Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Ольга Толмачева
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры

детей старшего дошкольного возраста

В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития и обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий. Одним из них является развитие игровой деятельности, широкое использование ее психолого-педагогических возможностей.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот, игры часто подразумевают «исполнение» детьми определенных социальных ролей взрослых.

В ходе социального развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

Стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

В последнее время с тревогой отмечается, что именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организованна так, что на игру времени не остается. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть. Сюжетно-ролевая игра – это самостоятельная игровая деятельность, но при этом для её развития нужно руководство. Непосредственное руководство сюжетно-ролевой игрой осуществляет воспитатель, во всех источниках рассматриваются только функции руководства воспитателя игровой деятельностью, но без соответствующего материально-технического, методического обеспечения, предметно-развивающей среды, организации педагогического процесса, повышения профессионального мастерства педагогов, наконец, без взаимодействия с родителями данный процесс не возможен.

Для того чтобы задача развития игровой деятельности дошкольников решалась в процессе управления педагогической системой, оно должно представлять собой целостную совокупность компонентов, среди которых главными должны быть цели и адекватные им содержание деятельности всех субъектов управления; соответствующие формы организации процессов управления и обучения; их результаты. Задачи и содержание ДОУ обеспечивают единство всех звеньев процесса, его свойств и связей, выраженных в форме, которая выступает в качестве способа организации учебного процесса, обеспечивая его устойчивость. Сказанное имеет прямое отношение к сюжетно – ролевой игре детей дошкольного возраста, которая может развиваться только в ходе организованного взаимодействия детей с взрослыми и друг с другом, в процессе которого происходит развитие каждого ребенка. За последние два – три десятилетия в развитии сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста учёными отмечен целый ряд противоречий и трудностей объективного характера. Среди них наиболее актуальным нам представляется противоречие между творческим и самостоятельным характером названного вида игр, содержанием, способами игрового взаимодействия детей и позицией, воспитывающих их взрослых (особенно родителей, представителей администрации дошкольного учреждения, которые крайне редко осознают и принимают на себя роль субъекта развития сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста.

Результативность развития ролевой игры детей старшего дошкольного возраста может быть достигнута если:

- планомерно и целенаправленно изучается динамика развития игровой деятельности детей;

- выстроена чёткая и реальная структура, определены функции во взаимодействии участников образовательного процесса, участвующих в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;

- определены и согласованы содержание и способы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

- администрация дошкольного учреждения, педагоги и родители осознанно и согласованно выполняют роли субъектов образовательного процесса, участвуя в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Неделя сюжетно-ролевых игр.Неделя сюжетно-ролевых игр. У нас в группе прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру -деятельность отражательна. Основой сюжетно-ролевой.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 июля 2013 в 17:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Люблю берёзку русскую…» История одной выставки
Александр Прокофьев Береза Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С...
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...