Проведение оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни детей

галина кузнецова
Проведение оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни детей

Кузнецова Г. А. зам по УВР Васильева У. Ю. учитель - логопед

Проведение оздоровительно - коррекционных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни детей с нарушением опорно – двигательного аппарата через взаимодействие специалистов в МБДОУ ДС № 472.

Эффективность коррекционно-педагогической работы возможна лишь при условии организации интегрированного взаимодействия специалистов. В Федеральных государственных требованиях к содержанию коррекционной работы в ДОУ должно отражается взаимодействие воспитателей и специалистов в разработке и реализации коррекционных мероприятий в рамках оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с ФГТ программа МДОУ ДС № 472 состоит из 2 частей – обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, поэтому в части программы, формируемой, специалисты отражают специфику оздоровительно – коррекционной работы с детьми НОДА.

В связи с этим ежегодно составляем циклограмму коррекционно - педагогической работы.

Таблица № 1

Циклограмма коррекционно - педагогической работы в МБДОУ № 472. (Фрагмент)

Мероприятия/сроки/Ответственный/Результат/Выполнение

1. Подготовка групп к началу года.

ЦЕЛЬ: Обеспечить ортопедические условия в группах, залах. Август

Зам по УВР, АХЧ, воспитатели, специалисты

Рекомендации ортопеда,

2. Информционно –документальное обеспечение детей.

ЦЕЛЬ: Определение состояния здоровья ребенка по основному и сопутствующему заболеванию

Сентябрь, Январь,Апрель

Врач – ортопед, Инструктор ЛФК, Терапевт, Учитель логопед, Психолог

Медсестра, Специалисты

Составление карты анализа данных, Диагностика, Мониторинг

3. Разработка рекомендаций специалистами и на основе результатов анализа.

ЦЕЛЬ: Индивидуальный подход, учет возрастных, специальных особенностей После каждого обследования детей

Врач-ортопед, Врач терапевт, Все специалисты

Тетрадь взаимодействия специалистов с воспитателями

Разработка и утверждение общего и ортопедического режима и коррекционно – оздоровительного регламента

ЦЕЛЬ: Создание образовательных условий

С 15 сентября

Зам по УВР

Специалисты УПД, ИМС

Система мониторинга достижений детей обеспечивает комплексный подход. При поступлении ребенка в МБДОУ ДС №472 учитель-логопед выявляет состояние звукопроизношения, грамматического строя речи, фонематических процессов, словарного запаса и связной речи; устанавливает причины, структуру речевого дефекта и оценивает уровень речевого развития каждого ребенка. Педагог-психолог обследует психические процессы, интеллектуальное развитие детей, выявляет имеющиеся у них психологические особенности. Воспитатели оценивают учебные и культурно-гигиенические навыки, степень сформированной игровой деятельности. Музыкальный руководитель изучает просодическую сторону речи (силу, высоту, выразительность). Руководитель по физической культуре оценивает физическое развитие детей. Медицинские работники проводят анализ соматического и неврологического статуса, что позволяет определить группу здоровья, степень нарушений опорно – двигательного аппарата определяет ортопед, который намечает пути профилактики для инструкторов ЛФК и по плаванию, массажиста. Такое тщательное обследование с учетом личностно-ориентированного подхода дает возможность проанализировать и выявить причины нарушений, наметить индивидуальный маршрут (программу) коррекционной работы с каждым ребенком.

Содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанников и на формирование практически - ориентированных навыков, навыков здорового образа жизни, стремления у детей сохранить и укрепить свое здоровье.

В нашем детском саду врач - ортопед помогает нам определиться в выборе метода оздоровления (в каждом случае индивидуально). Лечение дефектов осанки и деформаций опорно-двигательного аппарата носит комплексный характер и предусматривает широкое использование лечебной физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием, гигиеническими мероприятиями в режиме МБДОУ№ 472. В профилактике и лечении сколиоза немаловажное значение имеет четкий распорядок дня с чередованием различных видов деятельности: сидение за столом, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе. Для хорошего состояния позвоночника очень важен правильный подбор детской мебели, особенно столов и стульчиков. Ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать и скакать. Если в положении сидя или стоя, ребенок находится в одной и той же позе долгое время, то он «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (подвижные игры на улице и в группе, 3 раза в неделю физкультура) - необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Основная деятельность специализированных групп в МБДОУ ДС № 472 по оздоровлению детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата:

- проведение воспитательных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на улучшение качества жизни ребенка;

- тренировка защитных возможностей организма ребенка (гимнастика в постели, сухое закаливание: ребристая доска, пуговки, обруч, полоскание носоглотки теплой водой, фитотерапия и пр.);

- выполнение щадящего режима в группе;

- лфк, плавание в бассейне, массаж, сауна

Особое внимание мы уделяем спорту. Самым полезным видом спорта при сколиозе считается плавание (особенно брассом). Лечебное плавание имеет ряд особенностей: применяется длительное водное скольжение, работает только та рука, мышцы которой ослаблены, и многое другое. Плавание широко применяется как средство закаливания и мощной фактор эмоциональной разгрузки. В нашем детском саду непосредственно-образовательная деятельность в бассейне входит в комплексную программу оздоровления детей. Она является обязательным в регламенте непосредственно-образовательной деятельности и оздоровительных мероприятий для всех возрастных групп. Плавание проводится в бассейне. Постоянно поддерживается комфортный температурный режим воды 28-30С. Занятия проводятся под руководством инструктора по плаванию и наблюдением медицинского работника.

Не менее полезным видом спорта является ходьба на лыжах, под руководством инструктора физической культуры. Дети старшего возраста 2 раза в неделю занимаются оздоровительным бегом.

Большое внимание уделяется корригирующим упражнениям, выполняемым под руководством инструктора ЛФК. К корригирующим упражнениям относятся гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемые в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе, сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения выполняются с гимнастической палкой, мячами. При деформации позвоночника включают корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими.

Самыми полезными для позвоночника являются упражнения: попросить ребенка сделать птичку: поднять над полом плечи, грудную клетку и согнутые в локтях руки и удерживать их в таком положении от нескольких секунд до 2 минут. Очень полезно выполнять движения руками, как при плавании брассом: ребенок приподнимает плечи и грудь и разводит руки в стороны. Выполняется такое «сухое» плавание от нескольких секунд до 2 минут.

При работе с ослабленными детишками выручает использование мячей-фитболлов - эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.

Практически это единственный вид аэробики, где при выполнении физических упражнений одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный аппараты. Двигательные расстройства у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения.

Чаще всего при выявлении заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата у ребёнка в раннем возрасте отмечаются отклонения в неврологическом статусе. Это в свою очередь приводит к нарушению иннервации мышц языка, мягкого нёба, губ. Для этих детей характерна недостаточная сформированность психических процессов: внимания, памяти, словесно-логического мышления и всех видов моторики (общей, мелкой, артикуляционной, отклонения в темпоритмической организации речи. Накладывается отпечаток на формирование эмоционально-волевой сферы, наблюдаются синдромы двигательных расстройств. Одним из важнейших способов профилактики рецидивов является использование эффективных методов психокоррекции в слиянии с различными видами искусств – живописью и музыкой. Ведущая роль в процессе формирования внеречевых психических процессов и расширении кругозора детей по поддержанию их нравственного и физического благополучия принадлежит педагогам и психологу

Логопедическая работа является важной частью комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения дошкольника, которое осуществляется в нашем учреждении в рамках постоянно действующего медико-психолого-педагогического консилиума. Работа по коррекции речевых нарушений у детей с НОДА предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию речи, учитывающих сложный характер нарушений, при котором дизартрические расстройства сочетаются с признаками системного недоразвития речи. Индивидуальная программа сопровождения ребёнка является одной из самых оптимальных форм планирования и реализации задач воспитательно-образовательного процесса. В индивидуальной программе определяются направления работы с конкретным ребёнком, обеспечивается учёт способностей, уровня физического и интеллектуального развития, формирование возрастных психологических новообразований и всех видов детской деятельности. Разделы программы одинаковые, а содержание для каждого ребёнка разное. Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений у детей с НОДА, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической, но и психолого-педагогической направленности. В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию речи детей с НОДА является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов – участников сопровождения ребёнка с НОДА: учителем – логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем, инструктором по ЛФК, инструктором по плаванию и медицинским персоналом

Исходя из требований ФГТ, имеется некоторое смещение акцентов: формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, овладение лексической стороной речи перестает быть самоцелью, но является необходимым средством формирования общения у детей. На наш взгляд развитие компонентов устной речи в рамках образовательной области «Коммуникации «будет недостаточно для развития детей с НОДА. В связи с этим вырастет объем индивидуальной работы в рамках коррекционного маршрута с детьми НОДА.

Комплекс мер, проводимых в МДОУ ДС № 472 – физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и взаимодействие специалистов в рамках решения проблемы обеспечивает ребёнку удовлетворительную физиологическую базу для успешного продвижения в речевом и психическом развитии.

Таблица № 2

Тетрадь взаимодействия специалистов с воспитателями

ЦЕЛЬ: Достижение согласованности специалистов, в рамках единых требований работы и отчетности по результатам деятельности для ПМПк, обсуждения, координации деятельности.

Дата/ФИО ребенка/ФИО специалиста /должность/Проблема/Схема работы с проблемой.

Рекомендации воспитателем/Рекомендации родителям/Результат взаимодействия

Только при тесном взаимодействии специалистов в коррекционном воспитательно-образовательном процессе можно добиться успехов в педагогической деятельности, преодолеть негативные проявления в развитии детей, стимулировать развитие их потенциальных возможностей.

Литература.

1. О Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Утв. приказом М - ва образования и науки Р. Ф. 23 ноября 2009г. № 655// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. – С. 5 -11.

2. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 36-39.

Публикации по теме:

План мероприятий Планоздоровительно – профилактических мероприятийпервой разновозрастной группы (2 -3 года)на 2011 – 2012 г. № Мероприятия сроки1 Ежедневная.

Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей дошкольного возраста. Кузнецова Галина Алексеевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 472 комбинированного вида г. Челябинска.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Дикие животные
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Проведение оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни детей
Опубликовано: 23 сентября 2012 в 20:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Вас в сказку добрую зовём»
Под таким названием 15 августа в Кореновской детской библиотеке состоялось интересное мероприятие для дошколят ( интерактивная викторина. Дети вместе с...
«Любит лето детвора. На прогулку нам пора.» Фото отчёт об оформлении участка.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вам прогуляться по нашему участку. Это оборудование для игр с мячами. Над столом находится...
Прогулка «Наблюдение за цветами».
Цели: Учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, различать характерные признаки растения; воспитывать бережное отношение к...
Музыкальные картинки летних дней в детском саду фотоотчет
Лето - чудесное время года! Его деньки играючи пролетают оставляя в памяти массу впечатлений. В нашем детском саду каждый день пребывания детей...
Календарное планирование по логоритмике для подготовительной группы на октябрь 2017.
Доброе утро, уважаемые коллеги! Продолжаю делиться календарными планами по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Напоминаю, я провожу логоримтику 1...