МААМ-картинки

Взаимодействие специалистов ДОУ

Наталья Мокрецова
Взаимодействие специалистов ДОУ

Взаимодействие специалистов ДОУ

Цель: создать условия для успешной коррекции речевых недостатков в режимных моментах или в воспитательно – образовательном процессе, формировать правильную речь, как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.

Задачи:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

4. Развитие навыков связной речи.

Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ» размещена в разделах

Интеграция видов деятельности детей в коррекционной деятельности

Субъект

к/р

работы

Коррекционные задачи

Виды деятельности

Учитель-логопед - Коррекция нарушенных звуков, автоматизация и дифференциация. - Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза. - Формирование слоговой структуры слов. - Развитие словаря. - Развитие лексико-грамматических категорий. - Развитие связной речи. - Развитие всех видов восприятия (зрительное, слуховое, тактильно - двигательное,

- Развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация). - Развитие мелкой моторики рук и зрительно - двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма. - Развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.

- Освоение представлений социального характера (оказание взаимопомощи, участие в коллективных мероприятиях; развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках) Коммуникативная

Познавательно -исследовательская

Двигательная

Игровая

Воспитатели

- Формирование культурно - гигиенических навыков, развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления

- Формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе

- Подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

- Обучение трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами

- Формирование полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

- Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений.

- Формирование пассивного и активного словаря.

- Развитие связной речи.

- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.

- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

- Расширение кругозора, обогащение жизненного и нравственного опыта

Коммуникативная

Познавательно - исследовательская

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Восприятие художественной литературы

Инструктор по физической культуре

- Развитие речи посредством движения. - Формирование пространственных и временных представлений. - Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности. - Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально - волевых качеств личности.

Двигательная

Познавательно - исследовательская

Коммуникативная

Музыкальный руководитель

- Развитие и формирование слухового внимания и слуховой памяти, координации движений, умение передавать музыкальный ритмический рисунок;

- Развитие дыхания, просодики

Познавательно - исследовательская

Музыкальная

Преподаватель по ИЗО

Развитие тонкой моторики рук и зрительно - двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма.

Изобразительная

Двигательная

Для осуществления образовательной деятельности с детьми в группе комбинированной направленности подразумевается наличие специалистов – логопедов, которые будут направлять и контролировать взаимодействие воспитателя с детьми, с родителями в вопросах речевого развития и коррекции. В тоже время, весь образовательный процесс с детьми группы комбинированной направленности, будет скоординирован со всеми специалистами и направлен на преодоление речевых нарушений через разные виды деятельности: рисование, плавание, занятия спортом и т. д.

Для успешной реализации образовательного процесса заведены тетради взаимодействия со всеми специалистами.

Алгоритм тетради взаимодействия со специалистами

Дата Тема, цель Рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по плаванию, Отметка о выполнении воспитателя

Воспитатель

Обязательным условием развития детей с ОНР является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать, как познавательные, так и социальные задачи.

Взаимодействие :

Воспитатель + дети

Воспитатель проводит занятия с детьми, праздники, экскурсии, различные конкурсы, досуги, наблюдения, походы; дидактические, подвижные, режиссёрские, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, ведёт проектную и исследовательскую деятельность.

Воспитатель + родители

Для родителей воспитатель проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, семинары, деловые игры, «круглые столы», мастер-классы, даёт практические рекомендации и советы.

В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Педагог-психолог

Для успешного воспитания и обучения детей с ОНР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводиться психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

- своевременно выявить детей с общим недоразвитием речи;

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребёнка с ОНР;

- определить оптимальный педагогический маршрут;

- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОНР в дошкольном учреждении;

- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- определить условия воспитания и обучения ребёнка;

- консультировать родителей ребёнка с ОНР.

Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребёнка с проблемами в речевом развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:

Педагог-психолог + воспитатель

Психолог дает практические рекомендации и советы воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с детьми после занятия, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Педагог-психолог + дети

Психолог проводит занятия с детьми. Использует артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, релаксационные паузы.

Педагог-психолог + родители

Для родителей психолог проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, даёт практические рекомендации и советы.

В работе используются следующие формы: подгрупповая, в микрогруппах индивидуальная.

Педагог дополнительного образования по рисованию

Основная цель художественно-эстетического развития - обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОНР должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.

В зависимости от степени речевых возможностей ребёнка, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объёмность, цвет, контрастность, продумывать способы предъявления материала (показ, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.

Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:

Педагог по рисованию + воспитатель

Педагог по рисованию дает практические рекомендации воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с некоторыми детьми после занятия. Включает речевые задачи.

Педагог по рисованию + дети

Педагог по рисованию проводит практическое занятие с детьми. Использует, как индивидуальные, так и коллективные формы работы.

Педагог по рисованию + родители

Для родителей педагог по рисованию проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, мастер-классы.

В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, в мигрогруппах, индивидуальная.

Инструктор по плаванию

Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:

Инструктор по плаванию + воспитатель

Воспитатель группы должен ежедневно взаимодействовать с инструктором по плаванию. Хорошие результаты по подготовке детей к очередному занятию даё т предварительная работа в группе:

С детьми: беседы, конкурсы рисунков, выставки поделок из нестандартного материала, подборка картинок и создание тематических картотек и каталогов, т. е. деятельность, направленная на показ и закрепление движений с помощью моделирования.

С родителями: беседы о регулярном посещении занятий в бассейне и отсутствии пропусков занятий без уважительных причин; рассказ о необходимости специальной формы (купальные принадлежности, халат, обувь) и гигиенических принадлежностей для занятий плаванием (мочалка, мыло, полотенце); консультации о значении плавания и закаливания в оздоровлении ребёнка (систематическое посещение занятий приводит к снижению заболеваемости).

Инструктор по плаванию дает практические рекомендации воспитателю по правильному дыханию детей.

Инструктор по плаванию + дети

Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне, включает в занятие:

- плавание на воде «Аквабилдинг»;

- акваэробику с мячом на воде «Весёлые утята»;

- подводную разминку «Бригитта»;

- дыхательную гимнастику;

- дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом;

- дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом;

- релаксационные упражнения;

- образно-игровые упражнения в воде и на суше «Весёлая карусель»;

- игры-соревнования;

- игры на воде с нестандартным оборудованием.

Инструктор по плаванию + родители

Рекомендации родителям:

- Доброжелательность и взаимная заинтересованность в занятиях в бассейне (родители рассказывают о своём детском опыте посещения бассейна, общении с водой: при этом можно использовать фотографии, нарисовать совместный рисунок, вырезать или вылепить из подручного, нестандартного материала фигуры морских обитателей);

- Терпеливое отношение в изучении новых движений (помочь ребёнку в словесном контакте понять необходимость и правильность выполнения трудных упражнений, посредством сказкотерапии, например, вместе с ребё нком придумывать новые сказки: «Путешествие в подводное царство», «В гостях у Золотой рыбки», «Русалка и дельфин». Д

Инструктор по физической культуре

Основная цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОНР включается адаптивная физическая культура (АФК) – комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с нарушениями речи, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты.

АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей. Цель АФК - улучшение качества жизни детей с ОНР посредством физической активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как путём изменения самого ребёнка, так и окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначение предметов;

- развитие речи посредством движения;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

- управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:

Инструктор по физической культуре + воспитатель

Инструктор по физической культуре дает практические рекомендации воспитателю. Воспитатель проводит физкультурно-оздоровительную работу в течение дня: утренняя гимнастика, спортивные подвижные игры и упражнения на прогулке и в группе, физкультминутки (в середине статистического занятия, а также индивидуальную работу с некоторыми детьми после занятия. Дети используют физкультурное и спортивно-игровое оборудование в самостоятельной двигательной деятельности, а также самостоятельно играют в подвижные и спортивные игры.

Инструктор по физической культуре + дети

Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия в спортивном зале и на улице ( включает в занятие: основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и упражнения, подвижные игры, а также организует активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья).

Инструктор по физической культуре + родители

Для родителей инструктор по физической культуре проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей. А также организует активный отдых: совместные спортивные соревнования, дни здоровья.

В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная и в микрогруппах.

Учитель-логопед

Задачи развития речи:

- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

- развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качество, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;

- воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

- формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);

- развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддержать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельно высказывания разных типов;

- формирование элементарного осознания явления языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;

- развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОНР, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Целью является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей норма + общее недоразвитие речи в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Основной формой работы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающиеся занятия должны носить игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

- охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной системы и гигиенической культуры;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

- речевого и креативного развития;

- сенсорного развития;

- моторного и конструктивного развития.

Взаимодействие специалиста осуществляется по трё м направлениям:

Учитель-логопед + воспитатель

Логопед дает практические рекомендации и советы воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с детьми после занятия, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Учитель-логопед + дети

Логопед проводит занятия с детьми. Использует артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, релаксационные паузы.

Учитель-логопед + родители

Для родителей логопед проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, даёт практические рекомендации и советы.

В работе используются следующие формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Публикации по теме:

Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с общим недоразвитием речи» ВВЕДЕНИЕ Анализируя.

Долгосрочный проект «Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в формировании здорового ребенка» Все мы любим наших детей и хотим видеть их здоровыми и счастливыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных.

Городское МО «Росток» для молодых специалистов — фотоотчетГородское МО «Росток» для молодых специалистов — фотоотчет 25 февраля в нашем детском саду прошло городское методическое объединение для молодых специалистов на тему «Инновационные технологии в ДОО».

Отчет о работе специалистов коррекционной группы за учебный год Вот и закончился учебный год. Этот год был интересными плодотворным. Пришлось потрудиться и педагогам и воспитанникам. Приходя каждый.

Показ для молодых специалистов интегрированного занятия в подготовительной группе Программное содержание: В интересной и занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации.

Применение элементов смехотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ Смех — одна из реакций человека на юмор, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ» ПРОГРАММА ПРОЕКТА Проблема Затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы всех специалистов ДОУ. Цель проекта Разработка.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми» Предлагаю вашему вниманию семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Взаимодействие специалистов ДОУ (учитель-логопед - инструктор по.

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу Ермакова С. Г., Мотина А, А Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии,.

Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимодействие специалистов ДОУ
Опубликовано: 13 октября 2016 в 19:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД