Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Юлия Василенко
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса, в частности учителя – логопеда и музыкального руководителя. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место занимают музыкальные занятия.

Объект: ребенок с речевой патологией.

Предмет:многообразные нарушения психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель;преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Основные принципы взаимодействия:

- занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии;

- занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы;

- принцип всестороннего воздействия

- принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений;

- принцип наглядности;

- принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Задачи:

Оздоровительные:

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Образовательно-воспитательные:

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Коррекционные:

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

Основные направления коррекционно - развивающей работы:

Учитель-логопед:

- постановка диафрагмально-речевого дыхания;

- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

- обучение умению связно выражать свои мысли;

- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

- развитие психологической базы речи;

- совершенствование мелкой моторики;

- логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

- слухового внимания и слуховой памяти;

- оптико-пространственных представлений;

- формирование и закрепление произносительных навыков;

- зрительной ориентировки на собеседника;

- координации движений;

- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

- темпа и ритма дыхания и речи;

- орального праксиса и произвольной мимической моторики;

- просодики;

- фонематического слуха.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами:

- совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;

- тетрадь взаимодействия;

- совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;

- участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых мероприятий;

- составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д;

- выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи;

- использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и музыкального руководителя успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.

Благодаря взаимодействию удалось наладить преемственность, что положительно отразилось на качестве работы (85% выпускников пошли в школу с чистой речью, на одну треть сократились сроки коррекционной работы, практически свело к минимуму рецидивы.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Публикации по теме:

Реализация основных положений ФГТ в коррекционной программе для детей дошкольного возраста с ОНР В настоящее время вся деятельность педагогов определяется в соответствии с ФГТ. Основная деятельность детей - игровая, что необходимо учитывать.

Педагогический проект «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия учителя-логопеда и cемьи» Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 13:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Бабочка красавица» творческая работа в технике квиллинг
Работа с бумагой в технике квиллинг довольно свежее творчество. Я как педагог интересующийся разными видами рукоделия, в 2013 году разработала рабочую...
Оформление к празднику «Павловопосадский платок»
Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию оформление к тематической неделе "Художественные промыслы Подмосковья" "Павловопосадский платок". Музыкальный зал...
Мастер-класс «Весенние посадки»
Авторы: воспитатели старшей группы: Котова Яна Владимировна, Иванова Анна Владимировна. Наступила весна и нам всем хочется тепла и свежести. Соскучились...
Мастер-класс «Встречаем весну». Оформление окна
Турутина Елена Мастер - класс "Встречаем весну" Оформление окна. Детский сад является вторым домом для малышей, поэтому необходимо создать в нем уют и...
Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении...
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ( ПРИЩЕПКИ. Подготовительный этап. Показываю детям прищепки и...