков, поделок - участие в совместных конкурсах на уровне ДОУ, на городском и Федеральном уровне.

На протяжении 3х лет в ДОУ ведется работа в родительском клубе "Что? Как? Зачем? И почему?". Встречи направлены на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, и помощь в решении вопросов связанных с воспитанием и развитием детей. На встречах в родительском клубе обсуждаются такие темы как: "Гендерное воспитание дошкольников"; "Роль отца в воспитание детей"; "Традиции семьи"; "Семейный отдых". Нами отмечено увеличение численности родителей посещающих родительский клуб. Что подтверждает заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Одной из формы вовлечения семьи в образовательный процесс является день открытых дверей. Родители 1 раз в месяц имеют возможность принимать участие в образовательном процессе, происходит: знакомство родителей с жизнью детского сада, "включение" родителей в общение и деятельность детей и педагогов, участие в играх, непосредственно образовательной деятельности, знакомство с традициями ДОУ.

Данные формы работы способствуют единению, партнерству детей, родителей и педагогического коллектива.

Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов.

На уровне ДОУ:

-"Дары осени",

-«Очумелые ручки",

-"Гостья - Елочка",

выставка газет и рисунков:

-"Папа-мама-Я-спортивная семья",

-"Осторожно - огонь",

-"Внимание дорога",

-"0сень золотая",

-"Мой любимый детский сад",

-"Здравствуй, зимушка-зима",

-"Елочка нарядная моя".

На городском уровне принимали участие в городских акциях, выставках, конкурсах.

Ежегодно проводятся обрядовые праздники с привлечение родителей. В дошкольном учреждении стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купалы. Все мероприятия проходят при непосредственном участии Управляющего совета, который создан на базе ДОУ. Родители также принимают самое активное участие в подготовке, организации и проведении этих праздников и развлечений. По итогам, совместно с педагогами готовят фото и видео отчеты по проделанной работе, размещают информацию на сайте детского сада.

В работе с родителями используются электронные средства коммуникации. Создан сайт, в сети дошкольных образовательных учреждений. Основным мотивом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам.

Заключение

Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.

Педагоги и специалисты ДОУ разработали и реализуют семейно-групповые проекты, в которых родители являются активными участниками, что дает им возможность приобрести новый опыт собственного родительского поведения. Темы семейно-групповых проектов: "В детский сад без слез", "Мой город - Новокузнецк"; "Мы за здоровый образ жизни!»; "Знайка и Незнайка"; "Стань добрее!".

Работая многие годы в направлении сотрудничества с родителями, тем не менее, мы не можем сказать, что исчерпали все свои ресурсы, поэтому мы наметили следующие задачи сотрудничества с родителями:

1. Активизировать работу с родителями через электронные ресурсы;

2. Совершенствовать работу с родителями по всем направлениям работы ДОУ.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что родители дошкольного учреждения, являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, реализуемых в детском саду. И это очень важно не только для установления доверительных и партнерских отношений, но и для успешного развития и воспитания наших детей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Сюжетные картинки
  • День семьи
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Опубликовано: 16 марта 2013 в 07:30
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Как дикие животные подготовились к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
Новогодний праздник в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Новогодний праздник в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Раздается бой курантов. Ведущий: Ой, ребятки, тише, тише! Что-то сказочное слышу! Видно...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...