МААМ-картинки

Взаимодействие педагогов ДОО и родителей

Елена Босий
Взаимодействие педагогов ДОО и родителей

Взаимодействие педагогов ДОО и родителей (законных представителей) обучающихся — разновидность социального взаимодействия, в полной мере соответствующая всем его механизмам. Взаимодействие с родителями детей начинается с взаимного восприятия. Внешность, мимика и микро мимика, стиль одежды, речь и особенности ведения диалога, — все это и многое другое создают у участников взаимодействия некую первичную картину, на основе которой в дальнейшем может выстраиваться весь процесс взаимодействия. Психологи предостерегают, что первое впечатление не всегда может дать объективную картину, есть множество стереотипов, барьеров общения, а также существующих только здесь и сейчас состояний и эмоций, которые могут помешать объективному восприятию.

Публикация «Взаимодействие педагогов ДОО и родителей» размещена в разделах

Следует отметить, что педагоги и родители в ситуации сотрудничества заинтересованы в достижении взаимопонимания, проявляют уважение друг к другу и интересам каждой стороны. Методом их сотрудничества выступает диалогическое общение, в котором важны желания и переживания всех сторон. Педагоги и родители активно ищут совместные и наиболее эффективные пути решения стоящих задач, осуществляют планирование, распределяют совместно точки приложения сил с учетом реальных возможностей каждого.

Диалог как форма взаимодействия достаточно близок сотрудничеству. Здесь также присутствуют субъект-субъектное общение, безоценочное принятие друг друга, нацеленность на достижение общего позитивного результата. Основным отличием, как указывают специалисты, является отсутствие осознанности сторонами общих целей. Каждая из сторон может видеть собственные цели, но быть направленной на общий результат. В диалоге важны равенство позиций, признание без критики взглядов и установок другого, стремление к эффективности взаимодействия, поиск эффективных путей достижения результата.

Соглашение в психологии рассматривается как договоренность сторон об их позициях, выполняемых ролях, функциях. В контексте данной ситуации педагоги и родители осознают необходимость договориться и выстраивать совместные действия. Благополучие ребенка и его успешность являются здесь тоже ведущими мотивами. Поэтому стороны, с четким пониманием возможностей и потребностей друг друга, приходят к соглашению о том, какие внутренние и внешние действия будет совершать каждый, какая «территория» неприкосновенна.

Встречается и другой тип, гораздо менее эффективный, — индифферентность. В данном случае стороны также выступают субъектами взаимодействия, но их цели и задачи различны. Основная характеристика индифферентного общения — равнодушие. И педагоги, и родители участвуют в совместной деятельности по формальному признаку, абсолютно безучастны к происходящему. В качестве примера можно привести формальное проведение родительских собраний. Педагог организует его, поскольку это есть в плане его работы. На собрании дается общая информация, которую можно было бы донести и в письменном виде через информационно-коммуникационные формы общения. Родители приходят на собрание также формально, поскольку выполнение социальной роли родителя предполагает их посещение, при этом на собрании родитель может просто безучастно сидеть, ожидая окончания мероприятия, или быть погруженным во внутреннюю (или даже, благодаря современным гаджетам, внешнюю) деятельность. Индифферентность не всегда бывает двухсторонней. Иногда она проявляется только с одной стороны и в этом случае достижение положительных результатов осложнено.

Следующие типы взаимодействия — опека и подавление — характеризуются, прежде всего, субъект-объектным характером взаимодействия. При опеке одна из сторон — потребитель, а вторая — передатчик. Здесь формируется потребительская позиция опекаемых. Односторонне-потребительская позиция характеризуется отсутствием общей осознаваемой цели, неготовности вкладываться во взаимоотношение. Подавление — тип взаимодействия, в котором одна сторона оказывает давление на другую, вынуждает к пассивному подчинению. Подавление может быть явным, но, если говорить о взаимодействии педагогов и родителей, чаще всего оно носит скрытый характер. Основными методами выступают указания и предписания, требования. Подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, возникновению отрицательных эмоций, а в дальнейшем часто к конфронтации.

В процессе работы воспитателю приходится примерить на себя все виды общения и от того на каком он остановится во многом будет зависеть результат его работы. Успешное взаимодействие с семьей воспитанников особенно актуально, если у детей имеются проблемы в развитии. Выбирая тип взаимодействия мы, во многом определяем будущие отношения в группе, формируем климат коллектива, а значит и успешность своей работы. Педагогу в любом случаи придётся взаимодействовать с родителями своих воспитанников и каждому придётся выбрать комфортный вид отношений, главное чтобы эти отношения стали гармоничными и были направленны на достижение результатов гармоничного развития детей.

Публикации по теме:

Взаимодействие педагогов, родителей и социальных партнеров. Фотоотчет об участии детей в фотоконкурсе «Счастливое детство»Взаимодействие педагогов, родителей и социальных партнеров. Фотоотчет об участии детей в фотоконкурсе «Счастливое детство» Считанные дни остались до лета и летних каникул, а в первый день лета, 1 июня, почти во всех странах мира отмечается Международный день.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде»Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» В большинстве случаев, особенно в детстве, очень важно находить общий язык.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Взаимодействие педагогов с родителями в рамках проекта по театрализованной деятельностиВзаимодействие педагогов с родителями в рамках проекта по театрализованной деятельности Опыт работы. Любой педагог подтвердит, что выстроить эффективное и регулярное сотрудничество с родителями воспитанников – задача непростая.

Отчет работы по теме «Лето». Взаимодействие педагогов, детей и родителей в период самоизоляцииОтчет работы по теме «Лето». Взаимодействие педагогов, детей и родителей в период самоизоляции Беседа "Что такое лето"Цель:формирование обобщающее понятия "лето"Работа в рабочих тетрадях по речевому развитию и обучению грамотеСоставление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов ДОО и родителей
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 10:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД