Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения.

Елена Бабина
Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения.

Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще слушает. Однако «детское чтение» – это не просто чтение. Среди «детского чтения» можно выделить следующие виды чтения: опосредованное, самостоятельное, чтение-сотворчество.

Опосредованное чтение. Ведущая роль принадлежит чтецу, т. е., как правило, взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому:

- контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным;

- ярко и выразительно подавать материал;

- следить за реакцией детской аудитории;

Во-первых, если аудитория маленьких слушателей состоит более чем из двух детей, неизбежно возникает проблема несоответствия выбора чтения интересам всех присутствующих. В этом случае, чтобы не ущемлять интересы детей, необходимо найти компромисс. Лучше всего, если можно предложить для чтения свой вариант произведения, снабдив его предварительно интригующей рекомендацией.

Во-вторых, взрослый должен быть готов реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест.

В-третьих, не нужно забывать, что чтение – это общение, разговор.

Чтение – сотворчество. Чтение как сотворчество – это не просто нечто среднее между опосредованным и самостоятельным чтением ребенка. В нем на равных участвуют и взрослые, и ребенок. Ребенок совмещает привычную для него роль слушателя с ролью чтеца и ролью литературного критика. Учить отличать положительные и отрицательные стороны произведений и героев необходимо как можно раньше. Высказанная в слух симпатия к герою, возникшая спонтанно, поможет малышу самому осознать, почему нравится один и не нравится другой.

Сотворчество как совместное исследование, открытие нового мира книги дает массу положительных эмоций и полезных навыков. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество при общении с книгой позволяет исподволь, незаметно, в игровой форме привлечь ребенка к самому процессу чтения, который еще не слишком доступен и представляет определенную трудность.

Можно начать чтение и предложить ребенку продолжить его. Такое полезное развлечение не только увеличивает словарный запас, но и развивает чувство языка, ребенок учится слышать не только отдельные слова, но и их сочетание.

Можно предложить и такой вариант: взрослый читает текст, а ребенок слушает и считает, сколько раз встречается какое-либо слово.

Следующим интересным моментом может быть чтение «по ролям».

Самостоятельное чтение. Это наиболее сложный вид чтения. Важно, чтобы на фоне неудач у ребенка не пропал интерес к обучению чтению.

Совместное чтение детей и взрослых, разговор о прочитанном и прочувствованном – благоприятнейшая почва для духовного сближения родителей и детей, основа их эмоционально насыщенного общения, залог взаимного уважения и роста родительского авторитете. Как больно и горько видеть, что большинство современных детей лишены этого драгоценного удовольствия. К сожалению очень многие родители относятся к детскому чтению не так, как этого хотелось бы. По данным российских СМИ, лишь приблизительно 15% родителей участвуют в формировании книжной культуры детей, 60% родителей не читают детям вообще. Для многих родителей организация процесса домашнего чтения вызывает затруднения, связанные, в частности, с незнанием произведений современной детской литературы.

Как правило, родители слабо ориентируются в книжных новинках, их представление о книгах для детей довольно узкое, ограниченно небольшим количеством авторов, знакомых самим родителям с детства. Также родители затрудняются охарактеризовать сам процесс чтения, это свидетельствует о том, что современным мамам и папам совершенно не знакомы приемы организации семейного чтения.

Можно предложить родителям несколько типов занятий с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

1. Занятия с условным названием «Радость». В процессе их проведения предусматривается повторение закрепленных знаний и умений детей либо реализация нового материала в виде игрового сюжета по следам прочитанных произведений.

2. Занятия с условным названием «Открытие». На этих занятиях предлагается усвоение детьми новых знаний путем организации их самостоятельной познавательно-речевой деятельности.

3. Занятия с условным названием «Загадка». На таком занятии взрослый создает различные проблемно-игровые ситуации, позволяющие закрепить изученный материал, расширить представление детей о нем и узнать новое.

4. Занятия с условным названием «Диалог». Эти занятия предполагают коллективное обсуждение прочитанного, обмен мнениями и впечатлениями детей и взрослых. В этом случае отрабатываются речевые умения на литературном диалоге.

Исследователями установлено, что в процессе общения при совместном чтении ребенка и взрослого включаются особые механизмы, отвечающие за личностный рост слушателя и рассказчика:

- завораживание внимания слушателя через использование ритмических повторов, специальных образных и выразительных средств.

- эмоциональная идентификация с героями произведения через подключение к детской зрительной, слуховой и кинестетической коммуникативным системам. Недаром исследователи утверждают, что благодаря совместному чтению и слушанию социализируется вся система ребенка: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.

- сопереживание героям произведения. В процессе этого сопереживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаленные последствия человеческих действий, прочувствовать их смысл для разных людей и примерить его к себе.

- сомышление взрослого и ребенка. Сомышление в процессе восприятия и сочинения продолжения и отдельных линий сказки или рассказа, не отраженных в сюжете, определяется как включенность ребенка и взрослого в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач.

Действие этих механизмов обеспечивает феномен пространственно-временного смещения в другую, вымышленную реальность, когда сказка или рассказ становится третьим лицом в этом диалоге, сотворчестве ребенка и взрослого.

Интересно, что открывающееся при этом знание даже больше недоступно взрослому, чем ребенку.

В первую очередь, это относится к совместному чтению сказок.

С такой точки зрения сказки не могут быть хорошими или плохими – они могут быть живыми, способными «Бросать душу в лица слушателей», или мертвыми, не оставляющими след в душе. «Плохая», страшная, на первый взгляд, сказка является настолько живой, что способна залечивать душевные раны. И наоборот, казалось бы, добрая и «правильная» ее интерпретация, которую ребенок воспринимает как самостоятельное произведение, может формировать из маленького человека эгоиста, разрушая механизмы его нравственного иммунитета. В качестве примера первой можно привести знаменитую «Русалочку» Г. Х. Андерсена. В качестве примера второй – ее же, но в мультипликационном варианте, когда ребенок не чувствует значение и смысл перерождения Русалочки в Дочь воздуха, ее силы и могущества, ее появившейся способности влиять на обстоятельства своей и чужой жизни. Тот стереотип восприятия жизненной проблемы, которую пыталась и не смогла решить девушка в сказке, задается наиболее сильно в диснеевском сериале про принцессу-русалочку. Он выражается в том, что любить – больно, так как нужно жертвовать собой, поэтому следует иметь папу-царя и таких друзей, которые будут выручать тебя из всех трудных ситуаций.

Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Полутора - двухгодовалый ребенок может быть сосредоточен на книге 1 – 2 минуты, но и детям постарше Читают не более 15 – 20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Как бы ни понравилась книга ребенку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книгой и как сосредоточенно он будет слушать ее и рассматривать! Конечно, речь идет об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребенок может слушать намного дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком (мамой, папой, бабушкой, он то отключается, то слушает вновь.

Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтение тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т. д.

Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка.

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга – это не игрушка. Приучайте детей аккуратно обращаться с книгой.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы ребенок чувствовал, что повествование обращено к нему, а вам было видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, но не перебарщивайте.

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать.

8. Читайте малышу вслух каждый день. Непременно продолжайте совместное чтении и тогда, когда ребенок научится читать.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве.

12. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Публикации по теме:

«Книжка первая моя»«Книжка первая моя» Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным.

Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру»Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру» Презентация для воспитателей. «Вхождение ребенка в книжную культуру» В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения.
Опубликовано: 18 июля 2013 в 22:55
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Зайка беленький сидит» — детский мастер-класс.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер - класс «Зайка беленький сидит». «Кто в горку бегом, а с горы кувырком… » В...
Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе «Волшебница вода»
Цели: -познакомить детей с основными свойствами воды, основываясь на проведенном опыте. - формировать представление о том, что вода является жизненно...
Фотоотчет «В царстве елок» Поделки родителей с детьми в рамках проекта «Берегите...
Проект «Берегите елочку! » Вид проекта: исследовательско-творческий, агитационный. Продолжительность: краткосрочный. Цель: Воспитывать любовь к...
Композиция «В ожидании Нового года…» — использование нетрадиционных техник...
Описание: в мастер-классе представлено описание изготовления поделки к Новому году. Работа предназначена для детей младшего дошкольного возраста,...
Аппликация «Снежинки-веселинки»
На изготовление снежинок - веселинок меня вдохновил пост Оксаны Корнеевой «Весёлые снежинки». Снежинки были настолько милы, что не оставили меня равнодушной....