Лучший педагог года

Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре детского сад при работе с детьми с нарушением зрения

Ольга Волкова
Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре детского сад при работе с детьми с нарушением зрения

Одним из показателей нормального физического и нейропсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или мелкой моторики.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, нарушение работы крупной (движения тела – корпуса, рук и ног) и мелкой (движения пальцев рук) моторики, сенсомоторной координации (согласованная работа и взаимодействие органов чувств и движения). Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, выносливость, развитие координационных способностей (согласованных действий «глаз- рука»).

Публикация «Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре детского сад при работе с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте в разделе целевые ориентиры указано, что на этапе завершения дошкольного образования у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, соблюдает правила безопасного поведения; кроме того у ребенка должны быть сформированы начальные представления о некоторых видах спорта и ценности здорового образа жизни.

В сентябре 2015 учебного года в нашу группу поступило 17 детей 4-х лет, особой проблемой которых, кроме нарушения зрения, стала слабая мелкая моторика рук и нарушение сенсомоторной координации. Поэтому в группе возникла необходимость в создании специальной системы упражнений, направленной на устранение возникшей проблемы. С этой же целью было изготовлено дидактическое пособие «Спортивный зал».

Одновременно с работой по развитию мелкой и крупной моторики возникла необходимость расширять представления детей о различных видах движений и способах их выполнения, развивать ориентировку в макро – и микро пространстве с использованием различных анализаторов, способствовать овладению игровой и практической деятельностью. То есть формировать физическое и нейропсихическое развитие ребенка: интеллект, речь, координацию, развивать зрительное восприятие и прослеживающую функцию глаз.

Целенаправленная работа строилась на тесном взаимодействии воспитателей группы, учителя-дефектолога, инструктора по физическому воспитанию и родителей детей.

Работа с дидактическим пособием «Спортивный зал» была разделена на несколько этапов:

1. Знакомство детей с пособием: рассматривается внешний вид «Спортивного зала» и кукол-напальчников, идет обсуждение оборудования (сравнение с оборудованием физкультурного зала и его назначения, обсуждаются варианты выстраивания полосы препятствий, повторяются знакомые детям спортивные команды и распоряжения, рассматриваются пейзажи на вертикальной стенке пособия.

2. Разминка пальцев рук. Проводится в виде пальчиковых гимнастик (в стихотворной или словесной форме, массажа и самомассажа рук, а так же с использованием дополнительных предметов (прищепок, мячиков и др.). Они были включены в план непосредственной образовательной деятельности, в утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, то есть 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы в действие вовлекалось больше пальцев рук ребенка и чтобы движения были достаточно энергичными.

3. Работа с дидактическим пособием (время ограничивается только желанием ребенка) :

а) совместная деятельность ребенка и педагога. Происходит обыгрывание основных моментов физкультурных занятий (гимнастика, футбол и т. д.) и чередование их с основными видами деятельности (ходьба, бег) под руководством и на примере деятельности педагога.

б) самостоятельное использование пособия детьми, творческое обыгрывание готового оборудования. По желанию дети используют кукол-напальчников или другие мелкие игрушки.

4. Работа в физкультурном зале (20 – 30 мин., в зависимости от возраста детей). Проводится в виде комплексов утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных игр и развлечений, включенных в сетку занятий. Здесь дети закрепляют и отрабатывают двигательные навыки, приобретенные при работе с дидактическим пособием, развивая крупную моторику и сенсомоторную координацию.

Игровое оборудование дидактического пособия «Спортивный зал» идентично оборудованию физкультурного зала детского сада. Таким образом, все упражнения, которые ребенок выполнял на третьем этапе, развивая пальчики (мелкую моторику, на четвертом этапе он повторяет и закрепляет в условиях пространства физкультурного зала, но уже совершенствуя и развивая крупную моторику своего тела.

Все упражнения проводятся в игровой форме, например:

Сложность упражнений зависит от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка, его возраста, общего физического и эмоционального состояния. Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений во время работы упражнения необходимо сочетать с речью детей. Для этого используются пальчиковые гимнастики и подвижные игры в сопровождении художественного слова. Они очень эмоциональны и увлекательны, быстро запоминаются детьми и их легко можно проводить дома. С этой целью в родительском уголке группы оформляется и регулярно пополняется картотека таких игр.

В начале, при выполнении некоторых упражнений, дети испытывали определенные затруднения. В ходе систематического их выполнения, в течение учебного года, а так же при подключении к работе макета «Спортивный зал» у детей, постепенно, начала прослеживаться положительная динамика: стала исчезать неуверенность и скованность движений, появилась хорошая подвижность и гибкость кистей рук, движения стали соразмерными и точными, заметно улучшилась ориентировка в пространстве.

В результате полученные данные можно представить в виде диаграммы:

При диагностировании детей мы опирались на рекомендации и критерии основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, а результаты остроты зрения детей основаны на данных врача- офтальмолога детского сада.

Надо отметить, что у детей остались некоторые трудности при выполнении мелких точных движений, трудности в освоении некоторых физических упражнениях, еще видны нарушения сенсомоторной координации. Одной из причин этого мы считаем сочетанную патологию глаз у некоторых детей и наличие сопутствующих заболеваний.

В работе с макетом предусматривается интеграция всех образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Художественное творчество», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Макет «Спортивный зал» легко трансформируется, достаточно лишь заменить или дополнить его физкультурное оборудование, так же можно заменить и (или) дополнить словесное сопровождение упражнений, разнообразить картины с изображением природы или сезонных видов спорта.

Литература:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.

2. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: от рождения до школы» под редакцией Вераксы.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2012 год.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияИспользование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность использования осязания для ориентировки в окружающей действительности,.

Коррекционное занятие учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с нарушением зрения «Здоровье наших глаз» Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42 г. Ленинск-Кузнецкий. Коррекционное занятие «Здоровье наших глаз». Цель: формирование.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения 2016–2017 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для детей 4-5 лет с нарушением зрения 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Программа разработана.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 1.4. Образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений. Важное значение.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Коррекционная работа Дети с ограниченными возможностями.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы. Программа предполагает построение образовательной деятельности на адекватных возрасту.

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение) 3.3. Организация развивающей предметно – пространственной среды. Условия и средства реализации рабочей программы. Для реализации рабочей.

Взаимодействие учителя-дефектолога с педагогом-психологом при работе со старшими детьми с ЗПР Цели: Развитие общей моторики Развитие мышления памяти; восприятия, воображения., зрительного внимания и восприятия. Развитие эмоционально.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида Логопедия связана с такими науками как, анатомия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре детского сад при работе с детьми с нарушением зрения
Опубликовано: 2 марта 2017 в 15:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД