Взаимодействие воспитателя и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОНР

ольга гришина
Взаимодействие воспитателя и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОНР

Вопросам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с семьей в последнее время уделяется большое внимание, так как личность ребенка формируется прежде все-го в семье.

Мы работаем в детском саду комбинированного типа. Нашу группу посещают дети с ОНР 3 уровня и дети с моторной алалией. Кроме речевого недоразвития встречаются и неврологические и психопоталогические синдромы (снижена работоспособность, произвольность поведения, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, двигательная расторможенность или заторможенность).

В работе с детьми дошкольного возраста имеются свои особенности и не все знают, насколько специфична она в логопедических группах. Для более успешного коррекционного обучения детей с ОНР четко организовано взаимодействие педагогов (воспитателей, логопеда, психолога) с родителями воспитанников. Наши дети, требуют к себе более пристального внимания, не только из за проблем с речью, но и зачастую из-за гиперактивности, т. е. повышенной двигательной активности, выходящей за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Родите-ли часто жалуются на то, что их ребенок буквально не дает им покоя – постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того, чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, однако замечания и наказания не приносят результатов. На занятиях такие дети часто вскакивают с места, не понимают требований воспитателя или логопеда и мешают остальным воспитанникам.

В нашем детском саду с проблемой гиперактивности детей воспитателям помогает справиться психолог. Он предлагает для коррекции различные психологические игры и тренинги, помогающие детям преодолеть страх общения, боязнь показать эмоции, чувство стыда за несовершенную речь – ведь дети 5–7 лет уже ощущают и осознают свои недостатки.

Инструктор по физической культуре подбирает для прогулок игры, в которых есть тематические стихи или фразы на изучаемые звуки (например, закрепление звуков [з] и [с] происходит в игре «Гуси-гуси», звука [ш] – в игре «Кот и мыши», или игры, снижающие гиперактивность.

Взаимодействие воспитателя с логопедом предусмотрено во многих методических рекомендациях, в частности у Н. В. Нищевой, Т. А. Ткаченко, В. В. Коноваленко и др. Эффективная коррекция речевых и сопутствующих нарушений возможна только в результате активной, скоор-динированной деятельности педагогов. Однако без понимания, поддержки и сотрудничества с родителями наша работа обречена на провал.

У нас с родителями единые задачи – сделать всё для того, чтобы дети росли здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, гармонично развивались. Мы помогаем родителям в воспитании детей, ведь они обладают необходимыми для этого знаниями. Нашей задачей яв-ляется объяснить родителям, на каких моментах нужно заострять внимание при воспитании и обучении детей.

В течение года мы ставим перед собой следующие задачи:

1) установление единства целей в развитии и воспитании ребенка совместно с родителями;

2) укрепление здоровья детей, коррекция речи;

3) педагогическое просвещение родителей.

В нашей группе осуществляются специальные формы взаимодействия с родителями, на-пример объяснение заданий логопеда. Еженедельно логопед записывает каждому ребенку в индивидуальную тетрадь задание для работы дома. Родителям не всегда понятны употребляемые при этом термины (например, «слоговая структура», названия некоторых звуков (Л, Н, йот, принцип выполнения задания (составить схему, «отхлопать» слово). Всё это надо подробно объяснить каждому родителю. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда родители вместе с детьми привыкают вести индивидуальные тетради, выполнять логопедические домашние задания, осваивают специальные термины и понятия. Воспитатели обязаны следить за тем, чтобы родители не забывали забирать тетради домой, приносили их обратно, выполняли задания.

Важно доказать родителям необходимость закрепления материала на домашних занятиях, так как без этого невозможно продвижение ребенка в обучении и коррекции речевой патологии. Именно поэтому основной задачей воспитателей становится организация работы с родителями – нужно помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Только в этом случае можно достичь хороших результатов.

На практике нами было установлено, что наиболее эффективными и информативными способами взаимодействия педагогов и родителей являются следующие:

1. Наблюдение. Оно помогает понять, как родители общаются с детьми (проанализировать речь, мимику, жесты, интонации); как происходит расставание детей с родителями утром и встреча вечером; как родители реагируют на детские просьбы, капризы и др. ; что из жизни ребенка в

детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон). Установлена прямая связь качества речи ребенка и условий семейной речевой среды. Ведь нельзя забывать и о том, что речевые дефекты взрослых как в зеркале отражаются в детской речи.

2. Педагогическая беседа. Ее цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам воспитания. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

3. Родительское собрание. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия. Педагоги знакомят родителей с содержанием, задачами и методами воспитания детей и особенностями их развития. В течение года проводятся три собрания.

4. Индивидуальные консультации и рекомендации. Каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Мы строим свои сообщения так, чтобы они не носили формального характера. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, мы стараемся вызывать у них желание сотрудничать. Наиболее интересны для родителей вопросы, связанные с особенностями воспитания и обучения детей с ОНР.

5. Открытые занятия. Посещая их, родители видят успехи и трудности своего ребенка в коррекции речи, наблюдают режимные моменты, игровую деятельность и общение между детьми и педагогами, учатся правильно заниматься с ребенком.

6. Выставки педагогической литературы. Здесь родители могут ознакомиться с новинками по коррекции речи и другим вопросам.

7. Дни открытых дверей (по определенному виду деятельности). Это физкультурные праздники, в которых родители участвуют вместе с детьми, например «Папа, мама, я – спортивная семья», привлекаем родителей к участию в Новогоднем утреннике, в утреннике, посвященном 23 февраля, 8 Марта и др. Посещая эти мероприятия, родители видят, как ведет себя их ребенок, как он общается, проявляет свои способности, и проникаются уверенностью, что здоровье и воспитание их детей находятся в надежных руках.

8. Наглядная пропаганда – стенды, папки-передвижки. Стенды содержат материалы по формированию звукопроизношения, о развитии речи детей в норме и при патологии. Даются советы по преодолению ОНР, включающие речевой материал, игры, которые можно использовать во время занятий дома; размещается текущая информация.

9. Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов – практикующего семейного психолога, юриста, медработника и др.

10. Совместные досуги – это показ концертов с участием детей из логопедических групп.

11. Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает нам возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы для индивидуальных бесед.

Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.

Публикации по теме:

Конкурс «Открытка для Мамы»Конкурс «Открытка для Мамы» Данный конкурс содержит в себе следующие задачи: - развитие творческого потенциала ребенка; - приобщение родителей к участию в жизни детского.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Взаимодействие воспитателя и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОНР
Опубликовано: 31 октября 2013 в 14:39
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...