Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей как основа нравственного воспитания дошкольников

Татьяна Гаврилюк
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей как основа нравственного воспитания дошкольников

Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей как основа нравственного воспитания дошкольников

Гаврилюк Татьяна Иосифовна

МБОУ прогимназия «Сезам» г. Сургут ХМАО-Югра

Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей, как основа нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни, является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения.

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого, к далекому. Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Поэтому, необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Все начинается с семьи.

Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

В силу своей профессии педагоги обязаны позитивно влиять на развитие детей своей группы. Но их мастерство, советы, их мудрость должны быть искренне разделены и приняты родителями на основе сформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Есть хорошая мудрость: «Мы разные, но мы вместе», которая, напоминает нам теперь о себе отовсюду. Она должна помочь осознать, что в этом и заключаются человеческие ценности. Педагоги должны оценить потенциал разных семей, разных людей, которые вовлечены в жизнь детей их группы. Узнать о нем можно только так, чтобы они сами захотели открыться воспитателям, рассказать, что для них важно, в чем они могут участвовать, что и когда они хотят и готовы делать для вас. Хорошо, если они задают вопросы о развитии своего ребенка, доверяя опыту и профессионализму воспитателей, их заинтересованности в развитии детей. Это и будет продуктивное сотрудничество с семьей в интересах детей, это будет вовлечение семьи, которого хочет от педагогов программа «Сообщество». Программа предлагает самые разные формы вовлечения семьи, которые должны, однако, исходить из определенных, в том числе, этических правил.

Прежде всего, изменяется ведущая роль педагога - воспитателя. Педагог выступает в роли гида, общаясь с детьми, задает им вопросы, постоянно ищет решения проблем вместе с родителями и сотрудниками, спрашивает родителей о ребенке, и вместе с ними оценивает их развитие, узнаёт цели и пожелания родителей в отношении ребёнка и его группе, и им объясняет и обосновывает свои предложения. Педагог чувствует, когда уместно искать другие ресурсы и направляет родителей к ним, старается вместе с родителями находить функциональную деятельность, подходящую детям по домашним условиям и расписанию. Готов не только преподавать, но и учиться у родителей.

Какова реальная польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду? И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и прежде всего самим родителям: эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к детскому саду, помогающим другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам. Физическая вовлеченность позволяет им формировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться, а непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям т. к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться вопросах развития детей, научиться некоторым "премудростям" работы с детьми и дома применять полученные навыки.

Наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь.

Педагогически организованная практическая деятельность ребенка, окрашенная положительными чувствами, имеющая общественную направленность и осознанный характер, является основой нравственного воспитания. Таким образом, выстраивается закономерная цепь формирования гражданской идентичности в дошкольном возрасте: Моя семья - Мой дом - Детское сообщество – «Детский сад» – Мой край – Россия.

Для того, чтобы родители чувствовали себя желанными гостями в детском саду, требуется больше усилий, чем написание записки или однократное приглашение. А чтобы помочь им чувствовать себя нужными и полезными, мы заботимся о том, чтобы в группе присутствовала информация, подсказывающая, где и как заняться конкретным делом с пользой для детей и педагогов. Родителям предоставляется возможность права выбора центра и время выбора его посещения. В помощь родителям, в каждом центре прикрепляются «Памятки», где изложены конкретные дела и действия, которые родители могли бы там предпринимать.

Осознавая роль дома и семьи как среды, где начинается обучение и социальное развитие ребенка, педагог должен выстраивать мостики между детским садом и семьей, местным сообществом и способствовать постоянному двустороннему общению.

С учетом возрастных особенностей дошкольников формируется целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, понимание существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных ценностей дошкольниками, может стать прочным фундаментом для их последующего осмысления и формирования системы ценностей, стимулирующей мотивацию самосовершенствования к самоутверждению. Участие родителей в темах: Космос, народное творчество, Весна - изготовление скворечника

ника.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Актуальность проблемы. В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей как основа нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 20:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
КВН «Красный, желтый, зеленый» итоговое занятие
Цель: формировать у детей навыки безовасного поведения , закрепить знания детей о сигналах светофора, о дорожных знаках , о видах транспорта. Закрепить...
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...