Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Ольга Толмачева
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры

детей старшего дошкольного возраста

В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития и обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий. Одним из них является развитие игровой деятельности, широкое использование ее психолого-педагогических возможностей.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот, игры часто подразумевают «исполнение» детьми определенных социальных ролей взрослых.

В ходе социального развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни». Игра – это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

Стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

В последнее время с тревогой отмечается, что именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организованна так, что на игру времени не остается. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть. Сюжетно-ролевая игра – это самостоятельная игровая деятельность, но при этом для её развития нужно руководство. Непосредственное руководство сюжетно-ролевой игрой осуществляет воспитатель, во всех источниках рассматриваются только функции руководства воспитателя игровой деятельностью, но без соответствующего материально-технического, методического обеспечения, предметно-развивающей среды, организации педагогического процесса, повышения профессионального мастерства педагогов, наконец, без взаимодействия с родителями данный процесс не возможен.

Для того чтобы задача развития игровой деятельности дошкольников решалась в процессе управления педагогической системой, оно должно представлять собой целостную совокупность компонентов, среди которых главными должны быть цели и адекватные им содержание деятельности всех субъектов управления; соответствующие формы организации процессов управления и обучения; их результаты. Задачи и содержание ДОУ обеспечивают единство всех звеньев процесса, его свойств и связей, выраженных в форме, которая выступает в качестве способа организации учебного процесса, обеспечивая его устойчивость. Сказанное имеет прямое отношение к сюжетно – ролевой игре детей дошкольного возраста, которая может развиваться только в ходе организованного взаимодействия детей с взрослыми и друг с другом, в процессе которого происходит развитие каждого ребенка. За последние два – три десятилетия в развитии сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста учёными отмечен целый ряд противоречий и трудностей объективного характера. Среди них наиболее актуальным нам представляется противоречие между творческим и самостоятельным характером названного вида игр, содержанием, способами игрового взаимодействия детей и позицией, воспитывающих их взрослых (особенно родителей, представителей администрации дошкольного учреждения, которые крайне редко осознают и принимают на себя роль субъекта развития сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста.

Результативность развития ролевой игры детей старшего дошкольного возраста может быть достигнута если:

- планомерно и целенаправленно изучается динамика развития игровой деятельности детей;

- выстроена чёткая и реальная структура, определены функции во взаимодействии участников образовательного процесса, участвующих в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;

- определены и согласованы содержание и способы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;

- администрация дошкольного учреждения, педагоги и родители осознанно и согласованно выполняют роли субъектов образовательного процесса, участвуя в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Неделя сюжетно-ролевых игр.Неделя сюжетно-ролевых игр. У нас в группе прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру -деятельность отражательна. Основой сюжетно-ролевой.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Зима
Автор публикации:
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 июля 2013 в 17:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по аппликации в младшей группе. Тема «Светлая Пасха»
Цель: Познакомить с традицией празднования праздника «Светлая Пасха». Задачи: Образовательные: • Познакомить детей с традициями, народными...
Фотоотчёт «Юбилей библиотеки»
В этот весенний апрельский день юное и старшее поколение читателей встретились в стенах любимой библиотеки. Им повезло, что все они попали на праздник. 70...
Новое — хорошо забытое старое!
Всем радости и добра, кто зашел на мою страничку. Читая работы коллег, я не перестаю удивляться таланту, фантазии и творчеству. Красочные поделки, рисунки,...
Фотоотчет о встрече праздника «Светлая Пасха» в младшей группе
Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, изучение традиции праздновать «Светлую Пасху». Задачи. • Развивать познавательную...
Фотоотчет о беседе игумена Пантелеимона с детьми старшей группы на тему «Светлая Пасха»
В старшей группе прошла встреча с настоятелем храма "Всех Скорбящих Радость" игуменом Пантелеимоном. Батюшка беседовал с детьми о православном празднике...