Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Юлия Василенко
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса, в частности учителя – логопеда и музыкального руководителя. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место занимают музыкальные занятия.

Объект: ребенок с речевой патологией.

Предмет:многообразные нарушения психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель;преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Основные принципы взаимодействия:

- занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии;

- занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы;

- принцип всестороннего воздействия

- принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений;

- принцип наглядности;

- принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Задачи:

Оздоровительные:

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Образовательно-воспитательные:

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Коррекционные:

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

Основные направления коррекционно - развивающей работы:

Учитель-логопед:

- постановка диафрагмально-речевого дыхания;

- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

- обучение умению связно выражать свои мысли;

- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

- развитие психологической базы речи;

- совершенствование мелкой моторики;

- логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

- слухового внимания и слуховой памяти;

- оптико-пространственных представлений;

- формирование и закрепление произносительных навыков;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

- темпа и ритма дыхания и речи;

- орального праксиса и произвольной мимической моторики;

- просодики;

- фонематического слуха.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами:

- совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;

- тетрадь взаимодействия;

- совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;

- участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых мероприятий;

- составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д;

- выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи;

- использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и музыкального руководителя успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.

Благодаря взаимодействию удалось наладить преемственность, что положительно отразилось на качестве работы (85% выпускников пошли в школу с чистой речью, на одну треть сократились сроки коррекционной работы, практически свело к минимуму рецидивы.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Публикации по теме:

Реализация основных положений ФГТ в коррекционной программе для детей дошкольного возраста с ОНР В настоящее время вся деятельность педагогов определяется в соответствии с ФГТ. Основная деятельность детей - игровая, что необходимо учитывать.

Педагогический проект «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия учителя-логопеда и cемьи» Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 13:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...