Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей.

елена павлова
Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей.

В результате произошедших в обществе изменений, назрела необходимость переоценить существовавшие ранее представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия ДОУ и семьи. Семья - это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей, человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализации детей была единственной специфической функцией семьи, а другие функции (экономические, поддержка благосостояния и др.) являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития. [44].

Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходят в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения.

В исследованиях Н. В. Бордовской, М. Д. Маханевой, В. П. Озерова, С. Ю. Толстовой, О. Л. Трещевой, С. О. Филипповой подчеркнута роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни.

Социальное направление в решении проблемы здорового образа жизни также прослеживается в работах В. П. Петленко и Н. Г. Веселова.

Современные исследования по валеологическому образованию дошкольников связаны с рассмотрением вопроса обучения детей основным навыкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания (М. Л. Лазарев, М. Д. Маханева, О. В. Морозова, О. С. Шнейдер). Эколого- валеологическая направленность физического воспитания старших дошкольников актуализирована в диссертационном исследовании Т. В. Поштаревой. Теоретические основы валеологического сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О. Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей.

Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка, дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания; семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации личности. [3].

Различные научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.

ДОУ - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников. Основа взаимодействия «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка[35].

Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ встречается такое мнение: родители - это "помощники", "подсобная сила" при ДОУ. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а ДОУ - роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается[20].

Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.

Естественно, и ДОУ, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов[35].

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества [67].

Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Основными условиями её реализации может быть: родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.

Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, которая заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.

Одной из особенностей деятельности воспитателя по формированию здорового образа жизни является эмоциональное благополучие, достигаемое за счет различных видов совместной деятельности. Эмоциональное благополучие каждого участника воспитательного процесса зависит от эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого[5].

Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по формированию ЗОЖ:

составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом образе жизни;

использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний и умений здорового образа жизни у детей;

организация психолого-педагогического просвещения родителей;

создание системы массовых досугово - оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей;

выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни;

оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений у детей;

использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Мы рассматриваем взаимодействие: ДОУ и семьи в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания детей, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных и нравственных норм семьи.

Литература

Агаджанян Н. А., Алексеев С. В., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. Валеология человека: здоровье –любовь –красота: В2 кн., 5 т. – 2-е изд., доп. и откорректир. – СПб.: Petroc, 1998. – (Валеол. семинар акад. В. П. Петленко).

Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н. А. Андреева. - Екатеринбург, 2005.– 22 с.

Асмолов А. Г. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития//Дошкольное воспитание. –1994.–№1.– С. 5.

Багичева Н. В., Томилова С. Д. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе их речевого и литературного развития// Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва-Шадринск, 2007. с. 3.

Баранов А. А. Окружающая среда и здоровье // Педиатрия. - 1994. –N5.

Билич Г. Л., Назарова Л. В. Основы валеологии: Учебник. - СПб.: Водолей, 1998.

Валеологические аспекты образования. // Под ред. Э. М. Казина. Кемерово, 1995.

Валеология. Ч. 1: Учебное пособие для пед. вузов. -Омск, 1997.

Валеология: Учебное пособие- хрестоматия. - Екатеринбург, 1997.

Веневцева Ю. Л., Мельников А. Х. Валеология: новое или забытое старое? //Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка: Программа и практическое руководство/Сост. Л. И. Пономарева, В. А. Нетаева, Г. В. Заостровных, Н. А. Андреева: ШГПИ,ИПКиПРО Шадринск-Курган,2004.–63 с.

Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца,

Гончаренко М. С., Исакова Т. И. Задачи практической валеологии // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии, С. - Петербург, 28-31 мая 1996г.: Тез. докл. - СПб., 1996.

Гундаров И. А., Полесский В. А. Актуальные вопросы практической валеологии // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб., 1993.

Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1994-1999.

Зайцев Г. К. ,Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб. ,1998-1999.

Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья.

СПб., 1994.- 78 с.

Зайцев Г. К., Насонкина С. А. Уроки Знайки. СПб., 1999.

Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. –М.:Академия, 2000.–160с.

Зверева О. Л. Проблема развития домашнего воспитания в России//Дошкольное воспитание. – 1997.–№ 3.–С. 100–103

Здоровый город- здоровые дети: Материалы регион. науч. -практ. конф. (24-26 марта 1999г.)Ставрополь: СГУ,1999.

Кабанов А. А., Габовская Л. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. – М.: 1989.

Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. – Новосибирск, 1993.

Касьянова Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат, дис. канд. пед. наук // Л. Г. Касьянова. – Екатеринбург, 2004.

Касьянова Л. Г. Исторические аспекты проблемы воспитания здорового ребенка в гармонии с природой в России. // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва - Шадринск, 2007.

Коджаспарова Г. М., Коджаспаров А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Изд-во Просвещение, 1985.

Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений/Cост. С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2004.–416 с.

Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины, определения. - Изд. 2.- СПб.: Деан, 2000.-256с. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины,определения. - СПб.: Деан, 1998

Кузнецов Е. Д. Новая валеология нового времени. – Тюмень: Истина, 1999.

Кочетова Н. П. Физическое воспитание дошкольников в семье. //О воспитании ребенка в семье. - Горький, 1979.

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учебн. завед. – М.: Академия, 2000.– 232 с.

Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992.- 120 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 1975.

Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. // Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: 1983.

Общение ребенка в детском саду и семье. // Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М.: 1990.

Пантюхина Г. В., Печера К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно- психического развития детей раннего возраста. - М.: 1996.

Сонькин В. Д., Зайцева В. В. Валеологический мониторинг детей и

подростков. // Теор. и практ. физ. культ., 1998, 7, с. 10-12.

Столяров В. И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теор. и практ. физ. культ. 1998, 5, с. 11-15.

Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и Ко, 1995.

Татарникова Л. Г. с соавтор. Валеология – основа безопасности жизни ребенка. – СПб.: Петрос, 1997. с. 240.

Терентьева Е. Ф. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. // О воспитании ребенка в семье. - Горький, 1979.

Терентьева Е. Ф. Экологическое воспитание дошкольников. //Региональная программа непрерывного экологического образова ния. // Под ред. И. Е. Курова. - Н. Новгород, 1992.

Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М.: ФЛИНТА; Наука, 1999.

Трещева О. Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов. // Здоровье и образование: МатериалМеждународного конгресса валеологов. -СПб, 1997, 8, с. 8-11.

Шадилитов Ю. Ш. Здоровый образ жизни: социально-гигиенические и экологические проблемы. – Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1991.

Шепелин О. П. Экология человека и гигиена. // Гигиена и санитария. -1991, - N 11.

Шишкина В. А. Движения + движения. М.: 1992.

Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. - М-СПб. – Киев: Диалектика, 2000.

Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука,1989, - с. 336.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: 1995

Публикации по теме:

Конкурс среди воспитанников детского сада: «Здоровая семья» Конкурс среди семей воспитанников детского сада «Здоровая семья» Вопросам здоровья подрастающего поколения уделяется особое внимание. Однако.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей.
Опубликовано: 7 августа 2013 в 09:01
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...